Чудеса Африки: водопад Виктория и «край земли»
Как томич добрался до конца Африки и увидел слияние океанов
Этой зимой мы уже рассказывали о томиче Денисе Поляруше — участнике кругосветной экспедиции «Мир наш». Цель проекта — «попасть на автомобилях с российскими номерами туда, где их еще никто не видел». В прошлый раз Денис побывал в нескольких странах восточной Африки — Эфиопии, Кении, Уганде, Руанде, Бурунди и Танзании, заехав также на остров Занзибар. Сейчас же мы расскажем об африканских чудесах света, которые томич увидел в ходе следующего этапа — проехав от Замбии до ЮАР.
***
Из Африки с любовью!
Путешествие по Африке Денис продолжил в апреле. С остановками в Нур-Султане (Казахстан) и Дубае (ОАЭ) томич вместе с еще одним участником экспедиции, Эльшаном Салимовым из Железногорска, прибыл в Лусаку — столицу Замбии. Остальные члены команды находились в пути из Дар-эс-Салама (Танзания), откуда перегоняли машины, оставленные там после предыдущего этапа.
В Лусаке команда пробыла около двух дней. Ничем особенным столица Замбии не запомнилась, вспоминает Денис.
— В городе мы нашли только один торговый центр средних размеров. При этом он очень богат на разное мясо, колбасы, мясные нарезки и прочее. Впервые в Африке мы столкнулись с таким изобилием мясных продуктов, — отмечает томич. — В целом в городе чисто, все очень дружелюбные. Из Лусаки поехали на водохранилище Кариба, заехав по пути в лес окаменелостей Чирунду. Там сохранилось множество окаменелых стволов деревьев, чей возраст достигает 150 миллионов лет.
Лес окаменелостей Чирунду — национальное достояние Замбии; объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Закон запрещает использовать окаменелые стволы в каких-либо целях. Попытка отломать кусочек коры и увезти с собой может обернуться крупным штрафом.
— Кариба — самое крупнейшее в мире созданное человеком искусственное озеро. Там водятся крокодилы: когда катались по озеру, видели двоих, — рассказывает Денис. — На берегу стоят предупреждающие таблички.
Кариба находится на территории Замбии и Зимбабве, его площадь — 5,5 тысячи квадратных километров. Глубина озера в большинстве мест достигает 29 метров. На его территории находятся несколько островов.
— Смогли посмотреть Карибу ГЭС на реке Замбези. Без проблем разрешили сделать фотографии. ГЭС обеспечивает электроэнергией большую часть Замбии и Зимбабве.
ГЭС была построена в 1958 году, после чего потребовалось еще пять лет, чтобы увеличить размеры дамбы и переселить из зоны строительства несколько десятков тысяч человек. Также из долины реки Замбези переселили порядка шести тысяч животных. Официально Кариба ГЭС была открыта в 1960 году.
По словам томича, сейчас дамба начинает представлять опасность: в силу возраста и сейсмической активности в этом районе конструкции фундамента разрушаются. В ближайшие годы Кариба ГЭС должна пройти модернизацию. Разрушение дамбы приведет к катастрофическим последствиям и гибели сотни тысяч человек.
Зимбабве
— Из Замбии мы поехали в Зимбаве. По пути в столицу, Хараре, вдоль дороги нам встретилось множество баобабов. Диаметр ствола каждого — в длину машины, вспоминает Денис. — Столица выглядит прилично, особо внимание на тебя никто не обращает, пальцем не тыкает. Были в кафе, играла живая музыка, все нас радушно приветствовали.
Про Зимбабве многим известно, что там была самая большая в мире инфляция (своего максимума гиперинфляция достигла в середине ноября 2008 года, составив 79,6 миллиарда процентов — прим. ред.). Эти времена прошли, несколько лет назад правительство провело реформу, в результате чего зимбабвийский доллар приравняли к американскому. Многие на этом жульничают.
