22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

Пыльный Томск

О причинах запыленности Томска и что с этим можно сделать

Пыльный Томск
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Каждый год с приходом весны Томск сталкивается с одной и той же проблемой — пыль и грязь. И пыль — это особая боль. В сухую и ветреную погоду она не оставляет шанса остаться чистым на улице: поднятое ветром пылевое облако стеной движется навстречу, словно ты оказался в пустыне.

Почему так происходит? Есть несколько причин, и Томск, судя по всему, собрал их все.

Почему так много пыли?

Минимум последние две недели в Томске стояла сухая и временами очень даже теплая погода. Весеннее солнце располагало бы к прогулкам, если бы не одно большое «но» — пыль и песок, летящий навстречу при дуновении ветра. За последние пару недель мне довелось побывать в разных районах Томска — от площади Ленина до Авангарда. Проблема с пылью есть везде, хотя, конечно, на проспекте Ленина грязи меньше. Особенно если сравнивать с улицами Мичурина, Рабочей, Иркутским трактом.

В минувшие выходные ветер был довольно сильный, из-за чего пыльное облако покрывало меня буквально каждые 5—10 минут, пока я шла пешком. Спасали только капюшон на кофте и маска, здесь она действительно пригодилась. Телефон в такую погоду лучше надолго не доставать, так как буквально через пару минут он покрывается тонким, едва заметным, но все же ощутимым слоем мелкого песка, который нужно стирать.

Весенне-летняя пыль — это проблема многих городов, Томск здесь не уникален. Очень сильно, например, сейчас страдает соседний Новосибирск. Местный мэр Анатолий Локоть связывает запыленность Ленинского района Новосибирска со строительством четвертого моста. Частично он прав, но это только один из факторов.

Если коротко, появлению пыли способствуют следующие факторы:

  • открытый грунт;
  • песок, которым зимой посыпают дороги и тротуары;
  • парковка на газонах;
  • некачественное благоустройство;
  • вырубка деревьев;
  • шипованная резина у авто.

Грунт

Открытый грунт — это строительная площадка, газоны с землей вместо рулонов с травой, незавершенные раскопки. Газоны, где вместо растительности просто лежит земля, — это постоянный источник грязи и пыли, которая в сухую и ветреную погоду разлетается по округе каждый раз, когда дует сильный ветер.

В администрации Томска признают: основной источник грязи в городе — это открытый грунт, который есть на газонах, несанкционированных парковках (об этом поговорим отдельно), стройплощадках.

— Пыль и песок распространяет прибывающий в город транспорт: фуры и обычные легковые автомобили, выезжающие, к примеру, на дачные участки, — сказал мне представитель администрации.

В идеале открытого грунта в городе быть не должно, его нужно укрывать, например, крупной галькой, пока не появится посаженная растительность. Но этим нужно заниматься, сама проблема не решится.

Еще два года назад сотрудник департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Томска рассказывал мне, что к решению проблемы открытого грунта нужно подходить комплексно: делать закрытые газоны, поднимать бордюры. Если этого не делать, при возможности там могут начать парковать автомобили. Он отмечал, что небольшими участками эта работа в городе ведется.

Что касается стройки, здесь тоже есть масса кейсов, как решить проблему с распространением пыли. Например, грамотно делать ограждения, а еще — мыть машины перед выездом со стройплощадки. Так делают в Японии; и машины моют полностью, не только колеса. Такое вот уважительное отношение к окружающим.

Песок

Вы наверняка замечали большое количество песка на дорогах около бордюров, да и просто на тротуарах. Большая часть из этого — это песок из песко-соляной смеси, которой зимой посыпают дороги и тротуары. Ежегодно «ТомскСАХ» высыпает на улицы порядка 20 тысяч тонн песко-соляной смеси.

Весной снег уходит, а этот песок остается с нами. Убрать его помогли бы сильные дожди, но таковых пока не было. Коммунальщики хоть и моют улицы, но этого не хватает, чтобы очистить город быстро. Весь город, а не только проспект Ленина.

Как рассказали в «ТомскСАХ», условно виды летних работ по содержанию дорог города можно разделить на четыре группы:

1. Механизированная (силами спецтехники) очистка проезжей и прилотковой частей дорог подметально-уборочной вакуумной техникой. Подметально-уборочные машины, как и вакуумные, оснащены резервуарами под очищаемый с улиц смет.

