25 ноября, понедельник
-3°$ 102,58
Прочтений: 13017

Оппозиция. Скорее — есть или скорее — нет? (мнения)

Оппозиция. Скорее — есть или скорее — нет? (мнения)
Фото: www.znaikak.ru

Сегодня в Томске проходит митинг в поддержку всероссийского протестного движения. Акция направлена против политической монополии «Единой России» и социально-экономического курса правительства. Ожидается, что она объединит усилия представителей большинства оппозиционных сил города. Информация о митинге появилась около двух недель назад, и с тех пор в Интернете не утихают споры: есть ли в городе реальная оппозиция и способна ли она повлиять на сложившуюся ситуацию в Томске и в стране в целом. Высказать свое мнение по этому вопросу мы попросили наших экспертов.

Иван Тютрин, председатель томского отделения демократического движения «Солидарность»:

- Безусловно, в Томске оппозиция есть. Ее в СМИ делят на системную и несистемную. К первой относятся парламентские партии, которые состоят в некой связи с Кремлем и придерживаются определенных правил поведения. Ко вторым причисляют «Объединенный гражданский фронт», коалицию «Другая Россия», движение «Солидарность». Их задача – отражение реальной ситуации в стране, главный принцип деятельности – отсутствие каких-либо переговоров с властью. Что касается Томска, то, мне кажется, хорошим ответом на вопрос об оппозиции могут служить результаты последних выборов мэра. Есть основания полагать, что оппозиционный кандидат победил, но был смещен на второй план за счет действий известного административного ресурса. Если говорить о предстоящем митинге, то здесь есть один большой плюс, который выгодно отличает Томск от других регионов. Дело в том, что у нас создана широчайшая оппозиционная коалиция. При этом представители системной оппозиции, например, КПРФ, смогли объединиться с несистемной, хотя федеральным руководством коммунистов в ряде регионов запрещены совместные действия с ОГФ и «Солидарностью». Но нужно помнить, что в условиях сильнейшей пропаганды, которую организовала власть по всем телеканалам, противостоять ей очень тяжело. Подавляющее большинство людей ориентируются на информацию, которая идет по главным каналам страны, а она зачастую показывает те или иные ситуации весьма необъективно. Поэтому оппозиция находится в своеобразном гетто: тяжело добраться до источника информации, действует серьезная цензура и самоцензура. К тому же нельзя забывать про страх, который сохраняется в сознании многих граждан еще с советских времен. Это страх перед режимом, силовыми структурами. Тем не менее, в стране растет недовольство, и все больше людей выходят на улицы с требованием отставки Путина, который олицетворяет сложившийся режим. Если брать томичей, то говорить о том, что они готовы активно вливаться в происходящие процессы, пока рано. Хотя определенные сдвиги есть и они весьма существенны.

Андрей Соколов, журналист телекомпании ТВ-2:
- Оппозиция в Томске сегодня есть и она весьма разнородная, он не слишком массовая. Однако в нынешних условиях, когда конформизм стал нормой для большинства людей - и сытные путинские годы этому весьма способствовали - это вполне закономерно. Массовой оппозиция пока быть и не может. Другой вопрос, что на предстоящем митинге попытка объединить все оппозиционные силы может оказаться небезуспешной, поскольку основную массу людей планируют вывести на улицу коммунисты, у которых традиционно поддержка довольно высокая со стороны пожилого электората.
Однако далеко за рамки этой акции данное объединение сил, я думаю, не выйдет, потому что с идеологической точки зрения там объединяются слишком разные группы. С одной стороны, коммунистические группы и радикалы вроде АКМ, национал-большевиков, с другой, - вполне либеральные представители «Яблока» и «Солидарности», которые придерживаются предельно буржуазных демократических ценностей. Вряд ли их сотрудничество будет долгим, но сейчас политическая обстановка диктует оппозиции необходимость объединяться, и она готова делать это в рамках подобных акций. Другое дело, что в последние годы в стране настойчиво создавалась система, в которой любые народные волнения, кроме, пожалуй, массовых погромов, вряд ли могут серьезно повлиять на расстановку политических сил. Решения сегодня принимаются не на улицах, а в кабинетах, и в данном случае такие акции протеста – это способ заявить свою позицию. Это может подвигнуть московские власти к каким-то действиям, но вряд ли они будут радикальными и уж точно подобные митинги не приведут к отставке правительства и Путина. К тому же, я не вижу массового запроса у общества на ту же отставку премьера. В беседах с простыми гражданами понимаешь, что проблемы, которые становятся очевидными сегодня, большинство из них вовсе не связывает с работой Путина. Поэтому для его позиций эти массовые акции особого урона нанести не могут. Но это должно быть важным для самой оппозиции, потому что если акций будет много, они заставят людей, не задумывающихся сегодня о политической ситуации, вникнуть в нее.

