Вытрезвитель бил, бьет и бить будет
Трагедия в томском медвытрезвителе потрясла всех. Пожалуй, давно томичи не выступали так сплоченно против какого-то явления жизни. Хотя здесь речь шла не просто о явлении, а о целой системе, которая оказалась способной перешагнуть через личность человека и даже уничтожить ее.
Понятно, что ситуации, подобные произошедшей с журналистом Константином Поповым, случались в Томске и раньше. Однако лишь единицы пострадавших шли в прокуратуру, пытаясь добиться справедливости и наказания виновных. И большинству этого не удавалось.
Об этом дискутировали томичи на местных форумах. Об этом они писали и на нашем портале. Некоторые читатели даже звонили с намерением рассказать о собственном печальном опыте общения с милицией. Первым нам позвонил Георгий.
— Дело было в ноябре, — вспоминает он. — Мы с женой повздорили, в итоге приехала милиция. Признаюсь, я был выпивший, но не настолько, чтобы меня куда-то забирать, тем более из дома, на что милиционеры не имеют права. Первыми приехали представители вневедомственной охраны, поглядели, что все нормально, и уехали. А потом прибыли милиционеры и говорят: собирайся, поехали. Ну ладно. Я думал, что мы поедем в РОВД, а потом гляжу, заворачиваем в другую сторону. Оказалось, едем в вытрезвитель.
Из машины Георгий позвонил своему другу, чтобы тот забрал его. Однако отпускать клиента «трезвяка» никто не собирался.
— Захожу, мне сразу говорят: раздевайся! Я говорю, за мной уже едет человек, он меня заберет. Но меня никто не слушает. Я им: вы нарушаете мои права, вы должны меня отпустить, раз за мной приехал человек. В итоге меня начинают насильно раздевать, запинывать ноги ниже колена — там потом был один сплошной синяк. Затем меня связали, но не легкой вязкой, а очень сильной, и оставили так на несколько часов. Когда попросился в туалет, никто не отреагировал. Но тут же поставили укол. Когда меня, наконец, развязали, я не мог пошевелиться — настолько все мышцы онемели.
С собой у меня оказалось около трех тысяч рублей и золотая цепочка. Я был наслышан про то, что творится в этом заведении, поэтому решил передать все это другу. Цепь я успел кинуть, а вот забрать деньги мне не позволили. Утром в карманах их уже не было. Когда я попросил вернуть деньги, сотрудники вытрезвителя заявили: не было у тебя никаких денег. На все мои вопросы было сказано: иди отсюда, все равно ничего не докажешь. Вот так я побывал в «трезвяке», — смеется Георгий.
На вопрос, обращался ли он с заявлением в прокуратуру, Георгий ответил: «А зачем? Все равно я бы ничего не добился».
На фоне других историй, которыми делились наши читатели, случай Георгия кажется просто легким недоразумением. Одну из этих «других» историй нам рассказала Анна Анатольевна.
— Это случилось семь лет назад. Мой муж возвращался со дня рождения своего друга. Оба были летчиками, интеллигентными людьми. Муж алкоголь никогда не употреблял, только по праздникам выпивал чуть-чуть. На остановке, где он ждал автобуса, его тормознули сотрудники милиции, после недолгого разговора забрали в вытрезвитель. Я ничего об этом не знала.
Трое суток от мужа не было известий, наконец, мне позвонили из клиники Савиных. Выяснилось, что муж находится там в реанимации. У него диагностировали разрыв мочевого пузыря, множество повреждений. По словам врачей, внутри все буквально было залито кровью. Его срочно прооперировали. Врачи не гарантировали, что он вообще выживет.
Но он выжил. После операции какое-то время муж был в памяти и рассказал мне некоторые детали. По его словам, на остановке милиционеры попросили документы и заявили, что повезут его в вытрезвитель. На что он возмутился, мол, я не пьяный, жду автобус, поеду домой, с чего меня забирать? В ответ его начали избивать и продолжили издевательства в вытрезвителе. Потом доставили в больницу.
Естественно, я сразу же подала заявление в прокуратуру. Однако дело так и не завели. Милиционеры, которые забирали мужа, заявили, что подобрали его на улице, где он якобы валялся пьяный. А прокурор мне сказала в приватной беседе, мол, скажите спасибо, что вашего мужа привезли в больницу, а не бросили умирать на улице.
