Выстоять, работать, не впадать в апатию
Как сегодня в Томске работают организации, чью жизнь серьезно изменила пандемия?
Из-за пандемии залы музеев, спортивных клубов, театров и кафе долгое время были пусты. В августе все запреты сняли, но работать непросто: мешают многочисленные ограничения и регулярные слухи о скором закрытии. И не все томичи готовы сейчас вести активную культурную и социальную жизнь. Многие сократили круг контактов, скрываясь от вируса.
«Игроки» в ожидании зрителей
Сообщество актеров «Игроки» с начала января представляли свои эскизы в баре событий «Какие люди!». До мартовского локдауна они успели найти своего зрителя и показать разноплановые вещи: от историй, связанных с судьбами легендарных личностей, до абсурдистских рассказов Хармса. Играть спектакли в Томске разрешили в конце сентября, но «Игроки» пока не называют даты новых показов.
— По нам сильно ударила пандемия. Мы делали все эскизы в баре событий «Какие люди», а он закрылся, — рассказывает актриса Дарья Омельченко, участница сообщества «Игроки». — Уходить на карантин в марте было очень обидно — до этого проект быстро развивался, работа по Хармсу была уже ближе к спектаклю, чем к эскизу, мы хотели сделать его репертуарной постановкой. Мы были не готовы к карантину. Когда стали думать, как перестроить работу в новых условиях, поняли, что будем ждать оффлайна, хотим выступать на зрителя, надеемся, когда-то это случится. У нас есть задумка — спектакль по текстам Вуди Аллена, уже готова инсценировка. Весной мы сняли небольшой сериал для своих соцсетей, где представили каждого персонажа будущей постановки. Нам всегда важно, чтобы зритель погружался в атмосферу и находился внутри спектакля, решили заранее подготовить публику.
Хотя «Игроки» активно представляли свои проекты всего несколько месяцев, у них появились свои зрители. Сегодня они спрашивают, когда ждать новых показов, признаются, что скучают и хотят вернуться в атмосферу эскизов. Но показывать свои работы артистам сейчас негде.
— Бары и пространства, с которыми нам интересно сотрудничать, пока не могут себе позволить театральных вечеров. Мы уже думали, как подстроиться под новые условия — были готовы выступать в масках, занимать в эскизах как можно меньше актеров, но все равно не удалось найти площадку, — объясняет Дарья. — Постоянно ведем переговоры. Бары хотят интересных событий, у них проблемы с посетителями, но все боятся возможных нарушений, все находятся в подвешенном состоянии. Нам остается только ждать. «Игроки» для нас не единственная работа, от проекта не зависит вся наша жизнь, в этом нам проще, чем бизнесу. Но мы переживаем, что не можем реализовывать свои многочисленные проекты. И очень соскучились по зрителям.
Пока встречи с публикой отложены, «Игроки» снимают сериал «Ожидание» по мотивам рассказов Шервуда Андерсона. Трейлер уже готов, но впереди еще много работы. Также актеры репетируют пьесу Дмитрия Данилова «Сережа очень тупой». Ее ставит Артем Киселев, актер и режиссер, создавший проект «Игроки». Премьеру надеются показать, когда эпидситуация улучшится и организовывать события станет проще. Энтузиазма всем «Игрокам» не занимать — апатия и осень не мешает актерам искать новый материл, снимать видео и репетировать.
Дома не потанцуешь
В залах танцевальной студии «9 жизней» народу не меньше, чем до коронавируса. Онлайн-формат занятий никого не вдохновил, продолжения тренировок очень ждали.
— Дома заниматься сложно и непродуктивно и нет нормальной обратной связи, — уверена Татьяна Агапова, руководитель и идейный вдохновитель танцевальной студии. — Тренер танцует перед экраном и не видит учеников, не может исправить. Люди насиделись дома. Как только мы открылись, все вернулись в залы. Главное, что ученики у нас адекватные. Если кто-то заболел или контактировал с больным, то сразу остается дома, идет на изоляцию. Мы поддерживаем такое честное поведение и продлеваем абонементы. Детские группы тоже работают, родители не запрещают им ходить на занятия. Все — за развитие. Новые ученики к нам тоже приходят.
Перенести время локдауна было нелегко. Студии повезло, что хозяйка помещения пошла на встречу с арендной платой. А некоторые коллеги платили за пустующие залы. Но дохода у тренеров не было.
— Я хотела поехать на Ямайку, оттуда родом некоторые танцевальные направления, которыми я занимаюсь, копила деньги, — рассказывает Татьяна. — Собрала 51 тысячу, от них за пандемию ничего не осталось, надо было на что-то жить. Хорошо, что были какие-то накопления. Ямайка в любом случае отодвинулась, границы закрыты на неопределенный срок. Потом мы уезжали в деревню на два месяца, жили у родственников, помогло натуральное хозяйство. Полгода получились очень тяжелыми…
В ближайшем будущем студия «9 жизней» не сможет вести привычную ей насыщенную жизнь. Привозить танцоров на мастер-классы, проводить фестивали — пока это нереально. Концертов тоже не ожидается, что особенно обидно детям и их родителям, они очень ждут выступлений. Но видеопроектами студия занимается: недавно сняли новый клип, скоро сделают видео еще нескольких детских и взрослых номеров.