После реформы курс был один к одному. Сейчас 1 американский доллар стоит 3,8 зимбабвийских. Мы бывали в кафе, где в меню стоят две цены. А есть заведения, где у цены указан только знак доллара — в Зимбабве он такой же. Когда спрашиваешь, о какой валюте идет речь, говорят что цены в местных долларах. А сами с карты снимают «баксы». Мы с таким столкнулись на заправке и за бак бензина заплатили 170 долларов США. Местных, конечно, не обманывают только туристов.
По словам томича, сам по себе Хараре — город непримечательный. Туристы приезжают сюда, чтобы добраться до водопада Виктория.
После столицы команда отправилась в национальный парк «Большой Зимбабве», раскинувшийся на 24 гектарах в провинции Масвинго. В нем сохранились каменные руины древнего города, основанного около 1130 года нашей эры. До конца 1920-х годов западные археологи считали, что город построили финикийцы или арабы, не веря в способность чернокожих африканцев создать такое величественное сооружение. Сегодня научный мир полагает, что «Большой Зимбабве» был главным центром предков сегодняшнего этнического зимбабвийского большинства — народа шона.
— Там мы разбили палатки, ночевали. Места для кемпов отлично сделаны: кроме самой площадки для палатки, есть крытая кухня с электричеством, водой, установлены туалеты, душевые кабины, все чисто аккуратно. Стоимость одной ночи с человека была 10-12 долларов США.
Следующая остановка — второй по величине город Зимбабве после столицы — Булавайо.
— Было ощущение, что попали в Америку 30-х годов прошлого века, если по фильмам судить: низкие дома, широкие улицы, рассказывает томич. — Тут тоже остановились на территории кемпа. На следующий день поехали до городка Виктория-Фолс, который находится рядом с водопадом. Примерно за 200 километров до остановки увидели палатки с фруктами. Они стояли вдоль дороги. На веревках деревьев связками висели плоды баобабов. Они стоят копейки — рублей 20 за штуку, если на наши деньги переводить. Спросили у местных, как их есть. Один из продавцов взял, разбил об камень кожуру и угостил нас, — делится впечатлениями участник экспедиции. — Как оказалось, рядом есть небольшая деревня. Местные повели нас показывать свой быт. Они хорошо говорят на английском. Дома у них каменные, внутри стены просто отштукатуренные, крыша — соломенная. Школы у них нет, детей учит местная женщина, которая сама имеет образование.
Водопад Виктория
В Викторию-Фолс команда приехала во второй половине дня, остановилась в отеле, недалеко от входа в парк, где расположены обзорные площадки водопада.
— Отель был в три этажа, балкон номера выходил в сторону водопада, вечером очень хорошо было слышно шум падающей с высоты воды. — говорит томич. — С утра мы полетели на вертолете. Полет — 20-25 минут, стоимость с одного человека — 100 долларов. Уже американских, про зимбабвийский доллар тут можно забывать — не принимают. Мы разделились на две группы, по четыре-пять человек в вертолет. Нам очень повезло с погодой! Водопад расположен на границе двух стран: Замбии и Зимбабве. Вертолет летает туда-сюда, проблем с нарушением воздушного пространства нет. Во время нашего пребывания там, в апреле, водопад был на пике полноводности. Он длится несколько месяцев, а не в сезон сильно высыхает, виды уже не те.
Только посмотрите на эту красоту!
По словам Дениса, местные посоветовали идти на обзорные площадки в обеденное время, вход в парк стоит долларов 20-30. На территории нет ни кафе, ни магазинов, но еду и воду можно брать с собой. Первой обзорной точкой для команды стала Катаракта дьявола — обнаженный для глаз кусок водопада, поток воды шириной 35, а высотой — 61 метр.
— Стоишь сверху и кажется, что дождь идет — кругом стоит водяная пыль. Брызги и туман могут подниматься на высоту 400 метров и выше. Чем дальше идешь по тропе, тем шире становятся участки, где показывается водопад. Его общая ширина — около двух километров. Максимальная высота падения воды — порядка 110 метров.
Водопад Виктория является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Это единственный водопад в мире, одновременно имеющий более 100 метров в высоту и более километра в ширину. Виктория примерно в два раза выше Ниагарского водопада в США.
