Кино 9 Мая: война глазами маленькой девочки и афганская кампания Павла Лунгина
Длинные выходные — отличный повод сходить в кино
На этой неделе новых фильмов настолько много, что их премьеру разделили на три дня. Конечно, главным мотивом грядущего уик-энда станет война, но каждый из дебютантов постарается рассказать о ней в своем стиле и под определенным уклоном. Остается только сделать правильный выбор.
«Война Анны» (12+)
Фабула нового фильма Алексея Федорченко (автор «Первые на Луне» и «Ангелы революции») состоит из одного предложения. Шестилетняя девочка по имени Анна выживает после расстрела евреев войсками нацистов, прячется в камине оккупированного дома в украинской деревне и пытается выжить.
«Война Анны» — один из лучших фильмов 2018 года, но до проката фильм добрался только сейчас. Премьера проекта Федорченко прошла на фестивале в Роттердаме. Затем «Войну Анны» показали на Московском кинофестивале, где из наград ленте достался только специальный диплом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка». Создатели явно расстроились, заявив, что не будут выпускать фильм в прокат, но планы изменились, и картина все же добралась до больших экранов.
«Война Анны» создавалась не для массового зрителя. В фильме только один герой — маленькая девочка, испуганная и вся перепачканная в золе. Слов тут почти нет, лишь какие-то обрывки речи и шумы. Да и смонтирован фильм отрывисто, без планомерного развития сюжета. Но все эти стилистические особенности не должны пугать, тут на помощь приходит малый хронометраж (1 час и 15 минут).
Следует отметить феноменальную игру совсем еще юной актрисы Марты Козловой, чьи большие глаза способны заворожить любую аудиторию. Марта — дочь известного фотографа, к камере ей точно привыкать не надо, но играть столь впечатляюще, столь пугающе и органично в настоящий момент способны далеко не все матерые исполнители, и не только в России.
«Война Анны» — это не просто кино, это тонкая грань между страшной сказкой и сном, из которого не выбраться. Зло, голод, смерть, нацисты скрываются где-то за кадром. Перед нами только ни в чем неповинный ребенок, которая чудом выжила после расстрела. Скорее всего, это единственный фильм последних лет о войне, который способен вышибить слезу из любого.
Смотреть, если:
Всем поклонникам настоящих военных драм.
Не смотреть, если:
Не любите фильмы про войну без Александра Петрова и танков.
«Братство» (16+)
Действие разворачивается в Афганистане в 1988 году. Боевики захватывают в плен летчика, который оказывается сыном генерала, которого теперь надо спасти в обязательном порядке. В это время опытный агент КГБ пытается без особых потерь вывести роту разведчиков с территории, где война не прекращается ни на секунду. Теперь бойцам сложно будет сохранить нейтралитет, они начинают готовить операцию по спасению пленного, подставляя свои спины под дула автоматов.
Режиссера Павла Лунгина после «Острова» и «Царя» любят и зрители, и критики, но тема афганской кампании настолько коробит сердца многих деятелей культуры (и не только), что браться за нее постановщику не следовало. Однако Лунгин, как истинный творец, не испугался разгневать толпу, сняв свое «Братство», которое быстренько убрали из программы Московского кинофестиваля. А депутаты Госдумы попытались и вовсе снять фильм с проката, чтобы, как говорилось в заявлении, «не оскорблять чувства ветеранов этой войны».
В итоге картина Лунгина ушла с 9 мая на 10-е, скандал завершился миром. Само собой, ведь в «Братстве» никто не пытается оскорблять ветеранов или военных в целом. Это фильм о людях и о войне, в которой почти нет «хороших», есть только стороны конфликта, пытающиеся друг друга уничтожить.
Своим мотивом «Братство» чем-то напоминает «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, а ряд сцен и вовсе отдают дань уважения эпической ленте Копполы «Апокалипсис сегодня». Но Лунгин делает абсолютно «свое кино», в очередной раз показывая, что кассовый успех его не сильно волнует.
«Братство» — кино о молодых людях, которые долгое время видели только смерть и разруху, а потом, как считает один из героев фильма, «победив», отправились на Родину, где их ждала уже другая война, проблемы и другая страна. Где разруха продолжала их преследовать и через тысячи километров. Как эти люди смогли ужиться в новом для себя мире, Лунгин рассказывает без красивых оберток — они были единым целым на фронте, поэтому и тут не пропали, в отличии от развалившегося на отдельные части государство.
