10 бед «Томи»
«Томь» впервые с 1997 года сыграет во втором дивизионе
Завоевав первое место в группе «Юг» ПФЛ, «Кубань» отправила вниз ФК «Томь», заочно отдав должок за поражение в «стыках» 2016 года. Безусловно, еще остается минимальный шанс на расследование и санкции в отношении песчанокопской «Чайки», но, судя по тому, что селяне рванули с места в карьер в трансферной кампании, все «схвачено», и как бы томский клуб ни отказывался смотреть правде в глаза, затягивая с заявлениями, всем все ясно.
Любопытно, что погубили томский клуб игроки, защищавшие в прошлом зелено-белые цвета: наставником краснодарцев до недавнего времени был Павел Могилевский — именно он вернул Краснодар в «лучшую лигу мира», а в «Нижнем Новгороде» — и вовсе полноценный состав из экс-томичей. Как говорится, ничего личного.
Примечательно и в каком-то смысле даже символично, что вылетела в ПФЛ «Томь», будучи не просто стабильным клубом в финансовом плане — по меркам Олимп-ФНЛ сибиряки даже считались толстосумами. Однако политика клуба уже давно не выходит за рамки «проедания» траншей. Отсутствие стратегии развития сопровождает томский клуб с самого «изгнания» Юрия Степанова, когда энтузиазм, пусть и не всегда безошибочный, сменился откровенным чиновничеством. И рад бы ошибиться, да время подсказывает верное: 10 лет клуб лихорадило, и в общем смысле вопрос стоял, если угодно, лишь в фиксации времени смерти.
Судьба давала «Томи» несколько шансов образумиться. Первый серьезный звоночек о повороте не туда прозвучал, когда команда осталась с «пионеротрядом» в Премьер-лиге. Второй — когда в команде практически не осталось своих воспитанников, а с некоторыми из них — в частности, с Дмитрием Сасиным — и вовсе обошлись некрасиво. Третий — когда Игорь Кудряшов впервые за много лет подписал игроков на контракты, чтобы в будущем можно было заработать на их перепродаже, однако руководство испугалось замаячившей перспективы повышения в классе, формально не распустив перспективный состав после прекрасной осени-2018, но стимулировав процесс массового оттока игроков затянувшимися обещаниями.
И здесь уместно будет вспомнить о скандальном увольнении бывшего спортивного директора «Томи» из-за личных, как принято считать, моментов. Поскольку официальных комментариев от клуба так и не последовало, эту теорию считаем верной. Лично мое отношение к работе Игоря Кудряшова неоднозначное, но нельзя не признать, что «убрали» его, что называется, на пике. Василий Баскаков, «сам захотевший царствовать и всем владеть», как тренер — весьма грамотен, но только как тренер. Без тандема со спортивным директором ему не хватает знаний рынка и опыта в самостоятельном комплектовании команды.
Самодурство стоило самого позднего из всех команд ФНЛ выхода из отпуска и провала по физподготовке как следствие, а также однозначно худшей селекции. Укрепление состава игроками вылетевших из лиги команд априори не сулило ничего путного. Последующие же расторжения трудовых договоров и найм новых рекрутов во спасение вылетели в копеечку. Иллюстрация простой истины «скупой платит дважды».
Фактически никто из покинувших «Томь» футболистов на повышение не пошел — это тоже показатель сольной работы Василия Баскакова, оставшегося без кудряшовского «багажа». В свою очередь, бывший спортивный директор последовательно переманил в «Нижний Новгород» большинство томских лидеров, и слова последних о том, что именно он сплачивал коллектив в моменты задержек по зарплатам и сглаживал острые углы, подтвердились делом.
Формально в клубе остался и есть до сих пор спортивный директор — Александр Фамильцев — это да. Однако его пребывание в стенах здания на Белинского, 11/1, откровенно говоря, фантасмагорично: кто-нибудь когда-нибудь слышал его заявления относительно трансферной политики клуба? Все кадровые решения и до Кержакова, и, тем более, после него принимались тренерскими штабами. Как футболист Фамильцев — личность для «Томи», даже не обсуждается. Но в своей текущей должности он — для галочки.