2. Поливомоечная уборка: проезжей части, тротуаров (технических и пешеходных), барьерных и перильных ограждений и так далее. Мойка заключается в вымывании с асфальта и тротуарной плитки грязи, пыли. После данных работ включается подметально-уборочная техника, которая производит сбор очищенной таким образом грязи.

3. Разметание щеткой тротуаров и проезжей части тракторами и мини-техники. В «ТомскСАХ» говорят, что этот вид работ проводится только в ночные смены с увлажнением. Сор сметается в прилотковую часть дорог, чтобы потом, опять же, подметально-уборочная техника смогла произвести очистку.

4. Комбинированный метод уборки. Здесь применяется ручной труд уличных и работа спецтехники. На предприятии говорят, что это один из самых эффективных способов борьбы с зимними накоплениями.

— Эти способы уборки применяются одновременно на всех улицах вверенной территории города, но чуть больше внимания уделяется центральным и основным магистралям, в особенности в преддверии майских праздников. В целом очистка улиц города после зимнего сезона — это трудоемкое круглосуточное производство огромного комплекса работ, эффект от которого наступает накопительным способом, примерно в течение месяца, — рассказали в «ТомскСАХ».

В администрации также отмечают, что городские службы благоустройства в качестве противогололедного средства используют просеянный песок и гравий мелкой фракции. По их словам, они образуют «значительно меньше пыли на улично-дорожной сети».

В апреле заместитель мэра Вячеслав Черноус рассказывал журналистам, что раньше для посыпки улиц использовался обычный речной песок, в котором попадались глинистые фракции, они перетирались и образовывали пыль. В этом году, по словам Черноуса, коммунальщики использовали чистый мытый песок. Он сказал, что песка на дорогах осталось больше по сравнению с прошлым годом, но убирать его гораздо легче.

Песка осталось больше, вот это точно.

По мнению российского журналиста и урбаниста Ильи Варламова, от песка российским городам нужно отказываться совсем. По его словам, есть примеры, когда тротуары зимой посыпают гранитной крошкой. Весной ее можно собрать, помыть и использовать повторно. Самое главное — она не летает пылью в воздухе.

Парковка на газонах

Парковка в неположенном месте — это полностью вина того водителя, который решил, что ему можно запарковаться на тротуарной плитке, которая не предназначена для этого, или на газоне с открытым грунтом, собрать на шины грязь и выехать потом в город, разнося эту грязь повсюду.

Это не единичные случаи, их сотни. И плюс один фактор к причинам запыленности города.

При этом в 2018 году в Томской области принимали поправки в региональный КоАП, предусматривающие штрафы за парковку транспортных средств на газонах.

Шипы, некачественное благоустройство и деревья

Еще одна причина образования грязи на городских улицах — истирание верхнего слоя асфальтобетонного покрытия под воздействием шипованных шин. Об этом говорят и в администрации.

В Финляндии ученые пришли к выводу, что около 75 % от всей пыли, которая есть в Хельсинках, возникает вследствие истирания асфальта шипами. По их словам, частицы этой пыли могут быть настолько мелкими, что способствует их проникновению в дыхательные пути и дальнейшему оседанию в легких, что тоже, конечно, не полезно.

Эта проблема повсеместная, и в разных странах пытаются ее решить. По большей части — за счет ограничения скорости для авто с «шиповками» и временем, когда их можно использовать. Например, во Франции шипованные шины разрешены только с 1 ноября и по 31 марта. Ограничения скорости — до 50 км/ч в городах и 90 км/ч за городом.

Некачественное благоустройство приводит к разрушению тротуарной плитки, появлению грязи после дождей и, как следствие, распространению пыли в городе.

По мнению Ильи Варламова, крупномерные деревья в городе — это основа его хорошей экологии, они в том числе являются преградой для ветра и не дают разносить грязь и песок.

В Томске в последние годы уже не раз поднималась проблема с обрезкой деревьев и их вырубкой. Наш город богат на бальзамические тополя. Большая их часть была высажена в 1950—1960-е годы и сегодня требует полноценной замены. А на это нужно много денег, которых у Томска сегодня нет. Поэтому старые деревья либо максимально некрасиво обрезаются, либо от них остаются пеньки.

Ампутанты на улицах: что происходит в Томске с деревьями?

Еще пару слов хочется сказать о чистоте в целом. Все постоянно повторяют, что Томск — умный город. Но совершенно непонятно, почему умный город оставляет после себя столько мусора? Специально искать его не нужно, такую картину можно встретить почти на любой улице.

Смотрите также

Комментарии