По старой памяти: дачный рейтинг дореволюционного Томска
Куда летом ездили отдыхать томичи более 100 лет назад
Традиция выезжать летом за пределы городов возникла, наверное, с появлением самих городов. Из шума и пыли, каменных джунглей рвется душа человека на природу, к реке, под сень деревьев... Не были исключением и дореволюционные томичи, которые уже в конце мая начинали дружно рассеиваться по деревенским окрестностям. Где же они предпочитали отдыхать? Попробуем составить дореволюционный «дачный рейтинг» на основе публикаций в томских газетах конца XIX.
Выбрать лучшее из тридцати
Один из авторов знаменитого дореволюционного сборника «Город Томск» 1912 года И. Дагаев отмечал, что томичи могут отдохнуть примерно в 30 загородных поселениях, среди которых и дачные поселки, и деревни, и поселения смешанного типа — дачи соседствуют с домами крестьян.
«Окрестности Томска по красоте и разнообразию очень незаурядны, — писал Дагаев. — Местность кругом города — холмистая, почти горная, прорезываемая красивой Томью и несколькими мелкими речками, обильная лесом разных пород и в том числе хвойным, щеголяющая роскошными кедровниками — удовлетворяет и притязательному вкусу». В этих живописных местах, «в поселках и деревнях на Томи к услугам дачников прекрасное купание, рыбалка, лодочный спорт», — а еще ягоды и грибы в лесах, прекрасная охота (чем дальше от города, тем лучше). А самое главное, «отношения населения к дачникам нормальны и благожелательны».
Кратко характеризуя томские дачные места, Дагаев упоминал и железнодорожные дачи, и деревни Каштак, Кисловка, Петухово, Протопоповское. Но самые популярные дачи, писал он, это «Городок» (примерно современное Тимирязевское), «Басандайка» (и деревня Аникино, которая к ней примыкает) и деревня Заварзино. К числу популярных (и самых дорогих) мест дачного отдыха относились также Степановка и Архимандритская заимка.
В общем, заключал автор очерка, «томичу среднего и малого достатка, желающему отдохнуть и подышать чистым воздухом, нет необходимости уезжать из Томска на сотни и тысячи верст». Более того «некоторым томским дачным местам не достает лишь кумыса, чтобы статьи лечебными»!
Томские предприниматели организовывали «кумысные заведения», чтобы отдых на дачах был еще и лечебным.
К числу же главных недостатков этих местностей относились «неудобство сообщений с дачами» и отсутствие развлечений.
Посмотрим, как оценивали дачный отдых дореволюционные журналисты.
Городской сад, Лагерный сад, сад «Россия» — в этих местах томичи спасались от жары и пыли в летние сезоны.
Пыль над городом
Судя по дореволюционным газетам, жара и пыль буквально «выдавливали» томичей из города. Фельетонист «Сибирской жизни» писал:
«Жарко, так жарко, что обыватели обоего пола и всех возрастов буквально не расстаются с городскими берегами Томи и Ушайки, наслаждаясь в этих водах с утра до ночи. Толпы и группы в два-три человека встречаются и около «Толчеек», и около заимки Вокано, и на «Прядилках», и под «Мухиным бугром»... Под вечер здесь появляются гармонии итальянки, слышна веселая песня; лишь солнце скрылось за горой, увидите вы здесь и коврик с бутылками... Теперь под каждым кустиком – и стол, и дом, где стрекоза и муравей предаются отдохновению...» (СЖ. 1898. № 124).
Ему вторили журналисты «Сибирского вестника», которые из номера в номер описывали страдания тех, кто вынужден был оставаться летом в городе:
«На наших улицах в настоящее время тучи пыли. Пыль осаждается на платье, налетает в нос, в уши и т.д. Положение и пешеходов, и едущих положительно плачевное. На днях начали поливать некоторые улицы; но поливка эта делается только раз в день и то даже не всегда. Поливка уменьшает действие пыли только на несколько минут, и потом снова появляются облака пыли. Следовало бы поливку делать возможно чаще; во всяком случае, при сухой погоде, она необходима не менее как по два раза в день» (СВ. 1898. № 115).