И вот таких людей «для галочки» и в принципе далеких от футбола в клубе чересчур много для того, чтобы механизм работал. Не собираюсь переходить на личности — болельщик все видит и без того. Да и они, эти личности, прекрасно осознают, что занимают не свои места. Напрямую на результат, конечно, это не влияет, но накладывает серьезный след на взаимоотношения с аудиторией. Бюрократия, внутренняя самоцензура, боязнь собственной публики и тотальная закрытость от нее (вспомните, когда последний раз проходила встреча с командой?), тысячи согласований по малейшим поводам — все это приводит к тому, что болельщик читает новости о клубе на сторонних ресурсах и полностью теряет доверие к предприятию как таковому.
Но вернемся к делам спортивным. В начале сезона команда мало того, что максимум являлась кандидатом на середину таблицы — так еще при этом не бежала. И, конечно, на такой базе тяжело пришлось бы любому тренеру, а уж не имеющему опыта в подобных вещах Кержакову и подавно.
Изначально скептически отнесся к назначению «русского бомбардира». Даже постфактум оглядываясь на прекрасную последнюю весну перводивизионнной «Томи», считал и уверен поныне, что в той ситуации требовался антикризисный менеджер, способный дать результат без раскачки. Пока Кержаков набивал шишки, было потеряно много времени.
Вылезти на наследстве Баскакова — тот еще квест. Но расчистка «авгиевых конюшен» проводилась аврально и по принципу «сначала уберем, потом доберем». В условиях адского графика с его тройниками и жизни в режиме «восстановление — игра», в которых коуч оказался впервые в своей не только тренерской, но даже игроцкой практике, рубить с плеча, расставаясь с игроками прямо по ходу матча (помните ремарки Кержакова в сторону Иванова в матче с «Краснодаром-2» и его замену на 37-й минуте?), — это ненужная принципиальность. Какими бы эти игроки ни были.
А там еще и бахнул ковид. Рассчитывать на очковый набор с Олегом Леоновым, вынужденно и безальтернативно оказавшимся в одиночестве на острие, — задачка со звездочкой. При всем, как говорится, уважении. В сухом остатке имеем, что все «узловые» матчи были проиграны в первой части сезона. «Томь» однозначно вылетела не весной, а по осени, и ответственность за это в равных долях лежит на Кержакове и Жвачкине.
Вместе с тем, следует признать, зиму тренерский штаб провел ударно, существенно перекроив состав под задачу сохранения прописки в ФНЛ. Кержаковские сотоварищи сколотили молодую, голодную до побед, креативную в силу средств команду, притом объективно классно поработав над «физикой». И внезапно выяснилось, что на командах-андердогах в трансферной политике свет клином не сошелся. Что в Сибири тоже могут играть африканцы, что из недр ПФЛ можно брать ребят, которые, оказывается, по своему уровню уже готовы для РПЛ. В этом свежем для Томска веянии — несомненный шарм Кержакова. Я не думаю, что с его весенней обоймой игроков Василий Баскаков поставил бы игру хуже. Вовсе нет. Дело в том, что эту обойму сам Баскаков не набрал бы никогда.
Однако понимание того, что «тики-така» в российских реалиях, к тому же на уровне Первого дивизиона — утопия, пришло не сразу, а лишь после трех кряду поражений и «отскока» в Ярославле. Когда беспросветный аутсайдер забил два и простил еще трижды, Владимир Казаков — именно советник Кержакова, поговаривают, отвечал за тактику — крепко призадумался, и уже со следующего матча «Томь» в ущерб бесшабашной атаке воздвигла крепость из трех центральных защитников. Это решение оказалось единственно правильным, но, опять же, несколько запоздалым. Несвоевременность — вечная драма, как пелось в известной песне.
«Томь» утонула в этой несвоевременности: несвоевременно пришел транш, несвоевременно стали лидерами, несвоевременно избавились от спортивного директора, несвоевременно вышли из отпуска, несвоевременно заболели, несвоевременно устроили ревизию состава, оставшись без центральной оси, несвоевременно набрали персонал по объявлению и далее по списку.
Вылет во второй дивизион — это не случайность, а совокупность этих несвоевременностей, коих я насчитал десять: отсутствие стратегии развития, фактическое отсутствие спортивного директора, самодурство Баскакова, проваленная предсезонная подготовка, бездарная селекционная политика, коронавирус, жесткий график, клубный непрофессионализм и бюрократия, ошибки Кержакова, общая закрытость ФК и его руководства от болельщиков.
Клубу было необходимо чистилище ПФЛ, но, судя по всему, в нем даже не до конца понимают, что именно и где идет не так.