Смотреть, если:
Уверены, что Павел Лунгин плохого не снимет.
Не смотреть, если:
Не любите честное кино.
«Коридор бессмертия» (16+)
В январе 1943 году советские войска прорвали блокадное кольцо вокруг Ленинграда, отрыв себе путь к Большой земле в районе Шлиссельбурга. Именно там начали сооружать железнодорожное полотно, которое значительно позже стали называть «дорогой Победы». Класть рельсы под постоянной бомбежкой отправились вчерашние школьницы Соня и Маша. Именно при строительстве «Коридора бессмертия» происходит настоящая проверка выдержки юных жительниц Ленинграда, бросивших все ради победы.
Фильм Федора Попова основан на реальных фактах из жизни Марии Ивановны Яблонцевой, которая попала в 48-ю паровозную колонну и, рискуя жизнью, доставила в осажденный Ленинград большую часть провизии и военной амуниции. Информация об обороне города-героя долгое время была засекречена, но потом просочилась в СМИ и стала достоянием мировой культуры. Не снять ленту по этой истории было просто невозможно.
Интересных для съемочной группы фактов оказалось настолько много, что киношники попытались впихнуть в фильм почти все. Из-за этого продолжительность картины превысила два часа и моментами стала почти невыносимо скучной. Но «живые» съемки в Петербурге и Ленинградской области сделали «Коридор бессмертия» более реальным и понятным для современного зрителя фильмом. Если съемки «на местности» в проекте Попова радуют глаз, то остальное вызывает слишком много вопросов и нареканий.
Сценарий до отказа забит попытками объяснить мотивацию поступков героев, а их в «Коридоре бессмертия» много, и каждый из персонажей чем-то интересен. Все же фильм, который задумывался военной драмой, не должен был разваливаться от лишних диалогов и весьма поверхностной работы актеров. Но почти все исполнители — молодые и еще не успели надоесть зрителям.
«Коридор бессмертия» становится некой «дорогой Победы» именно для этих пока еще не сформировавшихся артистов. Где же еще практиковать свое мастерство, если не в кино о войне, которого в России снимают пугающе много.
Смотреть, если:
Хотите подучить историю военной поры.
Не смотреть, если:
Не выносите слезливых драм.
«На Париж» (18+)
Советские офицеры, отшагавшие бок о бок всю Великую Отечественной войну, добились победы и теперь решили отдохнуть. Благородные мужи сели за стол, спели, выпили, обсудили ход дальнейших событий, снова выпили, поиграли на пианино, поспорили о культуре, снова выпили и решились на страшное по военным временам преступление — уйти в самоволку, прокатившись на пленном автомобиле поверженного немецкого офицера до столицы Франции. Друзья, несколько раз пригубив по дороги спиртного и победив одного немца, добрались до Парижа. После непродолжительных приключений их нашла разведка и повезла обратно — под трибунал.
Сложно сразу сказать, когда в российском кино бравых солдат, а тем более офицеров показывали столь «не по-геройски». Оказалось, что это обычные люди, которые уже сделали все для Победы и теперь их слабости легко просачиваются наружу. Именно такое кино снял режиссер-дебютант Сергей Саркисов по сценарию Станислава Говорухина (автор «Ворошиловского стрелка», «Десяти негритят» и не только). Увы, для Станислава Сергеевича эта работа в кино стала последней, он скончался 14 июня 2018 года.
Актеры в фильме прекрасно всем знакомы — Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Евгений Стычкин. Амплуа для них слишком сложные и замысловатые подбирать не стали — балагур, умник, благородный труженик, загадочная мадам и так далее.
Пресность, с которой герои оказались проработаны и сыграны, легко сравнить с рыхлой историей, которую, судя по всему, так и не удалось дописать до конца. С огромной уверенностью можно констатировать, что Говорухин в подобном состоянии по своей воле сценарий никогда бы не оставил.
Что же мы имеем в итоге? «На Париж» с легкостью и честью уходит от привычной идеологии, но ничего не дает взамен. Это и не фильм о любви, и не история-приключение, и не повесть о бойких напарниках. Это нечто незаконченное, где каждый попытается отыскать свои варианты. Что-то похожее на белый стих, в котором, увы, нет никакого смысла.
Смотреть, если:
Рады, что в стране снимают разнообразное кино.