«Пыль на улицах невероятная. Город весь окутан клубами пыли и обыватели, не имеющие возможности выехать на дачи, принуждены дышать не воздухом, а пылью. Насколько это здорово, ответить нетрудно. Неужели нельзя ничего поделать с этим бичом томича в летнее время» (СВ. 1898. № 119).
Сад «Россия» был одним из самых популярных мест отдыха в городе.
В связи с этим в умах томичей рождались любопытные предложения, например, добавить отпускных дней из-за жары:
«Наступают жаркие дни. Было бы весьма желательно, чтобы местные труженики канцелярии были еще хоть на один день в неделю освобождены от утомительных занятий в душных помещениях. В прошлые годы в некоторых правительственных учреждениях были установлены такие льготные дни» (СВ. 1898. № 113).
По подсчетам журналистов, учитывая короткое сибирское лето, таких дней набралось бы от силы 8-9, но зато как бы они облегчили жизнь!
Выходные на природе
На реке можно было спастись от удушающего зноя и пыли, и конечно именно сюда устремлялись томичи в поисках свежести.
Томичи использовали выходные дни, чтобы выбраться из пыльного городского ада. Журналисты констатировали:
«Смело можно сказать, что более половины городского населения в воскресенье было за городом. Степановка, Заварзина, Басандайка и даже более отдаленные деревни, как, например, Протопопово, были полны горожанами. С раннего утра целые вереницы всевозможных экипажей тянулись за город, где большинство и провело целый день до позднего вечера. Эти импровизированные гулянья обходятся пока, к счастью, без инцидентов, хотя некоторая часть публики, особенно предусмотрительной, и взяла с собой запасы «первой необходимости» в изрядном количестве. Было бы только особенно желательно, чтобы стрельба из ружей и револьверов, которой развлекали себя некоторые, совершенно не допускалась, — несчастные случаи, особенно если местные «Вильгельмы Телли» основательно выпьют, более чем возможны» (СВ. 1898. № 121).
«Летняя тематика» отражалась и на привычном наборе объявлений на первых полосах газет.
Неделю спустя еще большее количество людей покинули Томск:
«Сильные жары, пыль и духота в городе заставили в праздничный воскресный день, 14 июня, выехать за город, по меньшей мере, три четверти населения. Все подгородные деревни и дачи были полны гуляющими. Заварзина, Басандайка и Степановка буквально были переполнены горожанами. Живописные группы разместились под каждым кустом. Насколько велико было число выехавших за город, можно судить и по тому, что квасники, мороженики и странствующие музыканты перебрались также за город и были очень довольно заработком.
Все было бы хорошо, если бы часть временных дачников держала бы себя более прилично; на лоне природы приличия соблюдаются не всегда строго, это правда, но некоторые томские обыватели приличий совсем не признают. На Басандайке некоторые, сильно выпившие, не стеснялись купаться на виду у всех. В виду того, что все подгородные места находятся в ведении г. томского окружного исправника, было бы весьма желательно, чтобы по праздничным дням, когда там бывает громадное скопление народа, посылались стражники, которым было бы вменено в обязанность наблюдать за порядком. Общий же надзор должен быть поручен одному из чиновников земской полиции» (СВ. 1898. № 127).
В общем за городом народ расслаблялся и «отрывался», чем вызывал справедливое негодование тех, кто пытался и на природе оставаться в рамках приличий. Понятно, что дачники находились несколько в других условиях — им-то не надо было возвращаться к работе. Наслаждаясь дачной жизнью, они, тем не менее, писали в газеты о том, что они хотели бы улучшить.
