Город историй: прогулка по улице Дворянской
Прогуляемся по улице Дворянской — а ныне Гагарина — сто- и даже двухсотлетней давности
Улицы Томска в позапрошлом веке назывались так, чтобы сразу было понятно — где, что и кто. Назвать улицу могли по особенностям местности, например, Садовая — сейчас проспект Ленина от Лагерного сада до Новособорной площади. Или по церкви, стоящей на улице, а порой и давшей ей начало, как Духосошественская церковь Духовской улице. Правда, сейчас она носит совсем уж, на мой взгляд, несуразное название — Карла Маркса.
Называли улицы и по знаковым учреждениям: Почтамтская, Магистрацкая. Было много улиц, названых по имени человека, поставившего первый на ней дом или жившего в первом построенном здесь доме. Это Буткеевская, Никитинская и масса других улиц и переулков. Называли улицы и по общему признаку, проживавших на них горожан. Вот тот же проспект Ленина от площади имени вождя дальше на север назывался сначала Богоявленской улицей (по одноименной церкви), а когда на ней стали селиться крупные промышленники и купцы, переименовали ее в Миллионную.
Такое же сословное название имела и нынешняя улица Гагарина. Называлась она Дворянской. Несмотря на то, что улица, даже по меркам начала XX века, небольшая — всего пять кварталов, 800 метров — она была в то время невероятно символичной! Ведь она связывала Благовещенскую (Старособорную) площадь (ныне это площадь Батенькова) и Новособорную. И, соответственно, два кафедральных собора Благовещенский и Троицкий, возвышали свои купола по ее краям.
Улица Дворянская была не просто «дорогой к храму», она была дорогой, связывающей два храма. Старый, сибирскобарочный, очень здешний, представляющий купеческий Томск XIX века, и новый имперско-византийский исполинский собор, который должен был стать символом обновленной империи, империи диктующей свою волю миру.
Конечно, мы, смотрящие с исторической дистанции, знающие все, что произошло в XX веке, понимаем цену этому символизму. Но для томичей, живших сто лет назад, это было важно.
Давайте прогуляемся по улице Дворянской сто- и даже двухсотлетней давности.
***
Надо сказать, что 200 лет назад к югу от Ушайки вместо улицы Алексея Беленца и переулка Нахановича раскинулись два болота. И тянулись они от проспекта Ленина к улице Советской. А по самой Советской протекал ручей. Сухим местом оставалась лишь Уржатка (переулок Батенькова и набережная Ушайки) как часть Юрточной горы. Поэтому начиналась Дворянская улица от Новособорной площади и сбегала к площади Благовещенской.
И первая усадьба появилась там, где сейчас возвышается белый параллелепипед Томского статуправления. Принадлежала она почетному гражданину Мако. В истории Томска было два Мако — отец и сын. Отец Иосиф Эдуард, австрийский художник, переехавший в Томск и принявший российское подданство. И его сын, Александр Эдуардович, ставший известным русским живописцем. Его полотна есть в коллекции Томского художественного музея.
К северу от усадьбы Мако по той же стороне разместился дом коллежского советника (по армейским чинам — полковника) Кайдалова. Напротив, по левой стороне, стояли усадьбы коллежского же советника Попова и губернского секретаря Боровкова. А на углу с переулком Монастырским (сейчас — Плеханова) проживал статский советник Кобылин. А через перекресток, наискосок, стоял дом чиновника Зефирова. Вот, пожалуй, и все дворяне.
Но на такой улице не могли не селиться люди не дворянского звания, но, скажем так, влиятельные. К концу XIX века на Дворянской стали селиться купцы, духовенство и состоятельные мещане. Одна только усадьба Ивана Дмитриевича Асташева (краеведческий музей) чего стоит! Сквозная, на полквартала, с выходом на Почтамтскую (проспект Ленина)!
На другой стороне, в середине квартала, великий томский архитектор Викентий Флорентинович Оржешко построил деревянный особняк купцу Александру Флегонтовичу Громову. Этот дом, известный томичам как «Дом охотника», является безусловной жемчужиной томской деревянной архитектуры.
Ну и, соответственно, на улице появились доходные дома, магазины. Половину квартала занял под свой бизнес Иван Герасимович Гадалов. Ему принадлежал торговый дом, где сейчас располагается кафе «Сладкоежка», а в советские годы был «Верхний гастроном» и здание нынешнего городского департамента финансов.
Нынешнее протезно-ортопедическое предприятие на углу Нечаевской (проспект Фрунзе), принадлежало мещанину Болотову. Он и сам развернул тут торговлю, и сдавал помещения купцам Селезневу, Лейбовичу, кондитеру Сапожникову, мяснику Фуксману и даже китайцу Ван-Ху-Симу. Напротив, через Нечаевскую, расположился магазин Сковородова.
На углу Монастырского и Дворянской, напротив и Кобылина и Зефирова, располагался особняк мещанки Моисеевой. Она содержала здесь гостиницу «Дворянские номера». Плата была высокой — 15 рублей за комнату в месяц. Но оно того стоило: и место престижное, и электрическое освещение, редкое для того времени. В подобных гостиницах останавливались и приезжие на время, и на продолжительное проживание те, у кого не было собственного жилья, но средства позволяли снимать «дворянский номер». Например, известный томский терапевт Константин Николаевич Завадовский долгое время жил здесь. В последствии он купил недалеко отсюда собственный дом с мезонином на улице Спасской (Советская, 34).
В доме Моисеевой также располагалось, так называемое «Пивное зало» Зеленевского — одного из пионеров наряду с Крюгером томского пивоварения.
Других злачных мест на дворянской не было. Благодаря этому обстоятельству Дворянская была одна из самых тихих и безопасных улиц города. Что добавляло ей преимуществ. Именно поэтому здесь располагались Сибирская народная консерватория, Александровское мужское училище и отдельные музыкальные классы.
На Дворянской жил томский священник и историк Константин Николаевич Евтропов, автор книг: «Истории Троицкого кафедрального собора в Томске», «Подвиги и заслуги первых томских казаков: лепта к трехсотлетию города Томска» и прочее. На месте его дома до сих пор пустырь.
В непосредственной близости с Дворянской, на Монастырском переулке, А.Ф. Громов построил и свои бани. Лучшие в городе вплоть до конца XX века. И мне, проведшему свое детство в коммуналке на Плеханова, довелось не раз и не два побывать в громовских банях. До сих пор не понимаю — зачем уничтожили, переформатировав здание под офисы?
Нижнюю часть улицы Дворянской начали застраивать, когда осушили на ней болота. Дворяне здесь уже не селились. Местная публика была попроще. И видимо поэтому на углу переулка Ямского (ныне Нахановича) открылся и много лет славился дурной славой кабак Бриллиантщикова. Да еще пугал людей дом Колотилова (Беленца, 18) с его «кикиморой», которую не мог выгнать целый отряд полицейских.
Были, конечно, дома Макушина, Второва и Иванова, но они одновременно числились и по Благовещенскому переулку (ныне Батенькова).
Гагарина — одна из улиц Томска, которая богата на деревянное зодчество
***
Прошедшие сто с лишним лет, безусловно, изменили облик улицы Дворянской. Но все же можно сказать, что по сравнению с многими другими историческими улицами Томска время ее пощадило. И мы можем с вами прогуляться по ней и увидеть еще очень много того, что расскажет нам о том как жили обитатели Томска сто и более лет назад!
Посвящается Геннадию Скворцову (томский историк, краевед и экскурсовод; скончался в конце мая 2019 года).