Не смотреть, если:
Опять нет Петрова и танков!
«Летят журавли» (12+)
В прокат на майские праздники вновь выходит легендарная киноповесть, созданная Михаилом Калатозовым по пьесе Виктора Розова «Летят журавли». Влюбленную пару, которую разлучила война, сыграли великие Алексей Баталов и Татьяна Самойлова, а операторскую работу Сергея Урусевского до сих обсуждают и изучают в киношколах.
«Летят журавли» — единственная отечественная картина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Копия отреставрирована специально для ограниченного проката. Пропускать ленту в кино, само собой, не рекомендуется.
«Отель Мумбаи: Противостояние» (18+)
Осенью 2008 года в Мумбаи начался ад. Группа молодых людей, приплывшая сюда на лодках, совершила несколько взрывов и ворвалась в отель «Тадж-Махал Палас», где начала хаотично расстреливать постояльцев. У террористов не было никаких требований. Их главная задача — убить как можно больше людей.
Фильм основан на реальной трагедии, которая раньше уже описывалась в документальной ленте «Выживший Мумбаи». Теперь дебютант в режиссуре Энтони Марас решил сделать из этой истории игровое кино, позвав на главные роли блестящих актеров — Дева Пателя, Арми Хаммера и Джейсона Айзекса. Они четко и стройно пронесли через всю двухчасовую ленту свой страх и создали необходимое напряжение. Дополнительной динамичности и саспенса в «Отель Мумбаи» приносит работа британского оператора Ника Мэтьюза, чьи ракурсы способны заставить публику по-настоящему сопереживать героям.
Однако отделаться от ощущения, что подобный фильм можно было и вовсе не снимать (особенно после душераздирающей документалки), не удается. Перед всей братией, собравшейся в кадре, поставлена задача устраивать «казаки-разбойники» в течение 120 минут — это выполнено с блеском. Или Марас точно не знал, чего требовать от труппы, или сами исполнители к проекту отнеслись наплевательски. Единым целым «Отель Мумбаи» так и не стал, но о событиях десятилетней давности напомнил, хоть аналогичных трагедий и сейчас немало, просто почитайте новости.
Смотреть, если:
Любите фильмы «про заложников».
Не смотреть, если:
Устаете от бесконечных войн и террора в реальной жизни.
«Отпетые мошенницы» (16+)
Две преуспевающие аферистки больше не могут существовать в одном городе. Тогда дамы решаются на пари, победительница которого уберет проигравшую с ее территории. Мошенницы должны за 24 часа обольстить и обокрасть богатого незнакомца. Так уж сложилось, что в дело вмешивается любовь, и теперь злодейки сражаются не только за свою честь, но и за сердце возлюбленного, который у них один на двоих.
В сотый раз можно сказать: у Голливуда почти нет оригинальных и интересных идей для своих фильмов, поэтому они обращаются к классике, которая была проверена временем. «Отпетые мошенницы» — это ремейк одноименного фильма, в котором главные роли сыграли мужчины –—неподражаемые Стив Мартин и Майкл Кейн. Снимал ленту в 1988 году Фрэнк Оз, а теперь за «Мошенниц» отвечает британец Крис Эддисон, а на постере оказались Ребел Уилсон и Энн Хэтэуэй.
Ясно дело, что от «Мошенниц» ждать первоклассного кино не стоит. И дело тут не в том, что «мужские» роли исполняют женщины. Так в современном мире больше не работает. Вспомните хотя бы «Копы в юбках» с Сандрой Буллок и Мелиссой Маккарти — первоклассный образец жанра, в котором юмора и экшена было достаточно, чтобы еще раз пересмотреть его через несколько лет. Хэтэуэй и Уилсон, увы, не дотягивают до уровня Маккарти и Буллок, а без харизматичной актрисы на подобное действо смотреть больно.
От оригинальной затеи из фильма 1988 года Эддисон далеко отходить не стал, поэтому сюжет остается старый и уже пахнет нафталином, независимо от смены съемочной группы и переноса работы над проектом в еще более теплые края.
«Отпетые мошенницы» сняты для определенной аудитории, которая подобное никогда не пропустит, но на плагиате и повторах заработать много слишком сложно.
Смотреть, если:
Обожаете Энн Хэтэуэй.
Не смотреть, если:
По всем остальным причинам.
Приятного вам отдыха. Смотрите только хорошее кино.