Дачные проблемы
Томские дачи пользовались огромной популярностью, о чем свидетельствовали, в частности, цены на них. «Сибирский вестник» писал в конце XIX века:
«Наконец, начался усиленный переезд из Томска на дачи. Если весны в Томске в нынешнем году не было, то томичи надеются на лето. Цены на дачи в соседних Томску деревнях, несмотря на позднее начало дачного сезона, не уменьшаются. Дороги квартиры в городе — дороги и дачи. На этих днях, как нам передавали, двое господ предлагали за дачу, ходившую, обыкновенно, 90-100 рублей в лето, 150 и 175 р., лишь бы только ее сдали им. Но дача оказалась уже сданною ранее за 100 р.» (СВ. 1898. № 112).
Счастливые арендаторы, переселившись на вожделенные дачи, обнаруживали, что в деревнях проблематично что-либо купить из провизии, и приходится ездить за каждой мелочью обратно в город. Газеты призывали обратить на это внимание томских владельцев магазинов:
«Отсутствие предпринимателей у нас сказывается на каждом шагу. Возьмем хоть наши дачные местности. Например, деревни Заварзину, Аникину. Они полны дачниками. Население в них в летнее время увеличивается во много раз. Между тем, ни в одной из этих деревень нет даже хорошей мелочной лавки, не говоря уже о каком-либо ресторане или хотя булочной с продажей чая, кофе и шоколада. Нет и мясных лавок. Правда, существуют кабаки, но и там продается только водка самого низкого достоинства и по возвышенной, против городской, цене. Об увеселениях — тоже нечего думать. Ни музыки, ни устройства спектаклей, хотя бы с местными силами, как говорится, и в помине нет!!» (СВ. 1898. № 124).
Товары для дачников нужно было завозить специально, но мало кто в XIX веке готов был поддерживать этот «сезонный бизнес».
Наконец в 1898 году один из предпринимателей внял запросу общественности:
«Ныне, как нам сообщают, один из местных торговцев, г. Фильберт, предпринимает развозную торговлю всевозможными гастрономическими товарами по дачным местностям. Полагаем, что это начинание вызовет подражателей и тогда дачники будут избавлены от необходимости ездить чуть не ежедневно в город за провизией» (СВ. 1989. № 127).
Что же касается дачного досуга, тут каждая деревня отличалась своим «набором развлечений» и своей спецификой. «Номером один» по количеству упоминаний в газетах была Басандайка.
№ 1 — Басандайка
Итак, вот рейтинг, который можно было бы составить из упоминаний дачных мест в томских дореволюционных газетах.
Басандайская летняя колония для детского отдыха.
На первое место в этом рейтинге с 1898 года уверенно выходила Басандайка, потому что именно здесь были размещены летние колонии знаменитого томского Общества содействия физическому развитию. Оно было создано в 1895 году в Томске по инициативе врача В.С. Пирусского, а три года спустя общество смогло устроить на Басандайке собственную летнюю колонию. Газета писала о запланированном открытии:
«7 июня состоится освящение детских колоний, устроенных обществом содействия физическому развитию в трех-верстом расстоянии от железнодорожной станции «Басандайка». В настоящее время советом общества принято для помещения в колонии 40 детей, которые и будут отправлены по железной дороге 4-го июня; проезд для них до ст. «Басандайка», с разрешения начальства, бесплатный» (СВ. 1898. № 114).
К отправке готовились тщательно, и перед отъездом детей внимательно исследовали, чтобы впоследствии оценить пользу от их пребывания в колонии:
«Вчера, 2-го июня, от 10 до 12 ч. дня, производилось взвешивание детей-колонистов, отправляющихся 5-го июня утренним поездом на ст. «Басандайка».
Дети, принятые для помещения в колонию, не могут похвалиться здоровьем: анемичны, многие из них золотушны.
Мальчики выглядывают лучше девочек. Последние подвержены больше неблагоприятным влияниям сырых, низких и темных подземелий, где ютятся их родители.