Алексей Щербинин, заведующий кафедрой политологии ТГУ:
- Я думаю, что протестные акции – это хорошая тенденция. Сейчас в стране нарастает моральная депрессия, связанная с процессом экономического и социального кризиса. И запрет на выступления тех, кто не согласен с ходом нынешнего курса, еще больше бы усугубил положение дел. То, что различные партии объединяются, - это даже не компромисс, а возможность использовать шанс. Большинство партий идут на осенние муниципальные выборы, и часть оппозиции, например, КПРФ, испытывает определенный оптимизм по поводу исхода голосования в регионах, потому и стала организатором митинга.



Никита Кирсанов, доцент кафедры культурологии и социальных коммуникаций ТПУ:
- Я сам неоднократно устраивал митинги и в то же время пытался наладить конструктивный диалог с чиновниками, поэтому могу сказать следующее. Проблема взаимодействия власти и граждан имеет два аспекта. Первый – поначалу власть очень легко идет навстречу людям, и создается впечатление, что оппозиция ломится в открытые двери. Но главные сложности начинаются на следующем этапе, когда начинаешь налаживать механизм с властью для решения каких-то проблем – здесь чиновники устраивают саботаж, идет просто мотание нервов. Но именно этот этап – самый важный для становления гражданского общества. Потому что гражданское общество - это не протестность среди протестности, а способность решать общезначимые проблемы самостоятельно, в случае необходимости привлекая к этому чиновников. Если честно, я не совсем понимаю цель данного митинга. Мне кажется, призывы отправить в отставку Путина – это то, что первое подвернулось. Понятно, что никто его с поста не уберет. И вообще, еще надо подумать, что произойдет после его ухода. Некоторые радуются, мол, ура, государство разваливается. Эта логика мне не совсем понятна. Выходит так: милиция у нас плохая, значит надо ее распустить, а мы сами будем себе милиционерами, и наступит царство порядка. Или – учителя плохо учат, давайте их повыгоняем, и все будут грамотными. При этом люди не задумываются, что так будет еще хуже. Хотелось бы, чтобы протестующие почетче представляли себе, что конкретно они добиваются. Мой опыт организации акций подсказывает, что эффекта больше, если протест подводить под какие-то проекты. Например, в Томске была разработана программа сохранения деревянного зодчества. То есть был готовый документ, который надо было заставить работать. Этим мы и занялись. В итоге добились неплохих результатов, по крайней мере, в городе начали ремонтировать старые деревянные дома.

Александр Деев, редактор газеты «Томская неделя», депутат городской думы:
- В любом демократическом обществе, независимо от того, кто им руководит, оппозиция существует и должна существовать. В Томске оппозиция есть, но она несколько разрозненна. При этом некоторые ее действия мне не нравятся, но это относится к экстремистски настроенным личностям, которые совершают противоправные поступки. Оппозиция проявляется у нас в решениях ряда политических партий, например, КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, и в работе некоторых депутатов разного уровня. Вообще я не сторонник выходить на улицы с протестными акциями, но граждан страны просто довели до точки, загнали в угол и сейчас они пользуются конституционным правом, чтобы выразить недовольство сложившейся ситуацией. В связи с этим я рассматриваю субботний митинг как начало широкомасштабных действий томичей в защиту своих прав и свобод. Его уникальность в том, что впервые в истории томской политической жизни будет принято решение о консолидации усилий и создании постоянно действующего оргкомитета, куда войдут представители партий, общественных движений и граждан для отслеживания ситуации и при необходимости – ее корректирования.

Алексей Федоров, первый секретарь томского обкома КПРФ:
- С оппозицией стали считаться – об этом свидетельствует, например, последнее послание президента, в котором говорится об усилении роли оппозиционных партий и уже не говорится о монополии одной партии в будущем. И протестные акции, в том числе и сегодняшняя, подчеркивают, что к населению надо прислушиваться. Мы хотим показать, что выдвигаемые нами предложения направлены на улучшение жизни в стране, а не на ухудшение. Что касается требований отставки Путина и того, что мы, дескать, никого не предлагаем на его место, то свято место пусто не бывает, обязательно найдется другой кандидат на этот пост. Вообще же наша партия выступает за формирование правительства народного доверия, куда бы вошли не только правящая элита, но и представители оппозиционных сил. Главное, чтобы это были профессионалы в своем деле.

Мнения записала Олеся Бутолина

Смотрите также