«Дюна» Дени Вильнева: рецензия на главный блокбастер года
В прокат вышел один из самых ожидаемых и лучших фильмов всей эпохи пандемии, но с ним все равно что-то не так
На этот раз мы обойдемся без перечисления всех новинок кинотеатров недели. Остановимся лишь на одном фильме, но зато каком! «Дюна» (12+), фильм, который снял один из лучших режиссеров современности Дени Вильнев. Автор «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049». Премьера ленты в формате «вне конкурса» прошла на только что отгремевшем Венецианском кинофестивале и уже оказалась в прокате — настоящий подарок для любителей по-настоящему большого кино.
Немного истории. Новую экранизацию «Дюны» ждали целых пять лет. Именно столько прошло с новости о том, что студия Legendary Pictures приобрела права на роман великого Фрэнка Герберта, написанного в 1965 году. Слухи о том, что работать над фильмом будет Вильнев, который пригласил в свой проект россыпь голливудских звезд, появилась намного позднее.
Впрочем, «Дюну», ясное дело, пытались экранизировать и до этого. Роман — культовая вещь. Именно он вдохновил Лукаса на «Звездные войны», а также повлиял на создание «Хроник Риддика» и творчество Хаяо Миядзаки.
Первую попытку адаптировать книгу под большие экраны в середине 70-х предпринял Алехандро Ходоровский. Он позвал с собой и Мика Джаггера, и Сальвадора Дали, но денег на экранизацию толком так и не нашлось (потом вышла документалка о попытках снять фильм).
Чуть позже, в 1984-м, за дело взялся сам Дэвид Линч. Как бы ни относились к его детищу фанаты, но сам режиссер считает свою картину со Стингом и Кайлом МакЛокленом неудачной. Затем были и сериалы от канала SyFy, в которых нашлось место не только оригинальному роману, но и многочисленным продолжениям, но это уже был сугубо телевизионный проект. Теперь за дело взялся Вильнев. И он смог победить всех своих коллег. На фильм ему дали 165 миллионов долларов.
Сюжет толком не изменился. Отправляемся в далекое-далекое будущее, где Вселенная больше напоминает империю, полную феодалов. Планетами управляют аристократы, называющие себя Домами. Главной ценностью в эти времена стал спайс (в дубляже будут говорить «специи») — наркотик, важный для работы космических кораблей. Добывается спайс только на планете Арракис — пустынной местности, которая страшна не только гигантскими червями, но и властью главы Дома Харконнен, барона Владимира. Вскоре Император заставляет Харконненов покинуть Арракис и отправляет следить за планетой правителя планеты Каладан герцога Атрейдеса. С собой он берет наложницу, леди Джессику и сына Пола, которому уже много месяцев подряд снится девушка с синими глазами из рода фременов — аборигенов Арракиса. Атрейдесы прибывают на планету и начинают исполнять волю Императора, но Харконнены не собираются отдавать ценные специи другому Дому.
Уже здесь, в середине нашей рецензии, сразу скажем о главной слабости «Дюны» Вильнева. Это незаконченное кино. Да-да, ходят слухи, что это лишь первая часть, но когда выйдет вторая и будет ли она вообще — величайшая загадка Голливуда. Таким образом, мы имеем лишь огрызок романа. Даже не половину книги, а третью часть. После просмотра у фанатов первоисточника точно будет чувство, что их обманули. Представьте, если «Братство кольца» было бы единственным фильмом «Властелина колец». Ситуация, прямо скажем, плачевная, но ждем новостей о кассовых сборах. Они точно повлияют на продолжение.
Зато поклонники романа не смогут раскритиковать Вильнева за бережное (почти всегда) отношение к творчеству Герберта. Треть произведения «Дюна» показывает во всех подробностях, стараясь обязательно показать все самые драматичные сюжеты. И получается это бесподобно. Есть у фильма и реверансы в сторону Линча и Ходоровского, но эти подробности уже для самых дотошливых.
Что делать зрителю, который не знаком с книгой? Наслаждаться и восхищаться этой невероятной сказкой, этим эпосом, который по масштабности и значимости для мира кино можно сравнить со «Звездными войнами», «Гарри Поттером» и «Мстителями». У «Дюны» появятся миллионы фанатов. Песчаные бури, необычные вертолеты, космические корабли странных форм, куча оригинального реквизита поражает воображение. Конечно, это заслуга не только Вильнева, но еще и художника-постановщика Патриса Верметта, который работал с канадцем над «Прибытием», а также эксперта по спецэффектам Герда Нецфера, который помогал Вильневу с «Бегущим по лезвию 2049».
Актерский каст — отдельная изюминка. Каждый второй в этой команде номинант или обладатель премии «Оскар»: Тимоти Шаламе показал Пола Атрейдеса чуть нежнее и ранимее, чем было в прошлых фильмах, но отыграл великолепно. Ребекка Фергюсон — отличная ведьма-воительница, Оскар Айзек — настоящий аристократ и лидер, Джейсон Момоа — весельчак и герой своего народа, Хавьер Бардем — специфичный вождь фременов со своим кодексом чести. Список можно продолжать долго, но выделить в конце концов надо лишь Стеллана Скарсгарда — главного злодея, босса Харконненов, которого волнует лишь нажива и одержимость Дюной. Его голос и образ запомнится вам навсегда.
Вот только за полчищем взрывов, красивых картинок и песчаных иллюзий мы не найдем глубокого смысла, который был у Вильнева и в «Пленницах», и «Пожарах», и в «Убийце», и даже в «Прибытии». Его «Дюна» — история становления героя, выполненная по всем канонам, сочащаяся лоском и большими деньгами.
Пол уже почти супергерой по местным меркам, а к этому добавляется важность долга и верность перед собственной семьей. Простые, если не примитивные посылы. Впрочем, Вильнев снимал блокбастер, который должен затмить по визуалу работы братьев Руссо и поделки Кристофера Нолана. Справился ли канадец? Да, точно. Нужно идти и смотреть. Лучше всего — IMAX-формате.