При взвешивании девочек нам не удалось быть. Для мальчиков максимум 2 п. 12 ф., минимум же 1 п. 9 ф. (1 пуд – примерно 16 кг, 1 фунт – 410 гр., то есть мальчики весили примерно от 37 до 21 кг).
Польза летних детских колоний сознана тем слоем населения, дети которого особенно нуждаются в поддержке здоровья дачной жизнью. Родные не совсем здоровых детей прямо-таки осаждали просьбами о приеме их детей в колонию, но помещение не позволяет принять больше 40 чел.
Дети за счастье считают попасть в колонию. Отказ вызывал слезы. В качестве воспитателей в колонию отправляются две курсистки и студент здешнего университета. На днях будут отправлены дети и в Берскую колонию» (СВ. 1898. № 116).
Об открытии детской колонии «Сибирский вестник» написал отдельный материал, в котором, между прочим, подробно описал распорядок дня колонистов:
«Вчера было совершено освящение колонии для малолетних детей, взятых обществом содействия физическому развитию на летние каникулы под свое попечение. К 1 часу дня туда прибыл священник села Петухова, которым было совершено торжественное молебствие с окроплением святой водой построек колонии. При молебне присутствовали председатель общества Г.М. Будагов, секретарь совета В.С. Пирусский, члены общества и посторонняя публика, собравшаяся в числе 40-50 человек. После молебствия все гости были приглашены в палатку, украшенную зеленью и флагами, где был сервирован завтрак. <...>
После завтрака гости занялись осмотром зданий колоний. Участок земли (50 десятин), занятый под колонию, представляет красивую гористую местность, покрытую густым лесом. На расчищенной площадке расположены четыре домика, первые здания возродившейся колонии. Два из них заняты спальнями, общей столовой детей-колонистов, а остальные — квартирой заведующей хозяйственной частью и кухней. Внутреннее убранство этих скромных домиков безукоризненно. Кроме того, колония уже обзавелась небольшим хозяйством, как-то: имеет своих 2 коров и 2 лошадей, свой огород, а также в недалеком будущем предполагается устройство пасеки. Всех детей-колонистов 40 человек, их них 20 девочек и 20 мальчиков. Возраст их от 7 до 14 лет.
Кстати, считаем нелишним предложить читателям и те правила, рамками которых обставлена жизнь детей в колонии.
- Вставать в 7 час., убирать постель, умываться и купаться.
- Общая утренняя молитва.
- Утренний завтрак: молоко с белым хлебом и 2 яйца всмятку. В праздничные дни пироги с мясом или оладьи.
- С 8 до 9 ч. 20 мин. занятия на огороде, устройство сада и работа на участке.
- С 9 ч. 20 мин. умственные занятия в течение не более 40 мин.: чтение, рассказ прочитанного и иногда письменные работы (письма к родителям и ведение дневников).
- Остальное время до обеда прогулка. В дождливое время гимнастика, состоящая из вольных телодвижений
- В 12 ч. обед: суп или щи с мясом; каша, молочная лапша, творог или кисель. По четвергам жаркое.
- После обеда, в течение ½ часа, дети предоставлены сами себе, но не лишены надзора.
- С 1 до 3 час. ручной труд, шитье для девочек, работа из дерева, бумаги и т.п. для мальчиков.
- С 2 до 4 ч. прогулка в поле.
- В 4 ч. послеобеденный чай.
- С 5 до 6 ½ ч. работа в огороде, в саду или на участке.
- С 6 ½ до 8 час. общие подвижные игры.
- В 8 ч. купанье.
- Общая молитва.
- Ужин – повторение обеда.
- В 9 ч. 30 мин. общая вечерняя молитва и ложатся спать.
В общем первые колонии общества обставлены во всех отношениях прекрасно; хорошая здоровая местность, удобства общежития, правильный уход за детьми, а, главное, природа и чистый воздух» (СВ. 1898. № 121).