Самое страшное, что после этого случая у мужа начались проблемы с головой. Уже спустя какое-то время после операции врачи диагностировали болезнь Альцгеймера. Как пояснили мне доктора, скорее всего, болезнь передалась ему по наследству, но не проявлялась, пока муж не пережил сильнейший стресс из-за побоев. Через три года он умер… Можно сказать, что его убили еще тогда, в вытрезвителе.
Я помню, какое состояние было у мужа, когда он начал отходить от операции. У него начались, видимо, галлюцинации, он начал впадать в буйство. Помню, он кричал: «Надо ехать, быстрее, а то сейчас опять начнут бить!» Вот до чего они там его довели, — Анна Анатольевна не сдерживает слез.
Подобные случаи происходили в Томске и 25 лет назад. Об этом свидетельствует история, которую написал нам один из наших читателей. Ниже приведены выдержки из нее.
«Я тогда работал в ИТУ-1, рядом с в вытрезвителем на Иркутском тракте, начальником отряда. Однажды пришла инструкция, что патрулировать периметр колонии я должен вместе с работником вытрезвителя». В процессе знакомства автора с напарником выяснилось, что тот работал инженером на приборном заводе, пока не сократили.
«Спросил, как служба, нравится или нет? Он ответил, что никак не может привыкнуть к их порядкам, хотя прослужил уже месяц. Но надо кормить семью и приходится терпеть. … И вот здесь я стал свидетелем двух случаев, которые меня потрясли до глубины души», — пишет нам читатель, которому приходилось заходить во время дежурства в медвытрезвитель.
Первой задержали даму, слегка «под шафе», которая присела по нужде где-то в городе, за домом. Задержанная плакала, мол, сейчас подруга приедет, деньги отдаст, только не оставляйте на ночь. Автор заметки попросил капитана дать ей телефон, чтобы позвонить. Тот нехотя выполнил просьбу.
«Не прошло и получаса, как приехала подруга на такси, выложила деньги. Женщину отпустили. Подруги поблагодарили меня за «досрочное освобождение» и та, что привезла деньги, тихо спросила свою приятельницу: «Ну как, не успели изнасиловать?» Ответ я не расслышал. Они пошли к выходу, а вся смена заржала вдогонку…»
Второй случай, поразивший нашего читателя, произошел чуть позже. Патруль пытался забрать в вытрезвитель ветерана Отечественной войны, который выпил, но на ногах держался сносно. «Здесь я уже не выдержал и высказал сержанту всё, что я думал о нём и обо всей смене: «Мужики, вы что творите! Ну ладно, бомжей подбираете или обмороженных. Но здесь перед вами фронтовик! Вместо того, чтобы спросить адрес и довести до подъезда, вы везете сюда. А здесь в камере чуть теплей, чем на улице. Он откинется, а вас всех засудят». У капитана отвисла челюсть от моей наглости. «Откуда ты взялся такой? Ты нам весь план по задержанию сорвёшь. Что, у вас в колонии все такие правдолюбцы?» Но старика оформлять не стал, дав указание водителю «воронка» докинуть ветерана до дома».
Другой наш читатель, Илья, поделился своими наблюдениями, сделанными при общении с другом, который недавно устроился на службу в милицию.
— Однажды вечером мы встретились с ним, хотели пройтись по городу, поболтать. Вдруг ему позвонили и сказали, что он вместе с другими ментами будет патрулировать район. Вскоре подошли и его напарники — тоже проходящие стажировку, а я решил поглядеть, как они проводят рейды. При этом все мы были в штатском. На остановке патруль увидел компанию парней, которые пили пиво. Ребята подошли и начали докапываться до молодежи с намерением вывести из себя. Причем напоминали они в этот момент типичных гопников. Когда народ уже раззадорился, те показали свои удостоверения и вызвали машину. Парней увезли в вытрезвитель. А друг пояснил, что у них такая система, так называемая «палочная». То есть им дают задание — за вечер найти, к примеру, троих пьяных. Если не найдут, придется в буквальном смысле делать из трезвых «пьяных», насильно увозя в «трезвяк». Я был просто в шоке.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что подобные случаи стали и в России, и в Томске обыденностью. Вопрос в том, как можем мы, томичи, противостоять этой печальной действительности. Нам интересны ваши соображения по этому поводу. Пишите, высказывайтесь, предлагайте. В свою очередь портал «В Томске» намерен и дальше освещать эту тему.