Киноафиша: «Игры разумов», «Варавва» и фильм о скандале в католической церкви
Новый фильм Франсуа Озона, получивший награду на Берлинском кинофестивале, и история создания оксфордского словаря с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном
Пока в российском прокате по кассовым сборам лидирует «Миллиард» с Владимиром Машковым в главной роли. Но скоро отечественные кинотеатры захлестнет волна поклонников комиксов и просто эпичных фильмов, которые придут смотреть завершающую часть «Мстителей». Сейчас огромного количества новинок ждать не стоит, хотя среди них есть любопытные проекты.
«Игры разумов» (16+)
Ученый-самоучка по имени Джеймс Мюррей (Мэл Гибсон) получает должность главного составителя легендарного Оксфордского словаря английского языка. Действие разворачивается в 1857-м году, без компьютеров, которые могли бы упростить работу экспертов. Мюррей понимает, что ему с коллегами никогда не справиться с поставленной задачей. На помощь ученым приходит бывший военный, доктор Уильям Майнор (Шон Пенн), который умеет блестяще работать с книгами и находить все необходимые слова и источники. Однако у этой истории есть одно «но» — Майнор находится в психбольнице, он давно признан душевнобольным за убийство незнакомца.
В 1999 году Мэл Гибсон буквально загорелся идеей экранизировать книгу писателя Саймона Винчестера о создании Оксфордского словаря. Права на роман были приобретены, но работа над лентой началась только в 2016 году.
Можно сказать, что Гибсон полностью руководил всем процессом фильма. Даже снимать «Игры разумов» он позвал хорошо знакомого иранского постановщика Фарада Сафиниа, который ранее трудился над сценарием «Апокалипсиса». Тут же следует отвесить реверанс отечественным локализаторам, которые по какой-то причине решили изменить первоначальный перевод картины. Сперва она значилась как «Профессор и безумец», затем стала «Играми разумов» — прямой отсылкой к «Играм разума» с Расселом Кроу 2001 года, но эти проекты совсем непохожи.
«Игры разумов» — это не кино про математика, сошедшего с ума. История Сафиниа значительно более умная и душераздирающая. Нельзя не отметить великолепный дуэт Гибсона и Пенна, которые за свою карьеру впервые снимаются в одном фильме. Один — хладнокровный и целеустремленный, другой — страдающий шизофренией чудак с чистым сердцем. Прекрасный тандем, способный украсить любую ленту о британских мастерах той эпохи.
Отдельно стоит работа звезды «Игры престолов» Натали Дормер, который в «Играх разумов» исполняет амплуа вдовы убитого Майнором мужчины. Девушке за два часа экранного времени удается полностью преобразиться, научиться читать, стать уверенной в себе, простить и полюбить безумного ученого. Однако романтической истории тут нет, все грубо, жестко и педантично, как и в любом хорошем кино из Англии.
Смотреть, если:
Давно не видели серьезных работ от Гибсона и Пенна.
Не смотреть, если:
Предпочитаете словарь Владимира Даля.
«По воле божьей» (18+)
Крупнейший скандал католической церкви во французском городе Лионе, который выбрал для своего фильма режиссер авторского кино Франсуа Озон, прогремел совсем не давно. Буквально в конце минувшего года история о педофилии среди священнослужителей не уходила из новостной повестки местной прессы. Даже российские СМИ не смогли пропустить случившееся мимо. «По воле божьей» получил на Берлинском кинофестивале Гран-при жюри, фактически заняв второе место. Тут с судьями конкурса не поспоришь, уж слишком актуальна и сложна тема, поднятая Озоном, но сама лента все же вышла на удивление скучной.
Сперва, как рассказал сам Озон, он планировал снимать документальный фильм, но затем, пообщавшись с родственниками пострадавших от рук священника, решил остаться в игровом жанре. В «По воле божьей» (более точный перевод — «Слава богу!») рассказываются сразу несколько историй, но основной становится жизнь верного и заботливого мужа, который узнает, что отец Бернар Прейн, развращавший маленьких мальчиков десятки лет, продолжает служить в церкви. Герой разъярен, он начинает писать письма, требует огласки — скандал разрастается как снежный ком, и о Прейна узнают и другие жертвы, которые совместными усилиями создают сайт-копилку историй о совращении детей. Именно после ознакомления с этим ресурсом Озон снял свой фильм.
В «По воле божьей» режиссер охватил гигантский пласт материала, который, скорее всего, не под силу экранизировать ни одному специалисту. Проект Озона оказывается слишком громоздким, полностью теряет темп и часть зрительного зала начинает зевать. С другой стороны, Озон докапывается до истины, а также ставит важнейший вопрос веры как для публики, так и для самого себя. В конце фильма герой просто не может ответить на вопрос сына «верит ли он еще», мужчина просто улыбается, оставляя концовку открытой в прямом и переносном смысле.
«По воле божьей» натворил много шума не только в киномире, но и в обычной жизни. Церковь пыталась судиться с Озоном, запрещая ему использовать и саму историю, и настоящие имена священнослужителей, но в фильме фамилия Прейна все же звучит. Суд разрешил режиссеру выпустить свое творение, но обязал добавить в ленте пару разъяснительных титров.
Кстати, вердикт суда по делу представителей католической церкви прозвучал 7 марта 2019 года. Можно «погуглить» и узнать подробнее.
Смотреть, если:
Следите за новинками в мире авторского кино.
Не смотреть, если:
Не переносите скандалы со словами «религия» и «церковь».