Считается, что первым европейцем, увидевшим водопад, стал Дэвид Ливингстон. В ноябре 1855 года, во время путешествия от верховьев к устью реки Замбези, Ливингстон достиг водопада и назвал его в честь королевы Виктории.
— Побывали на мосту через реку Замбези. Он соединяет Замбию и Зимбабве. По нему можно передвигаться как пешком, так и на автомобилях. Также по нему проложены рельсы для поездов. По мосту можно перейти из одной страны в другую, есть погранпункт.
По сей день данный мост является единственным железнодорожным сообщением между Замбией и Зимбабве, а также одним из трех автомобильных путей сообщения между странами.
— В верхней точке водопада Виктория, на территории Замбии, есть две естественные выемки — Купель Дьявола и Купель Ангела. Из-за полноводности первая купель была закрыта, но мы смогли побывать в Купели Ангела, она расположена ниже. За обеими купелями — обрыв, — отмечает путешественник. — Туристы приходят туда фотографироваться. Тебя сопровождает специальный человек. Более того, все фото, где люди лежат и как бы свисают вниз, сделаны, когда тебя сзади держат за ноги. По сути, твоя жизнь в этот момент зависит от этого человека. Также там натянута веревка, за которую можно успеть зацепится, если тебя начнет сносить. Но таких случаев уже давно не было.
Добраться до купелей можно на лодке. Предварительно тебе объясняют технику безопасности. Все сопровождающие одеты в дождевики. Они забирают у тебя телефон, кладут в непромокаемый пакет, делают фотографии, причем много. Хорошо получается.
По словам Дениса, после насыщенного дня на водопаде и перед возвращением в отель команда отправилась за продуктами в магазин. В Замбии, смеется томич, продукты дешевле, чем в Зимбабве, и можно расплатиться местными деньгами, а не «баксами».
Ботсвана
Далее путешественников ждала Ботсвана — независимое государство в Южной Африке, граничащее с ЮАР, Намибией, Замбией и Зимбабве. Выхода к морю не имеет. Географически 70 % территории страны занимает пустыня Калахари.
Первую остановку и ночевку участники экспедиции сделали в небольшом городке на севере страны — Касане.
— В планах было посещение национального парка Чобе. Мы прочли, что там обитает самая большая популяция слонов в Африке. Но нас ждало небольшое разочарование. Очень большое количество животных мы видели в Масаи-Маре (заповедник на юго-западе Кении; знаменит большим количеством животных и ежегодной миграцией антилоп гну — прим. ред. Фото из заповедника есть тут) и в Чобе столкнулись с тем, что заповедник — один большой буш (неосвоенный человеком ландшафт, состоящий из кустарников и низкорослых деревьев — прим. ред.)
Мы покатались там три дня, но за это время увидели только несколько слонов, жирафов, зебр. Как оказалось после, во время нашего пребывания там была сильная засуха, многие животные ушли. Нам просто не повезло.
Жили в районе заповедника в палатках. Ночевать на его территории нельзя, но в один из дней мы не успевали выехать за пределы парка. Увидели действующую военную базу, объяснили военным нашу ситуацию, и они разрешили в 30-40 метрах от них поставить палатки, чтобы переночевать. Сказали только не тушить костер, потому что по округе ходит старый лев-одиночка, — вспоминает томич.
После парка путешественники заехали в небольшой городок, купили продукты и наткнулись на мясо страуса, уже разделанное.
— Купили и вечером сделали стейки. По вкусу — это что-то между индюшатиной и говядиной. Мясо у страуса красное. Стоило оно недорого — четыре доллара за килограмм.
Еще один заповедник, который посетила команда, это «Рино парк», где обитает очень большое количество носорогов в естественной среде.
Далее — Габороне — столица Ботсваны. По словам Дениса, о приближении столицы становится понятно заранее: становятся лучше дороги, появляется разметка, интернет-связь. Ботсвана по уровню ВВП на душу человека занимает неплохие показатели — почти 18 тысяч долларов в год (75 место в рейтинге Международного валютного фонда). У той же Замбии — 4,1 тысячи долларов (141 место), Зимбабве — около трех тысяч долларов (159 место). Показатели такие хорошие потому, что в стране живет не очень много людей, и в перерасчете на каждого получается такая сумма. Также Ботсвана добывает руду и алмазы.
