Грузинский блюз Нино Катамадзе
Когда под Новый год узнал о предстоящем приезде Нино Катамадзе, радости не было предела! В 70-80-е символом грузинской музыки в СССР были Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе и ансамбль «Иверия». Позднее ими стали Тамара Гвердцители и Сосо Павлиашвили. Сейчас же лицом современной грузинской музыки стала именно Нино Катамадзе. И лицо это мне крайне симпатично.
...Концерт определённо вызвал ажиотаж среди томской публики — концертный зал был полон. Достаточно мощный и плотный звук накрыл пространство с первой же композиции. В лучших традициях музыканты начали с инструментального интро, сама же Нино появилась спустя несколько минут. Признаться, своей внешностью она вызвала у меня ассоциации с заокеанскими соул-дивами крупных кустодиевских форм. И при этом певице нельзя было отказать в гиперподвижности на сцене. На месте ей вообще не стоялось! Дива с косой постоянно пританцовывала, управлялась с бубном, разнообразной перкуссией, клавишными, даже успевала делать обработку собственного вокала, в одной из песен внезапно пропустив его через вокодер.
Мало того, она регулярно «уходила в народ», путешествуя до самых верхних рядов. На песне под названием «Olei» Нино устроила настоящее шоу с хоровым пением зала. А в середине концерта, на длинной инструментально-импровизационной композиции, Катамадзе внезапно исчезла со сцены, сев за пульт звукорежиссёра посреди зала. Похоже, к звуку у неё всё-таки были вопросы.
Выложилась грузинская дива, что называется, «по полной». Всем бы такой отдачи и активности пожелать! Кстати, дома её ждёт маленький сын. Ему нет еще и двух лет и, по словам Нино, они не виделись уже два месяца. В январе Катамадзе была занята в российской постановке вокальной оперы-импровизации Бобби Макферрина «Боббл», а в феврале отправилась в гастрольный тур.
Что же до музыки, то здесь было настоящее пиршество! Это можно называть world misic, но термин сей весьма неконкретен и требует расшифровки. Дело в том, что в творчестве Нино грузинская традиция находит воплощение в самых разнообразных вариантах музыкальной практики последних десятилетий. Тут тебе и джаз, и блюз, и арт-рок, и эйсид-джаз...
А альянс певицы с прекрасной группой Insight был просто великолепен! Как говорится, они созданы друг для друга. Отличные инструменталисты Гоча Катчеишвили (гитара), Уча Гугунава (бас) и Давид Абуладзе (барабаны) не просто создавали поистине шикарный фон для прекрасного голоса Катамадзе, но и ткали настоящее полотно звуков, способных погружать в транс и вызывать сильнейшие эмоции.
Уже упомянутый инструментальный трек, прозвучавший в середине представления, в своём импровизационном течении перетекал из джаз-рока а-ля Chicago в психоделию а-ля Doors, а затем вдруг срывался в атональный авангард, в невероятный фри-джаз со скомканной ритмикой и взрывами звуков. Любимое занятие музыкальных критиков — поиск аналогий и цитат — не покинуло меня и на этот раз. Постоянно ловил себя на приятных моментах: вот тут вдруг вспомнилась старенькая вещь «Квартала» «Сада Якко», а тут ритм как в «Teardrop» Massive Attack — бочка-бочка-хэт.
Голос грузинской дивы волновал, успокаивал, тревожил, убаюкивал, веселил, печалил…В холодной коробке БКЗ весь концерт как будто бил неиссякаемый фонтанчик тепла! Во время проникновенных лиричных песен (вроде той же «Once in the Street» или «Страны цветов») на глаза наворачивались слёзы, а от мощных энергичных блюзов (типа «Beauty») по коже бегали мурашки… После представления новой песни с ещё не вышедшего альбома «Red», продолжающего «цветную» линию вслед за «Black», «White» и «Blue», прозвучала и долгожданная, любимая многими «Сулико». Она, кстати, получила высокий рейтинг у слушателей томского интернет-радио rtfm. Грузинскому хиту зал аплодировал уже стоя, так же как и финальному блюзу.
— Что мне в ней понравилось, так это её совершенная негламурность, — отозвалась о концерте Катамадзе томская арт-фолк певица Наталья Нелюбова. — Нино ведёт себя просто, не стесняется немодельной внешности, очень естественна во всём. Хотя иногда было ощущение, что она как бы переливается через край, что музыкантам надо её немножко притормаживать.
PS. А ещё я во время концерта неожиданно поймал себя на ощущении, что страшно соскучился по хорошему грузинскому вину. Во рту как-будто появился привкус «Киндзмараули»…