Барам не хватает гостей
Мексиканский ресторан-бар Chupito открылся незадолго до начала пандемии. Свои постоянные гости у заведения появились быстро. Но после локдауна приходится тяжелее. Томичи не спешат в кафе.
— Народу приходит очень мало, хотелось бы раз в 30 больше! — признается Роман Резяпов, один из основателей Chupito. — Такая ситуация не только у нас, я общаюсь с коллегами из других заведений, они тоже говорят о спаде гостей. И вечерняя посадка, и бизнес-ланч немного проседают. В последнее время в Томске открылось несколько заведений. Сентябрь-октябрь всегда пик, время, когда появляется больше всего новых мест. Туда пока ходит больше гостей, но посмотрим, что с ними будет через пару месяцев.
С пустыми столиками бизнес собирается бороться, завлекая людей разными акциями. Так, в ближайших планах развитие доставки. Этим направлением в Chupito занимались во время локдауна, а на летний период оставили ее только на «Яндексе» и Delivery. Сами нигде не рекламировали, не писали о ней в своих соцсетях. Небольшой пул клиентов, делающих заказы постоянно, есть. Но на зиму в баре думают снова сфокусировать все силы на доставке. К ограничениям работы по времени (сейчас — с 06:00 до 24:00) в Chupito относятся спокойно.
— Не скажу за всю отрасль, но многие ничего не потеряют, часть заведений и так стали закрываться раньше, поскольку мало гостей, — считает Роман. — Ограничительные меры на нас не так повлияют, как общая эпидемиологическая ситуация в стране. Когда все переболеют, то начнут ходить в кафе. И в Новый год ждем гостей, надо до него дотянуть. Это как с летниками — они открылись, гостей было много, мы заработали, отдали долги за месяцы простоя. Сейчас опять долгов накопим, а в Новый год надеемся заработать. Так все и будет, пока ситуация в мире не стабилизируется.
Находить силы в нестабильных условиях всем удается по-своему. Сам Роман отдохнул и набрался сил на больничном, пока лечил ногу.
— В целом видна определенная напряженность: все кризисы приводят к потерям в зарплате, — констатирует Роман. — Но что делать-то? Плакать? Остается только соблюдать все правила безопасности и работать, работать, работать. Тогда, может, что-то получится.
Музей надеется на онлайн-магазин
К середине лета, когда Первый музей славянской мифологии открылся после снятия ограничений, жизнь быстро вернулась в это пространство. В теплые месяцы было довольно много приезжих гостей, в музее активно проводили экскурсии, творческие занятия. Осенью посетителей стало заметно меньше, чем бывало в этот сезон в прошлые годы. В будние дни теперь почти никто не приходит. Хорошо, что в выходные музей полон гостей. Школьные каникулы тоже пошли на пользу.
— Дети с родителями, с бабушками приходят к нам. А обычно в будние дни жизнь еле теплится, — поясняет Ольга Павлова, директор музея. — Школьники больше не ездят к нам группами. Теперь такой формат запрещен.
Для выживания в музее еще весной максимально оптимизировали расходы. По ОКВЭДу организация попала в число тех, кому полагается субсидия при сохранении штата, и до ноября зарплаты выплачивает с помощью кредита. Как потом удастся находить нужные суммы — большой вопрос.
В поисках новых вариантов доходов в музее стали активно развивать онлайн-направление в торговле. Лавка подарков, что работает на первом этаже музея, теперь существует и в виртуальном формате. В этом направлении директор видит перспективы для развития. Из других новых проектов — открыли детскую творческую студию «Доступные сказки — арт-терапевтическое чтение». Когда стало ясно, что групп школьников в ближайшее время не будет, постарались усилить индивидуальные варианты посещения музея.
— У нас можно отмечать свадьбы, девичники, дни рождения и другие праздники, — рассказывает Ольга Павлова. — Обратились к современным форматам, сочетаем их с возможностями нашего музея. Проводим квест «Лайфхаки из прошлого для девочек», «Испытание воина» для мальчишек, «Чаепитие с историей», где рассказываем про русские чайные традиции под чаек из самовара. Такие направления вызывают интерес. У нас просторные, хорошо проветриваемые залы, где можно чувствовать себя комфортно и безопасно. Убеждаем в этом гостей.
К ограничениям в музее давно привыкли, спокойно работают в масках, соблюдают нужную дистанцию. И ищут внутренние силы справляться с проблемами.
— Безумно сложно, но если я, руководитель, впаду в уныние, то, что будет с остальными сотрудниками? Главное — поддерживать позитивный настрой, — уверена Ольга. — У нас странная ситуация. Весной мы были закрыты, и это вызывало одно ощущение. Сейчас в будни тишина, мы чувствуем стресс и недоумение. Но в любом случае не хочется закрываться. И в выходные компенсируем тишину будних дней. Слухи о возможном новом карантине воспринимаю спокойно — обросла броней. Невозможно постоянно быть в стрессе. Гораздо больше дестабилизируют новые больничные. Но мы держимся.
Музей этим летом в моем лице подключился к всероссийскому фестивалю восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», совместно с региональным отделением глухих мы выиграли грант и ведем работу по адаптации основной экспозиции для особенных гостей. Как говорил мой отец: «Если тебе выпал лимон, сделай из него лимонад».
Ближайшая задача — пережить зиму. В музее предполагают, что их ждет много нового и неожиданного, но намерены выстоять.