Негламурный Зимаков
Недавно в БКЗ состоялся концерт Дидюли — заезжий гитарист собрал полный зал слушателей, неравнодушных к звукам гитарной музыки. Но и в нашем городе есть талантливейшие гитаристы — Алексей Зимаков, например. Однако в органный зал Томской филармонии на его концерты приходит намного меньше слушателей, чем на заезжего Дидюлю. Обидно даже! Не знают, не слушают или настоящая музыка просто неактуальна? Вот с таких невеселых вопросов и начался наш разговор с Алексеем Зимаковым, исполнителем, известным не только в России, но и признанным виртуозом за рубежом.
— Кто приходит на концерты? — задумывается Алексей, плавно перебирая струны гитары. — Когда как... Но могу однозначно сказать, что людей, предпочитающих посвятить вечер живой гитарной музыке взамен другим развлечениям, становится все меньше.
Еще три года назад концертная и гастрольная деятельность Алексея Зимакова, выступающего дуэтом с пианисткой Ольгой Анохиной, была намного ярче: концерты в Москве, Волгограде, Екатеринбурге и других городах страны сменялись один за другим... Потом вдруг как-то плавно пошли на спад, а после прошлогоднего московского международного фестиваля «Виртуозы гитары» и вовсе практически прекратились.
— Собрали на том фестивале, как обычно, более или менее известных исполнителей, — вспоминает Алексей, — вроде бы я отыграл неплохо. Но с тех пор все пошло наперекосяк. То ли я их «переиграл», то ли еще что, но с концертами стали ездить москвичи. Может быть, директора филармоний считают, что на московских исполнителей проще собрать полные зрительные залы, чем на «провинциала» из Сибири? Выходит, сегодня людям не так важно, как ты играешь, гораздо важнее, с кем ты знаком.
В ближайшее время Алексею предстоят два концерта — в Кемерове и Томске. И все же непонятно, почему обладатель трех международных премий, первого места на IV всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, первой премии международного конкурса в городе Тыхи (Польша) и первой премии и Гран-при на престижном ежегодном международном конкурсе гитаристов в Майами (США), которое организует Общество гитары Америки, сегодня на своих выступлениях собирает в разы меньше слушателей, чем тот же Дидюля.
— Концерт Дидюли — это шоу, — считает Алексей. — А какое шоу в органном зале? Моя музыка для души, для сердца, для людей, которым не нужно шоу, типа «ливера», которым всех уже накормили. К сожалению, народ приучили к другому искусству... Да это стало уже системой, и не только в музыке. Вот, к примеру, ситуация с Евгением Плющенко. Когда такое было, чтобы человек, не умеющий делать четверной, получал золото? Такое ощущение, что для первого места важно не мастерство, а просто знакомство с нужными людьми.
— Выходит, лидерство за шоуменами?
— Выходит. Но если мы говорим о музыке, то за такой музыкой ничего нет. У Дидюли, конечно, талант отрицать нельзя, но там просто другая работа: огромные деньги, иная подача, массированная реклама...
Вот мои два любимых композитора — Бах и Паганини — тоже жили в похожую эпоху, но при этом не опускались до уровня масс, наоборот, поднимали их. Мне дороже честь профессионала и свое имя. И хочется найти таких людей, которые в этом разбираются, и среди слушателей тоже. Пусть это и не модно, но жизнь шоумена не по мне. Я — музыкант.
— Так почему бы не нести искусство в массы?
— Массовая культура — это другое, она каждый раз меняется, приходит и уходит. Но мне размениваться нельзя. Люди может и слушали бы нормальную музыку, но сегодня считается негламурным ходить на те же симфонические концерты. До смешного доходит — современная молодежь знает классику по мелодиям, которые звучат с мобильника. Я преподаю у студентов, и когда они узнают о классике, слушают ее, их мировоззрение меняется. Но таких — капля в море! Имидж современного молодого человека — сидеть в прикольном месте, ходить на прикольные тусовки, где будет грохотать неизвестно что.
— Грустно получается…
— Да, невесело. И я не вижу концертной деятельности для себя в Томске. Куда-то ездить часто тоже не получается. В обойму попали другие люди...
— Уехать из Томска не хотите? Например, в столицу.
— В Москву? Там все места давно заняты и распределены. Остается играть по кабакам, но это можно делать и здесь. А пока в моих планах — отыграть концерты и записать диски.
Грустные размышления о судьбе классической музыки Алексей Зимаков завершил соло на гитаре. Божественные звуки!
Другие ли люди «в обойме» или вкус слушателей концертных залов, действительно, окончательно испорчен — вопрос, конечно, спорный. Но хочется надеяться, что пока кто-то посвящает себя настоящей музыке, всегда найдутся и те, кто захочет ее услышать.