22 ноября, пятница
-11°$ 100,68
Прочтений: 4941

Первый храм Томска

О том, как в Томском городе при его основании появился первый храм

Вид Томска 1806-1810. В самом центре — старый Троицкий собор, правее — Воскресенская церковь
Вид Томска 1806-1810. В самом центре — старый Троицкий собор, правее — Воскресенская церковь
Фото: Андрей Мартынов

Первая томская церковь строилась практически одновременно с первыми защитными стенами крепости. Основатели Томского города строго придерживались царского наставления. А правивший тогда страной Борис Годунов прекрасно понимал значимость для России нового форпоста в продвижении на Восток.

25 марта 1604 года он подписал подробный (в несколько листов) наказ руководителям экспедиции, воеводам Гавриле Писемскому и Василию Тыркову. В нем расписано — как и из кого собирать отряд, какое дать служивым людям денежное и хлебное жалование, какую дипломатию вести с местным населением.

Наказ царя Бориса Годунова

Для города велено было высмотреть пригожее место, начертить на чертеже, расчистить. «И, прося у Бога милости, город поставити в крепком месте… А поставя город, а по городу наряд и пушечные запасы к казне устроя и караулы в городе поставя крепкие, поставить в городе храм во имя Живоначальныя Троицы да придел страстотерпцы Христовы Бориса и Глеба, а другой — Федора Стратилата».

Следовательно, у первой томской церкви должны были быть три алтаря. Главный — с подаренной по преданию самим царем иконой Святой Троицы, являющейся, в том числе, еще и символом национального единения русских земель. А в двух приделах (боковые помещения церкви) — икона российских святых, князей Бориса и Глеба, покровителей самого царя Бориса, а во втором — икона Святого Федора Стратилата, в память об усопшем государе Федоре Иоанновиче и в честь сына Годунова.

Место для Томской крепости было выбрано по подсказке здешнего князя эуштинских татар Тояна — того самого, ездившего в столицу Руси с подарками и челобитной: «взять под высокую царскую руку», охранить от постоянных набегов воинственных кочевников. Это была южная часть Воскресенской (а тогда еще безымянной) горы, с трех сторон огражденная от возможных нападений естественными препятствиями — высокими обрывами, рекой Ушайкой.

Без пилы и железных гвоздей

Строительство вели всем отрядом в 200-300 человек и, выражаясь современным языком, ударными темпами, с привлечением местных татар. Надо было успеть достроить крепость до осенних дождей и холодов. И за три месяца (без пилы, которую не знала допетровская Русь, и на деревянных гвоздях) крепость построили к 27 сентября или к 7 октября 1604 года по новому стилю. Конечно, крепость была не особо велика — четыре башни, двое ворот, общая длина стен — 202 метра, но ей предстояли великие дела.


Томская крепость в первые годы жизни. Эскиз Н.М. Петрова

Что касается строительства церкви, то тут мнения историков несколько расходятся. Некоторые считают, что она была возведена в том же году, что и крепость. А известный историк томских церквей, профессор богословия Дмитрий Беликов осторожно полагал, что храм соорудили не позже 1606-1607 годов. По всей видимости, первая небольшая церковь была построена на второй год жизни Томского города — в 1605 году, когда возводили острог, чтобы защитить «мирную часть», где селились новоприбывшие землепашцы, мастеровые, купцы, семьи стрельцов с хозяйством и огородами.

Острог, огороженный тыном из заостренных бревен, по площади был уже в 20 раз больше крепости. Первостроители были в основном выходцы с северных мест — Новгорода, Устюга, Костромы, Соликамска. Холмогор. Они принесли сюда свое умение жить и трудиться в суровых погодных условиях.

Из Троицкой церкви — до Тихого океана и Поднебесной

Несмотря на малый формат церкви, она сослужила великую службу. Именно отсюда, получив благословение священников, отправлялись экспедиции томских казаков, завершившиеся географическими открытиями в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

Из Троицкой церкви, помолившись, в 1618 году пустилась в дальнюю дорогу экспедиция в Китай под предводительством томского казака Ивана Петлина и за четыре месяца достигла Пекина, проложив путь из России в Поднебесную империю. Томские казаки первыми из русских людей побывали при дворе китайского «богдохана», и не были приняты императором лишь за отсутствием богатых подарков (экспедиция, все же была, не совсем официальной – скорее, разведывательной).

В 1637 году в Троицкой церкви был благословлен поход другого казачьего отряда из Томска под воительством Дмитрия Копылова. Дойдя до Якутии, до Алдана, экспедиция снарядила отряд в 30 человек во главе с Иваном Москвитиным — на дальнейшую разведку пути к Тихому океану. Без карт, без компаса, с помощью местных проводников-эвенков томские казаки добрались до цели, открыли и обследовали побережье Охотского моря и часть острова Сахалин. С богатой добычей соболей и ценными сведениями воротилась экспедиция в Томск, а ее руководители отправились с докладом в Москву. На основании подробного описания Ивана Москвитина были составлены первые карты Дальнего Востока.

А зимой 1637-1638, помолившись перед иконой Живой Троицы, дарованной царем Борисом Годуновым, отправился в дальний путь томский боярский сын Василий Старков — с посольством в Монголию, к алтын-хану Омбо Эрдени, и тот отослал московскому царю вместе со шкурками соболей («мягкая рухлядь», как именовалась тогда пушнина) еще четыре пуда чая, неизвестного тогда на Руси. Так что, первый чай, полюбившийся потом русским людям, был доставлен томскими казаками. Но об этих путешествиях — другой рассказ, мы же возвращаемся к Троицкому храму, первому в Томске.