Если в колониях царил распорядок, в котором сочетались труд и отдых, то дачники в Басандайке не знали покоя от «нашествия» горожан и... грабителей, тщетно призывая власти направить к ним полицию:
«Городская управа обратилась к господину окружному исправнику с просьбой командировать в воскресные и праздничные дни на городскую дачу «Басандайка» полицейского стражника. Громадное скопление народа на названной даче в праздничные дни не обходится, к сожалению, без инцидентов, а потому присутствие полиции там более чем необходимо» (СВ. 1898. № 129).
Дорога до Басандайки — не такая уж и длинная — тоже оказывалась полной опасных приключений:
«Сообщение с Басандайкой не особенно безопасно: не так давно у проезжавшего верхом отнята была верховая лошадь; вчера, как нам сообщили, вблизи города в первом логу, была остановлена возвращавшаяся из города женщина из деревни Аксеновой. Женщина везла с собой провизию дачникам и кое-какие вещи; трое неизвестных остановили лошадь и отняли не только провизию и вещи, но даже и газеты. Не мешало бы между городом и Басандайкой посылать конные разъезды хотя бы изредка» (СВ. 1896. № 129).
Только летом были востребованы такие товары, как духи от комаров, чепцы для купания и специальные туфли для купания.
№ 2 — Заварзино
Итак, лидер дореволюционного «дачного рейтинга» — Басандайка — отличалась близостью к городу, наличием детских летних колоний и «криминальной репутацией». Второе популярное место отдыха томичей — Заварзино — судя по газетным публикациям, выделялось на фоне всех остальных дачных местностей особо креативной публикой, которая облюбовало эту деревню.
Во-первых, дачники жаловались на нахальных городских ловеласов, зачастивших в Заварзино:
«Некоторые из дачников д. Заварзиной просят нас обратить внимание на нахальное поведение некоторых «юношей», приезжающих в деревню из города. Так, в минувшее воскресенье, какие-то юноши, приехав в Заварзино, стали купаться в р. Ушайке на открытых местах. У дачников устроены собственные купальни, имеющие вид шалашей из молодого леса. В одной из таких купален купались девушки, принадлежащие к очень хорошей почтенной семье. Один из приезжих любителей купания, как говорят, хотя юноша уже, но уже связанный узами Гименея, начал с нахальством подплывать под купальню и заглядывать в отверстия в ней. Когда купающиеся девушки начали возмущаться его поведением и высказывать это, он, вместо того, чтобы прекратить свои выходки, позволил еще издеваться над ними: «я-де, мол, барышни, желаю познакомится с вами!» И этот юноша, как нам передавали, принадлежит к местной интеллигенции. Стыдно и положительно непростительно! Надо помнить всегда, где находишься, и не переходить границ приличий» (СВ. 1898. № 134).
Если в басандайских детских колониях царили труд, порядок и отдых, то в Заварзино «правили» бал и развлечения.
Во-вторых, журналисты обращали внимание на любителей громкого пения, которые «завелись» на заварзинских дачах:
«В Заварзиной за последнее время завелись поэтические молодые люди. Эти кавалеры-любители природы поставили себе в непременную обязанность каждую ночь устраивать концерты и такие громогласные, что заварзинцам спать не удается и волей-неволей приходится слушать пение. Местом сборища служит чья-нибудь дача, которую певцы заблаговременно облюбуют. Несчастные дачники!» (СВ. 1898. № 153).
