Дело в форме?
«Томь» добилась первой «игровой» победы в сезоне благодаря дублю «русского Месси»
Такими обычно и бывают пограничные, переломные истории: когда кажется, что куда хуже, а потом все переворачивается. По памяти сходу приходят на ум легендарные 3:2 с «Москвой» — тогда тоже была непростая турнирная ситуация, а под Бышовцом качалось кресло. Или август 1999-го, когда после пяти поражений кряду команда завалилась в гости к тогдашнему наставнику Владимиру Пузанову, готовому оставить свой пост, с словами «Сами влипли — сами и вылезать будем», а затем победила на следующем же выезде.
Сейчас, если бы «Томь» отпустила «Акрон», кресло под только начавшим свой томский путь Кержаковым, конечно, не зашаталось бы, но вернуться в игру в широком смысле слова — то бишь включиться в полноценную борьбу за выживание — было бы уже проблематично, пусть и позади всего 14 туров.
Буквально перед матчем с тольяттинцами бело-зеленые пополнились хорошо знакомым томскому болельщику Евгением Баляйкиным. Для опорника это уже третий заход в «Томь». Как и назначение Кержакова, возвращение Жени — отчасти имиджевый ход, который призван внести вклад в возвращение этого самого болельщика на трибуны. Знакомая фамилия как-никак — по нынешним временам, когда любители футбола зачастую не знают ни внешне, ни пофамильно большинство игроков команды, это важный фактор. Да и опыта хоть отбавляй, потому диспетчер с порога — и прямиком в основу.
Вместе с тем, «Томь» прозевала Чочиева с Игнатовичем. Первый в минувшем туре уже отличился за «Чайку», а последний дебютировал за Ярославль. Странно, но название томского клуба применительно к этим фамилиям не слишком-то активно и фигурировало. Возможно, у клуба и лично Кержакова иные приоритеты. Не исключено, впрочем, что дело в финансовой плоскости: оба игрока по меркам ФНЛ статусные, позволить их может не каждый.
Относительно приоритетов впервые за долгое время за «Томью» интересно наблюдать. Рабоче-крестьянский футбол Баскакова был интересен ровно до того момента, пока приносил очки. Как только произошел сбой, недовольство результатами логично наложилось на качество игры.
Кержаков — как я и говорил, авантюра. Ей и остается. Но его становление как тренера, его искренняя вовлеченность в происходящее на поле, подход на убыстрение футбола, высокий прессинг, тактические эксперименты с игрой в двух, а то и по ситуации в трех нападающих, по крайней мере, любопытны и нельзя их не приветствовать. И команда ожила — видно по эмоциям и во время игры, и, в особенности, после финального свистка. Пока, правда, больше по только эмоциям.
— Помимо желания нужно, чтобы было еще качество футбола. Оно у нас фрагментарно, — подчеркнул на послематчевой пресс-конференции Кержаков.
В игровом плане пока и баланса маловато, главный залог первой победы — старательность. В первом тайме «Акрон» атаковал более акцентированно и будь посмелее да помастеровитее Морозов, Герюгов и Газданов, экс-защитник «Томи» Годунок сильно загодя праздновал бы первую тренерскую викторию в Томске. Все лавры — лучшему игроку прошлого месяца в стане сибиряков Арапову. Его визави был не так хорош, что во многом исход матча и предопределило.
«Акрон» многие упрекали в том, что команда играет в антифутбол, однако на «Труде» гости не уступили ни в одном из статистических компонентов игры, не беря во внимание индивидуальные данные InStat. Слабость ли это «Томи» или просчет Годунка, решившего сыграть с позиции силы с соперником, которому нечего терять, — кто знает. Но отсутствие пресловутого тольяттинского «автобуса» еще не слишком умеющей атаковать томской команде явно пошло на руку.
По ходу матча Александр Кержаков экспериментировал с сочетаниями, потаймово меняя флангами Давыдова с Казанковым, переводя Калачева с края обороны в центр. После замены Каменщикова наконечником атак «Томи» стал «русский Месси», который в итоге оправдал выданные авансы. Во втором забитом мяче справедливо отметить проход Максима Казанкова, кажется, впервые в карьере не пожадничавшего в решающий момент.
К слову, это был первый матч в сезоне, который «Томь» провела в своей традиционной зеленой форме вместо нефартовой белой. Выходит, дело все-таки в ней?..