Возвышение соборного храма...

За долгие десятилетия деревянная церковь, естественно, не раз ремонтировалась, перестраивалась. В 1622 году она получила статус соборной (главной), к титулу были прибавлены подарки от тогдашнего царя Михаила Романова: два Евангелия в бархатном и медном окладе, пергаментные старинные «Четьи-Минеи», два служебных требника для священников, прочая церковная утварь. Рядом возвели высокую колокольню, церковные приделы расширили.

К тому времени в Томске уже появились другие храмы — церковь Усть-Киргизского мужского монастыря и церковь Успенского монастыря, позже переименованная в Воскресенскую. Потом появились Богоявленская, Христорождественская (Никольская), Благовещенская, Духовская… Всего к концу ХVII века в Томске насчитывалось восемь православных храмов при общей численности населения — около двух тысяч человек.

Однако главный храм основательно обветшал, и было решено отстроить новую Троицкую церковь. В 1654 году ее постройка была завершена уже на новом месте (первая церковь размещалась там, где сейчас находятся Музей истории Томска и Камень основания города) — совсем неподалеку: там, где сейчас католический костел. И новый храм заблистал во всем своем великолепии, восхищая и приезжих, и самих горожан.


Обновленная Троицкая церковь в 1654 году

Это была эффектная пятиглавковая шатровая церковь (шатер — покрытие в форме высокой многогранной пирамиды). Прежде всего, поражала высота деревянной церкви: без главки она составляла 43 метра, а общая высота сооружения до яблока под крестом достигала 51 метра. «Шея» на шатре до главки была обита «чешуей», а глава и крест — немецким белым железом. Причем, высокая колокольня храма служила одновременно и одной из башен Томской крепости.

Современный исследователь деревянной архитектуры А.Ю. Майничева, реконструировавшая томский храм по его описанию, убеждена, что Троицкая входит в число наиболее значительных шатровых церквей на Руси. Такое сооружение не затерялось бы и в центре современного Томска, а тогда, возвышаясь над главной городской горой на 50 метров, Троицкая церковь была видна отовсюду и являлась главной доминантой городского пейзажа.

Позже, когда за ветхостью деревянная церковь была разобрана (предположительно в 1820 году), ее эстафету полностью приняла на себя недавно отстроенная каменная Воскресенская церковь, красиво парящая над Томском.

…и медленная его гибель

Увы, последние десятилетия жизни соборного храма были большей частью посвящены борьбе с наступающей старостью, ветхостью. В 1720-1721 годах Троицкая церковь в очередной раз ремонтировалась, перестраивалась. Этого хватило почти на полвека, но потом митрополиту Тобольскому из Томска стали приходить извещения, что старая церковь грозит обрушением при богослужениях.

Тобольская консистория предписала разобрать храм, дерево пустить на топку печей и печение просфор, а иконы и церковную утварь перенести в Богоявленский храм. Однако томичи сохранили Троицкий собор, сумев как-то подремонтировать его общими усилиями. Была даже предпринята попытка перестроить деревянный храм в каменный, но собранных средств хватило лишь на то, чтобы исправить грозившую падением колокольню.

Проблема была в том, что, в отличие от других храмов, первая томская церковь строилась и содержалась на казенные деньги, земли и дворов за ней закреплено не было. Попытались создать свой приход путем отделения 90 дворов от соседних церквей. Но отчисленные от приходов люди, в основном купцы, подали митрополиту Тобольскому прошение об оставлении их в том приходе, где состояли отцы и деды. Просьба была уважена, а собор, оставшись без прихода, продолжал медленно погибать. Казалось, последняя точка в его существовании была поставлена в 1811 году, когда собор был официально закрыт, а священник, дьякон и причетник — переведены в другие храмы.

Однако жизнь еще довольно долго теплилась в старом соборе, там велись богослужения. Подтверждение тому было обнаружено в письмах из Томска будущего декабриста, а тогда инженера третьего класса Гавриила Степановича Батенькова, написанных в апреле 1819 года:

«Там… возвышается голая, крутая Воскресенская гора… Там чернеется старый деревянный собор. Сгнил пергамент, содержащий предания о его построении, обрушилось и все рукотворное, но он виден еще в падении своем, как бы научая, что кедры, ныне возвышающиеся, скосит некогда неумолимое время, подобно, как косит нас, траву слабую. Но собор имеет еще живой памятник своей древности: это дьячок …, число лет которого неисчислимо».

Батеньков рассказывает о своем посещении собора, где было много верующих во время богослужения, которое тронуло и восхитило его: «Здесь… все было с особенным благочестием, без всякой поспешности — так была настроена душа моя…». Возможно, это было одно из последних богослужений в первом томском храме.

Позже иконы, колокола, богослужебное имущество перешли к каменной Благовещенской церкви. Иконостас Троицкого собора был перенесен туда же и прослужил там до 1934 года, когда Благовещенский храм, в числе многих томских, был закрыт и снесен. А через несколько лет после разборки старого Троицкого собора на его месте началось строительство католического костела, что вызывало определенное недовольство среди православного населения Томска.

К сожалению, история не сохранила нам изображений первого храма, и мы не можем по достоинству оценить его красоту. Его дальний силуэт есть лишь на рисунках панорамы Томска и на акварели художника А.Мартынова. Частично ожил Троицкий собор в созданных макетах Томской крепости и в реконструкциях современных архитекторов. Но, кто знает, может он когда-то еще вернется к нам, отысканный в далеких от Томска архивах? Очень хочется в это верить.

Смотрите также

Комментарии