— Утром следующего дня после приезда в столицу мы поехали посмотреть центр города. Удивил тот факт, что все — очень чисто, газоны подстрижены, много правительственных зданий, посольств, есть пешеходные дорожки, велодорожки. В обед, час-два дня, в центре вообще никого нет. Очень много людей мы застали в местном торговом центре. Там — основное место досуга.
В целом, по словам томича, особо в Ботсване смотреть нечего, возможно, только парк Чобе, но не во время засухи, иначе животных там не застать.
ЮАР и океан
После Ботсваны участники экспедиции разделились: Денису и его напарнику по машине нужно было вернуться в Россию раньше. Поэтому они решили не заезжать в Лесото, Эсватини и Мозамбик, а поехать сразу в Южно-Африканскую Республику. Пусть составил 1,5 тысячи километров. Вдвоем путешественники преодолели это расстояние за 16 часов.
В ЮАР участники экспедиции заехали на реку Лимпопо, известную многим в России по сказке о докторе Айболите. Река сильно населена крокодилами. Также есть провинция с названием Лимпопо.
— Сначала доехали до мыса Игольный (также Агульяс), это 250 километров от столицы ЮАР. Мыс — крайняя точка африканского континента, самая южная, — поясняет Денис. — Здесь пересекаются два океана — Индийский и Атлантический. Приехали на Игольный ночью, немного поспали, а утром погуляли, пофотографировали, потрогали волны — вода уже была холодной, в апреле в южном полушарии наступает осень. По пути до Кейптауна видели очень красивые виноградники. Сразу понятно, что за ними ухаживали не один десяток лет. В столице мы заселились в большую квартиру, недалеко от прогулочной набережной. Она стоила порядка 4,5 тысячи рублей в день.
Съездили участники экспедиции и на мыс Доброй Надежды, что на Капском полуострове, в 155 километрах от мыса Игольного. Открыл мыс португальский морской путешественник Бартоломеу Диаш в 1488 году. Мыс Доброй Надежды является символом Южной Африки. Он славится красивыми саваннами, гуляющими страусами, бабуинами, антилопами, а еще здесь разгуливают пингвины. На пляжах мыса можно загорать и купаться. Сезон открыт с сентября по май, когда здесь лето. Главная достопримечательность Доброй Надежды — маяк высотой 240 метров, построенный в 1860 году.
— Во время нашего пребывания было уже прохладно, вечером — в районе 10-13 градусов тепла. После остальных жарких стран непривычно, а местные вообще ходили в пуховиках, — вспоминает Денис. — То, что наступила осень, можно увидеть по деревьям — начали желтеть.
Заехали путешественники и на пингвиний пляж — Боулдерс-Бич. Он находится в 40 минутах езды на машине от Кейптауна, возле маленького городка Саймонс-таун. Живет колония пингвинов в маленькой лазурной лагуне. За туристами тут смотрят рейнджеры: они следят за порядком и покоем пингвинов. Подходить близко можно, но лучше не трогать — пингвин может и укусить.
Хорошие впечатления оставила и сама столица.
— В Кейптауне красивая набережная, много кафе, все спокойно. Нас предупреждали, что в ЮАР есть небезопасные районы, но мы их и не искали. Там, где обычно останавливаются туристы — все тихо. В магазинах есть все что нужно. Большое разнообразие вина, достаточно хорошего. По российским меркам — недорогое, потому что у нас такое же стоит в два раза дороже. Покупали в супермаркетах бараньи ребрышки, фрукты. Можно сказать, что Кейптаун — место, в котором можно посмотреть и сам город и красивую природу — мысы, океан. Опять же — пингвины, можно увидеть китов!
Свою машину участники экспедиции оставили на специальной охраняемой парковке и заодно забронировали места для остальной команды, которая была только на пути в ЮАР.
***
Сейчас «Мир наш» готовится отправиться в поездку по западной части Африки — из Кейптауна в Камерун. После — Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, Индонезия и через Таиланд в самую конечную точку, откуда был дан старт экспедиции, — Новосибирск.