Наконец развлечения в Заварзино вышли на новый уровень, который удостоился не осуждений, а похвалы:
«Заварзинские дачники додумались до устройства общественных развлечений. Устроенные в воскресенье 26 июля танцы на специально устроенной на горе веранде, привлекли не только дачников, живущих в Заварзиной, но из Куташевой и других деревень. Импровизированный танцевальный вечер прошел очень весело и оживленно. Устроительница и устроители приняли все меры, чтобы декорировать площадку и вообще доставить публике, по возможности, больше удовольствия. Отсутствие каких бы то ни было разумных развлечений делает дачную жизнь крайне скучной и однообразной, а потому попытки привить такого рода удовольствия, как танцевальный вечер, заслуживают быть отмеченными» (СВ. 1898. № 161).
№ 3 — Аникино и Степановка
Почетное «третье место» в «дачном рейтинге» разделили между собой Аникино и Степановка. Аникинские развлечения корреспонденты описывали так:
«А как проводят время наши дачники?
В прошлое воскресенье, например, в деревне Аникиной, публика наблюдала прелюбопытное зрелище. Толпа кучеров и дворников, выехавших на «вольный дух» с господами, затеяла ссору с пейзанами, которые не привыкли «повожать» никого и даже писарю за спиной кулак показывают. Кучера, просвещенные борьбой пресловутых героев цирка Боровского, знакомые с приемами, употребляемыми на войнишке, словом люди бывалые, после перебранки принялись поучать кулаками, да так, что аникинцы «не стерпели». Огромной толпой кинулись они на городских супостатов и в рядах последних на другой день многие недосчитались во рту зубов, у некоторых поредели бороды, а иным так «намяли бока», что они и теперь болят...».
Так проводит дачные дни городская меньшая братия, но вот что делается и среди интеллигенции. Подгородний корреспондент «Сибирской жизни» об одном из этих интеллигентов пишет следующее:
«Наш подгородний курорт в нынешнем году почти полон дачниками, но деревенская скука все-таки дает себя знать, так как у нас нет ни собрания, ни театра, ни заезжих певцов и певичек, нет даже путного буфета (кроме кабака) и на всех гуляньях музыка отсутсвует. Дачники живут маленькими кружками, которые сторонятся друг друга, словно у них нет ни общих взглядов, ни общих интересов... Скучно!
Вероятно, эта самая скука заставила одного из нынешних интеллигентных дачников устраивать в нанятом помещении развлечения исключительно для увеселения и просвещения наехавших с господами кухарок, нянек и горничных. Наши местные девицы «аржакушки» тоже теперь не прочь развлекаться на развеселой дачке интеллигента, но есть слух отрадный, что отцы сельского общества скептически отнеслись к просветительской деятельности дачника и на днях собирались на сходку потолковать — нельзя ли составить приговор и обществом барина выдворить...
Бедный инициатор, восклицает в заключение наш подгородний корреспондент: куда теперь денется патентованный просветитель тьмы, если и журфиксы с кухарками и горничными – это новое благое и оригинальное начинание – погибнет, не успевши расцвести» (СЖ. 1898. № 124).
Объявление в «Сибирском вестнике», 1896 года.
А вот Степановка в сезоне-1898 отличилась тем, что здесь, кроме обычных дачников, отдыхали воспитанницы Мариинского детского приюта:
«Воспитанницы Мариинского детского приюта перевезены на дачу, принадлежащую приюту и находящуюся вблизи Степановки. Господин управляющий губернией В.К. Бискунский, близко интересуясь состоянием этого учреждения, в воскресенье, 14 июня, ездил осматривать дачу приюта. Его превосходительство, осмотрев все дачные помещения, огород и сад, нашел все в отличном порядке» (СВ. 1898. № 127).
Остальные дачные местности упоминались в газетах только в «перечислительном порядке», и в «рейтинг» они не вошли.
Наверное, единственная река, где не купались томичи – это речка Медичка в Университетской роще. Но зато в роще можно было спрятаться от палящего солнца.
Мы, томичам сезона-2019, уже застали свое жаркое лето. Многие разъехались по своим дачам... к счастью, гораздо более безопасным и благоустроенным, чем в конце XIX века.
Интересно, каков был бы «дачный рейтинг»-2019?