«Не хочу отдавать сына в Дом ребенка!»
Уже неоднократно портал «В Томске» обращался к своим читателям с просьбой оказать посильную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И мы были очень признательны всем, кто откликался на наш призыв. Значит, не совсем очерствели наши сердца, значит, не все мы способны, опустив глаза, пройти мимо чужого горя. К сожалению, помочь всем невозможно, но попытаться сделать жизнь лучше хотя бы для нескольких людей – уже целое дело.
На днях к нам позвонила молодая девушка с красивым именем Рикарда. Голос был приятный, но с нотками усталости и отчаяния, и никак не вязался с ее возрастом – 19 лет. В двух словах она рассказала свою историю, мы договорились о встрече, и в преддверии Светлой Пасхи я отправилась к ней домой.
Домом оказалась съемная квартира. Нет, даже не квартира, а крохотная комнатка в общежитии секционного типа, где все бытовые удобства находятся в коридоре. В саму же комнату помещается только диван, письменный - он же кухонный - столик и холодильник. Стоит аренда в здешнем общежитии 4500 рублей. Такие секционки в ходу у одиночек – вдвоем разместиться на столь миниатюрной площади сложновато. Рикарда же живет в комнате с Максимом – так зовут ее полугодовалого сына. Пока малышу много места и не требуется: вместо кроватки у него диван, а если хочется поиграть, то мама расстилает на полу одеяло, кладет на него игрушки – и все, детская площадка готова.
- Моя ситуация, по сути, напоминает многие, - начала рассказ Рикарда. – Встретила молодого человека, завязались отношения, потом я забеременела. Как оказалось, мой парень не был готов к такому повороту событий и предпочел оставить меня с подступившими отовсюду проблемами один на один. Максиму уже полгода, но папа еще ни разу его не видел, да и не горит таким желанием...
Так вышло, что уже с детства Рикарда привыкла к трудностям. Родившись в неблагополучной семье, она становилась свидетелем сложных отношений между родителями, а с появлением в доме мачехи старалась больше времени проводить с бабушкой. «Я ее называю мамой до сих пор», - признается девушка.
Порой даже бабушка не могла контролировать ситуацию в семье, в итоге первый класс девочка провела в приюте. Отношения с мачехой не сложились сразу, а с появлением на свет внука та и вовсе дала понять, что такое беспокойное соседство ее не устраивает. В итоге, говорит Рикарда, пришлось выбирать: или оставаться дома и терпеть унижения, или снимать жилье.
- На съем квартиры денег у меня не было, пришлось искать варианты. В итоге нашла эту секционку, теперь на ее оплату идет моя пенсия по потере кормильца, - поясняет девушка.
Именно эта пенсия, которую она стала получать после смерти матери, сегодня является для молодого семейства самым большим подспорьем. Помимо нее, Рикарда получает стипендию в 500 рублей – она студентка Томского колледжа дизайна и сервиса, и пособие на ребенка - 2500 рублей. Периодически какие-то деньги ей подкидывают бабушки, но с их небольшими пенсиями эта помощь оказывается по минимуму.
- В целом я справляюсь сама. Но есть проблема. Я учусь, и сейчас у меня идет практика – она продлится до конца июня. Пропускать ее не могу, иначе меня исключат. Если же исключат, то я лишусь пенсии по потере кормильца, а она пока для меня главный источник дохода. Вся проблема в том, что мне не с кем оставить сына. Максиму всего полгода, стоим в очереди на получение путевки в сад, но нам сказали, что, может быть, мы ее получим в следующем году. А оплату няни я не потяну, - констатирует молодая мама.
Прежде чем пойти на крайние меры и обратиться к нам, Рикарда предпринимала попытки найти выход из сложной ситуации. Обращения в департамент образования Томска ничего не дали. Там молодой маме ответили, что сегодня в городе нет садов или организаций, которые бы принимали детей возраста до полутора лет. Причем по типовому положению о комплектовании ДОУ государство должно обеспечивать условия по уходу за детьми с двухмесячного возраста, но на деле не все регионы это условие выполняют. И наш город не стал исключением.
- Я звонила в несколько садиков, где по уставу должны брать детей возраста меньше года. Там согласились, что по уставу брать должны, но заявили,что не имеют условий для содержания таких ребятишек, - вспоминает Рикарда.
Также она обращалась в областной департамент по вопросам семьи и детей. Как оказалось, ведомство занимается детьми с трех лет. Все, что там могли предложить: отдать Максима на время в Дом ребенка. Все другие варианты, в том числе группы дневного пребывания в социальных центрах и патронажные семьи, рассчитаны на детей с трех лет. Но отдавать малыша в Дом ребенка Рикарда не хочет, ведь тогда она сможет видеться с Максимом только в стационаре, да и условия содержания детей в учреждении наводят мать на серьезные размышления.
- Если честно, я уже руки опустила, - признается девушка. – Ничего не хочется - просто живу как живу. Практику пропускаю уже с 15 марта. Время идет. Так что обращаясь к вам, я пошла на крайность: может кто-то откликнется и согласится сидеть с Максимом, чтобы я могла пройти практику. По расписанию мне необходимо быть в колледже с восьми утра до половины третьего. Может, найдутся добрые люди... Главное, чтобы они были надежные.
Если вы готовы помочь одинокой матери, звоните по телефону: 8-903-914-41-93. Рикарда и ее сынишка очень ждут вашего звонка.