Instagram и Facebook запретили в России. Что теперь?
Компанию Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) признали в России экстремистской организацией. Что это значит для пользователей?
21 марта Тверской суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры России и признал компанию Meta Platforms Inc. экстремистской организацией. Ее деятельность запрещена на территории РФ. Также запрещена и признана экстремистской деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, которые принадлежат Meta.
Попробуем разобраться в том, как эти решения скажутся на пользователях.
Почему Meta стала экстремистской?
Признать Meta экстремистской организацией просили Роскомнадзор и Генпрокуратура. Это связано с тем, что американская компания временно изменила свою политику модерации по негативным высказываниям пользователей Facebook и Instagram на фоне ситуации на Украине. Компания перестала удалять в некоторых странах угрозы и призывы к насилию в отношении российских военных, высказанных в этих соцсетях. В Meta отмечали, что по призывам в адрес обычных граждан России политика модерации не изменится.
Позже в Meta заявили, что компания не потерпит любой формы дискриминации, русофобии или призывов к насилию по отношению к россиянам.
21 марта Тверской суд Москвы удовлетворил иск о признании деятельности Meta и ее социальных сетей экстремистской.
Решение об объявлении Meta экстремистской вступит в силу через месяц, если компания не будет оспаривать его в суде, либо сразу после рассмотрения апелляции в случае проигрыша компании. Однако решение о блокировке Facebook и Instagram вступило в силу немедленно.
Можно ли публиковать посты?
Прокурор, выступавший в суде по делу о признании Meta экстремистской организацией, заявил, что использование гражданами и компаниями Facebook и Instagram не может быть признано экстремизмом. Россиян не будут привлекать к ответственности за использование этих платформ.
Если опираться на это заявление, получается, что иметь аккаунты и публиковать посты в Instagram и Facebook будет безопасно.
При этом Facebook начали блокировать в России еще 4 марта, а Instagram — 14 марта.
Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев сказал РБК, что ведение своих аккаунтов в социальных сетях, в том числе при помощи VPN, не будет подпадать под признаки деятельности запрещенных в России организаций. Исключение — посты, содержащие «призывы экстремистской направленности».
Что с упоминанием и логотипами?
При упоминании Meta и ее приложений в своих соцсетях и блогах нужно будет указывать, что она объявлена экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории РФ. Это требование касается и обычных граждан. Немаркировка может грозить ответственностью по части 2 статьи 13.15 КоАП РФ.
Логотипы Instagram и Facebook также нельзя будет использовать после внесения Meta в реестр экстремистских организаций, говорят правозащитники проекта «Сетевые свободы».
При этом они отмечают, что вся административная и уголовная ответственность может наступить «только после внесения Meta в реестр экстремистских организаций» Министерства юстиций РФ.
ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскомнадзора пишет, что российские СМИ не должны демонстрировать логотипы Meta и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram.
— Согласно статье 4 закона РФ «О средствах массовой информации», при распространении информации российские СМИ обязаны маркировать такую организацию и ее социальные сети в своих редакционных материалах. Маркировка должна содержать указание, что ее деятельность на территории России запрещена. Ответственность для СМИ за отсутствие такой маркировки наступает после включения Минюстом России экстремистской организации в соответствующий перечень», — заявили в РКН.
Кроме того, Facebook и Instagram будут исключены из реестра соцсетей России. А Meta исключат из перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории России.
Юрист Павел Чиков отмечает, что любая публичная демонстрация символики — на сайте, на дверях магазина и кафе, на автомобиле, в соцсетях, на постерах, визитках — «будет основанием для привлечения к административной ответственности (статья 20.3 КоАП РФ)».
А заказ рекламы в обеих социальных сетях либо торговля акциями Meta, по словам Чикова, могут квалифицироваться «как финансирование экстремистской деятельности — это уголовная ответственность (статья 282.3 УК РФ)».
Можно ли делиться ссылками на посты в этих соцсетях?
Однозначного ответа пока нет. «Сетевые свободы» пишут, что теоретически такое действие может считаться распространением материалов, то есть участием в деятельности экстремистской организации. За это может грозить ответственность по статье 282.2 УК РФ.
— Скорее всего, применяться статья будет выборочно — привлечь к ответственности всех людей, кто делится ссылками в интернете, не представляется возможным, — говорят правозащитники.
А что с WhatsApp?
В заявлении суда было сказано, что решение по компании Meta не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp «ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».
Но многие юристы сегодня отмечают, что ситуация с признанием социальных сетей Meta запрещенными в связи с экстремистской деятельностью в целом беспрецедентная. По некоторым аспектам пока непонятно, как может развиваться ситуация.