Год быка под знаком свиного гриппа
2009 год войдет в историю Томска как год самых грязных и при этом последних демократичных выборов. Как год эпидемии свиного гриппа, для борьбы с которой не нашлось лучшего способа, чем массовый и многодневный молебен. И год расцвета экономического кризиса, когда власть однозначно определилась с приоритетами – зрелища нужнее хлеба. Социальный бунт в этом году еще не грянул, но окончательно назрел.
Главным событием минувшего года стала эпидемия свиного гриппа, которую по мнению мэра Николая Николайчука, мы успешно побороли. Насколько успешно, конечно, решать томичам, особенно родственникам десятков умерших в больницах города. В историю Томска эпидемия войдет множеством глупостей, которые в растерянности творили чиновники всех мастей — от запретов на обеды в школьных столовых и принудительной отправки на больничные всех беременных женщин до заказа в томскую епархию специального молебна.
На второй план по значимости вышли выборы мэра, оставив далеко позади лидера 2008 года - Инновационный форум, который на фоне финансового кризиса и остальных громких событий, не оставил нынче столь яркого следа. Политическое шоу, названное первым заместителем губернатора Оксаной Козловской, крупнейшим инвестпроектом года, на котором подразорился томский бизнес, сопровождалось такой серией скандалов, какой Томск не помнит давно. Снятие кандидатов, «черный пиар», вброс бюллетеней и пресловутый административный ресурс в действии — это лишь малая часть того, чем запомнилась томичам прошедшая кампания. Ее послесловием стали судебные иски против губернатора и спикера областной думы и гениальное выступление последнего в телеэфире, видеозапись которого разошлась не только по всей стране, но и скачивалась иностранными журналистами.
Наученная горьким опытом и дабы история двухнедельной истерии власти не повторялась, под конец года облдума приняла закон, согласно которому избирать мэров теперь будут в один тур при любой явке. По мнению самых думающих томичей, именно в минувшем 2009 году Томская область окончательно попрощалась с демократией и также окончательно «вылетела» из списка «почти свободных» регионов.
Во второй половине года политические марши несогласных сменились маршами социально-обиженных. Молодые родители, большую часть которых составляли студенты, вышли на главную улицу Томска с детьми и требованиями обеспечить этих детей путевками в детский сад. После вмешательства в дело прокуратуры путевок в общем доступе стало немного больше, а юных томичей за минувший год — в десятки раз больше.
Впервые в истории города с акцией протеста вышли на ту же самую площадь преподаватели. Таким образом мужи науки пытались остановить строительный беспредел, который стал процветать под девизом спасения строительной отрасли в кризис. Попытка спасти от бульдозера памятник археологии не увенчалась успехом — власть археологов хотя и слышит, но перспектива построить на месте древних курганов коттеджный поселок дороже. Ведь именно это внешне элитное жилье, строящееся под патронажем областной администрации, позиционируется на всех уровнях как «социальное».
Именно в 2009-м чиновники в очередной раз подняли цены на проезд в общественном транспорте, окончательно отказались от повышения заработной платы бюджетникам и от ряда социальных программ. Протестующие инвалиды, в минувшем году требовавшие положенного по закону клочка земли, вновь готовятся к выходу на улицы — на этот раз в связи с лишением их льгот по оплате коммунальных услуг. Последним росчерком депутатского пера были вычеркнуты из бюджетного финансирования ремонт и строительство детсадов, а освободившиеся средства чиновники решили вновь направить на поддержку футбольного клуба, который в качестве благодарности занял почетное девятое место.
При этом строительно-дорожная отрасль, несмотря на кризис, финансируется даже нищим городским бюджетом. И хотя на конец года по-прежнему нет второй дороги на Академгородок и развязки между севером и югом города, зато появилась хорошо заасфальтированная и изгибистая улица Клюева, радующая любителей ночных гонок. Оптимизма не прибавляет даже начавшееся весной 2009 года строительство левобережной объездной дороги, на которую делает ставку власть при решении проблемы с пробками. Пока от «дублера проспекта Ленина», который мгновенно начал обрастать «социальными» коттеджными поселками, веет лишь еще одним строительным и чиновничьим беспределом.
В году минувшем были побиты все рекорды по числу обрушений в жилых аварийных домах и даже в не аварийной свежеотремонтированной школе. Ту часть пострадавших от обрушений, что проживала в центре Томска, быстренько расселили на средства городского бюджета. Ту часть, которая обитает не землях окраинных, вернули в слегка подремонтированное и оснащенное подпорками прежнее жилье, до лучших в строительной отрасли времен.
Аварией года стало ДТП с пассажирским автобусом Томск-Яровое, в котором восемь томичей погибли и 37 получили травмы. В концу года следствие завершено и дело передано в суд. Утратами года стали преждевременный уход из жизни главы томского облздрава Альберта Адамяна, а также трагическая гибель на тренировке известного пловца Бориса Филлипуса.
Что касается криминальных событий, то начало года было отмечено крупным заказным убийством, которое так и не было раскрыто к его концу. Тело 53-летнего директора строительной компании «Гражданстрой» Шамила Бадалова с огнестрельными ранениями было обнаружено 20 февраля в 11 часов утра в гаражном кооперативе по Иркутскому тракту. И хотя, по мнению сотрудников правоохранительных органов, прослеживалась явная взаимосвязь между этим убийством и предыдущим, когда во дворе собственного дома был расстрелян, а потом зарезан врач-бизнесмен Максим Черемных, оба дела так и ушли в «глухари». Обещанного в конце прошлого года продолжения серии арестов коррупционеров так и не последовало, за исключением ареста бизнесмена Игоря Скоробогатова, который сегодня воспринимается общественностью как крайне странный. Обвиняется бывший областной депутат в получении взятки, хотя при этом предприниматель не занимал государственных должностей.
Ничем или сенсацией завершились прошлогодние антикоррупционные аресты. Большая часть из них, в том числе и дело банкира Дурнева и заммэра Лазарева, просто сошла на нет. По просьбе самих обвиняемых было переквалифицировано на более «мягкую» статью экономическое преступление, последствия которого власти города «разгребают» до сих пор. Подсудимые же были освобождены от наказания «за давностью лет».
Бурно обсуждаемым приговором завершилось только дело «Нужного-Малыша», по итогам которого чиновник-взяточник, недооценивший госсобственность на несколько десятков миллионов рублей, отделался условным сроком, а проплативший его отдых криминальный авторитет получил реальный срок. Также значимым событием этой сферы стал четвертьвековой срок для майора милиции Геннадия Никифорова, убившего на допросе в своем кабинете золотопромышленника.
Все больше и больше к концу 2009-го начинает напоминать политический детектив дело экс-мэра Александра Макарова. В минувшем году мэру, находящемуся на его начало в СИЗО, удалось добиться очень многого. Несмотря на заточение, он «принял участие» в выборах мэра, заняв по виртуальным опросам томичей первое место в списке кандидатов. Добился компенсации морального ущерба через европейский суд по правам человека, после чего последовало освобождение под залог. Венчает эту историю обнародование результатов экспертизы, не нашедшей на изъятых повсеместно деньгах отпечатков самого мэра, и отказ прокуратуры от одного из предъявленных мэру «коррупционных» обвинений.
В целом же, в отличие от мэра, оценившего год минувший и свою работу положительно, томичи оценивают и то и другое, мягко говоря, невысоко. И вступают в год наступающий с еще более пессимистичным настроением.