«Последствия» (18+)
После Второй мировой войны немецкий город Гамбург, как и вся страна, лежал в руинах. Войска союзников быстро приняли решение о восстановлении Германии, поэтому отправили в каждый населенный пункт своего человека. Полковнику Льюису Моргану достался именно Гамбург. Чуть позже в этот усеянный кратерами от бомбежек и трупами город приезжает супруга героя Рейчел, которая хочет восстановить отношения с мужем. Семье мешает один факт — в доме Моргана живет немецкий архитектор и его дочь. Рейчел просто не готова делить одну крышу со вчерашним врагом.
Роман Ридиан Брук «После войны» в свое время был переведен на 20 иностранных языков и на сегодняшний день мог бы спокойно получить титул «бестселлер». Удивительно, что до экранизации книги добирались так долго. В кресле режиссера расположился Джеймс Брук, у которого есть большой опыт как в полнометражном кино («Вспоминая о будущем), так и в телевизионных проектах («11.22.63» и «Белая королева»). Главные роли в «Последствиях» исполнили актеры высочайшего уровня: Кира Найтли, Джейсон Кларк и Александр Скарсгард. После этого тем более обидно, что фильм получился не самым интересным.
Брук изумительно рисует облик города после войны. У режиссера получается донести до публики скорбь, утрату и тяжелое бремя, которое легло на все страны-участницы войны. Вся гуманность и интеллект постановщика, в свою очередь, буквально улетучиваются, когда речь заходит о семейных дрязгах Морганов. Тут нет почти никаких правдивых эмоций, а настроение всех участников «банкета» меняется каждые десять минут, ввергая зрителя в апатию.
«Последствия» — это не роман о судьбе людей в разрушенной Европе, где из-под тысячи гильз и остатков снарядов должна снова проступать жизнь. Брук снял кино только о войне, в которой как будто и не было людей, не было ничего человеческого — только свист пуль и останки когда-то великих городов.
Смотреть, если:
Кира Найтли — признак качества любого фильма.
Не смотреть, если:
Вы не поклонник проектов про войны и их последствия.
«Варавва» (12+)
Фильм режиссера-дебютанта Евгения Емелина, который вышел в российский прокат специально к Пасхе. Это религиозный проект, в котором пытаются пропагандировать все православные истины на примере жизни разбойника Вараввы.
Вор и злодей сидит за решеткой в иерусалимской тюрьме. Его ждет позорная казнь, но перед Пасхой иудеи готовы простить одного заключенного — выпустить его из мест лишения свободы. Прокуратор уверен, что на воле окажется Иисус Христос, но толпа выпускает Варавву, которому теперь предстоит мучиться и думать, что за безумец сидел с ним в темнице и правда ли он посланник Бога. В этот момент вор встречает на улице мудреца, который помогает ему разобраться в себе и в отношениях с сестрой Иуды — Юдифью Искариот.
Фильмы о религии в прокат выходят редко. Последний раз серьезно на эту тему пыталась говорить «Мария Магдалина» с Руни Марой в главной роли, но там история укатилась по рельсам «толерантности» в неведомые дали, с «Вараввой» такого не происходит. Картина Емелина планомерно и аккуратно идет по уже известной легенде, стараясь не отступать от первоисточника — книги англичанки Марии Корелли. Ее труд перерабатывать серьезно не стали, проведя героев по основной канве описанного писательницей сюжета.
Емелин не бежит за откровенной моралью, но все его герои много говорят и не всегда по делу. «Варавву» лучше отнести в разряд эксперимента, который если не провалился, то кое-где все же дал трещину, затерявшись в скользкой религиозной теме.
Желающим отметить Пасху просмотром фильма лучше посоветовать «Страсти Христовы» Мэла Гибсона — кино понятное, эмоциональное и искреннее, чего как раз нет в труде Емелина.
Смотреть, если:
Поддерживаете отечественного производителя.
Не смотреть, если:
Планируете разобраться в религиозных вопросах сами.
«Большое путешествие» (6+)
Мультфильм российско-американского производства, в котором жизнерадостный медведь по имени Мик-Мик пытается доставить маленькую панду в Китай. Дело в том, что чудаковатый аист перепутал адреса и забросил юного представителя семьи панд прямо в медвежьи лапы. В путешествии, которое, конечно же, будет полно опасностей, Мик-Мика будет поддерживать заяц Оскар, пеликан Дюка, волк Янус и тигр Амур.
В 2018 году режиссер Наталья Нилова уже дебютировала мультфильмом «Два хвоста», который оказался весьма проходным проектом, без цепляющей анимации и проработанных персонажей. В «Большом путешествии» Ниловой удалось изменить подход по всем направлениям. Здесь и более приятная для глаза картина, и эмоции у героев — любовь, страх, гордость — проявляются понятными совсем юному зрителю способами. Роуд-муви по перевозке панды (самое милое существо во всем мультфильме) до южных провинций Поднебесной выглядит динамично и стоит того, чтобы сводить своих чад в кино.
Взрослым зрителям на «Путешествии» делать нечего. Единственное, что может скрасить досуг в зале — знакомые голоса актеров и певцов, поучаствовавших в проекте. Это Дмитрий Назаров, Алексей Воробьев, Максим Галкин и Филипп Киркоров.
Смотреть, если:
Вам нужно на полтора часа отвлечь ребенка.
Не смотреть, если:
По всем остальным поводам.
Приятного вам отдыха! Смотрите только хорошее кино.
P.S.
Гордое Министерство культуры, защищающее отечественное кино, и пользователи социальных сетей, устроившие несколько «сливов» отрывков «Мстителей. Финал», «помогли» прокатчикам отказаться от пресс-показов до 29 апреля. Поэтому новая поделка от студии Marvel в обзор не попала. Постараемся посмотреть «Мстителей» как можно быстрее и позже подробно расскажем о главном фильме весны, а может и всего 2019 года.