23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 10695

Кто есть кто: мотоциклист в Томске

Кто есть кто: мотоциклист в Томске
Фото: из личного архива Дмитрия Боровикова

О байкерах есть много мифов: мол, слушают только тяжелый рок и вечно нарушают правила, гоняют на небывалых скоростях. Как на самом деле страсть к мотоциклам меняет жизнь, чем поездки на них отличаются от путешествий на машинах, какие приметы соблюдает всякий уважающий себя гонщик, что такое зимний самогон? Об этих и других особенностях увлечения мототуризмом нам рассказал опытный путешественник, член Совета мотоклуба «Стальной Ветер», Дмитрий Боровиков. Заодно уточнив, что он не любит слово «байкер». Предпочитает, чтобы его звали «мотоциклистом».

***

Страсть к мотоциклам была у меня всегда, сколько себя помню. В раннем детстве на великах катались, стали подростками — перешли на мопеды. Тогда были популярны модели «Карпаты», «Рига», «Ява». Дело было в конце 80-х, на них пришлась моя юность. Первые мопеды покупали родители. Потом был перерыв, а в 2000-х годах у меня появился свой собственный серьезный японский байк. В те годы мой интерес к мотоциклу перерос в нечто большее — я стал каждое лето на нем куда-то ездить.

***

Мотоцикл — это совсем другие ощущения, на машине таких не получишь. Ты открыт всему пространству, ощущаешь запахи. Прошел дождь — пахнет грибами, свежей травой. Проезжаешь мимо комбайна — запах скошенного сена. Едет КамАЗ — сильно несет гарью, стараешься не дышать. Ты растворяешься в окружающемся мире, чувствуешь себя его частью. В машине ты огорожен со всех сторон железной коробкой. Еще мотоцикл более мобильный, скоростной, чем автомобиль. На нем можно проехать в места, куда ты на машине не доберешься.

Хотя есть разные мотоциклисты. Некоторые категорически не выезжают за пределы города, только по улицам катаются и в этом находят кайф. Я, напротив, в городе на мотоцикле бываю очень редко. Езжу в разные места. Крайне редко случается, что дважды в одни и те же края соберусь. Надо, чтобы мне очень понравилось или само место, или дорога к нему.

***

В свое первое серьезное путешествие на мотоцикле поехал в 2004 году. Побывал в Москве, Петербурге и в Крыму. Общий пробег получился около 13 тысяч километров, ездил я месяц.

Средняя скорость в таких поездках обычно невысокая, 80-90 километров в час. Мотоцикл может ехать быстрее, чем автомобиль, но у него небольшой бак, много бензина не зальешь. Приходится чаще останавливаться для заправки, отдыхать. И скорость теряется. Мы одинаково с фурами едем по темпу, часто вместе со стоянки выезжаем и по очереди обгоняем друг друга. Так что пробег — 800-1200 километров за день. Меньше ехать скучно, а больше тяжело.

То, что мотоциклисты злостные нарушители правил дорожного движения — это стереотип. Их нарушают многие водители, просто мотоциклы заметнее. Они выделяются из общего потока. Кажется, что мотоцикл едет быстрее, поскольку он маленький. Хотя есть те, кто не ездит, а гоняет. Обычно это люди на спортивных мотоциклах, которые вообще не для дорог общего пользования, их нужно эксплуатировать на треке. У нас есть такой, специальный закрытый в Топках Кемеровской области. Мотоцикл приспособлен для оттачивания мастерства вождения на закрытой трассе. По дорогам на таких ездить неудобно. Некуда вещи положить, посадка некомфортная, мотоцикл быстро ускоряется, быстро тормозит.

Конечно, на мотоцикле ездить опаснее, чем на автомобиле. Нет вокруг тебя такой защиты. В подобных путешествиях больше риска, но есть превентивные меры, они хорошо работают. Надо включать весь головной свет. Я, допустим, в любое время суток еду с дальними и противотуманными фарами. Днем такой свет никого не слепит, зато мотоцикл видно издалека, за километр.

Каждый пятый день поездки лучше отдыхать, поскольку теряется концентрация внимания, накапливается усталость.

Скоростной режим тоже важен. Зачем гнать по трассе 200 километров, если при адекватной скорости ты увидишь гораздо больше? Вот лиса вышла покушать, вот аисты сидят, вот населенный пункт смешно называется «Фыркал». А когда несешься 200 километров в час, то возникает эффект туннельного зрения. Человек видит только полоску дороги и больше ничего не успевает заметить. Какая уж тут безопасность! Ни один разумный мотопутешественник не будет ехать быстрее 110-120 километров в час. Такие гонки давно пройдены, это детская болезнь роста. При дальнейшем увеличении скорости возрастает расход топлива, шум… Он влечет усталость. Нагрузка на двигатель, на сам мотоцикл тоже возрастает. Тот, кто это понял, проезжает 800-1200 километров в день и не мучается от головной боли после поездки.

Проблема с шумом решаема: мотоцикл для дальних поездок оборудован ветрозащитными щитками. Они помогают и от шума ветра, и от насекомых (их в Сибири достаточно). Едешь практически в тишине, слушаешь ветер... Есть модели мотоциклов абсолютно тихие, в них можно музыку слушать. Honda Gold Wing (в мотомире просто Голда) очень тихий. Он, правда, подходит для путешествий по асфальту, не по гравийке.

Очень важна для поездок экипировка, защита. Она дорогая, но на ней нельзя экономить. О китайских вещах речи нет. Мотоциклисту обязательно нужен шлем, мотоперчатки с защитой, специальная обувь, куртка и штаны. Из какого они будут материала, зависит от вкуса. Кому-то нравится кожа, кому-то текстиль. Я рекомендую текстиль. Он легче, мягче, в дождь хорошие модели одежды из текстиля не намокают. У них есть вентиляция, ее можно на ходу открывать. В костюм встроена защита спины, локтей, коленей… Экипировка служит долгие годы, особенно когда не отрабатывает при падениях. Если они случаются, то, конечно, защита истирается, приходится покупать новую.

Хороший шлем стоит 30-40 тысяч. Можно найти дешевле, но это же голова, там мозг, лучше не экономить! Костюм, куртка и брюки обойдутся от 20 до 100 тысяч рублей. Такой большой разброс. За 100 тысяч удастся взять идеальный костюм с вентиляцией из износостойкого материала. Такая экипировка работает при погоде от 0 до +50 градусов. При покупке экипировки можно уложиться тысяч в 80. Но если планируешь дальние путешествия, то лучше потратить побольше средств. Надо взять хороший «экип», служить он будет долго, и ничего плохого с мотоциклистом не произойдет.

***

У меня было три мотоцикла одной марки. Я на одном ездил, потом покупал другой такой же… три года назад поменял его на мотоцикл другого класса, туристический, для дальних поездок, потом еще улучшил его под свои требования. Теперь езжу на нем и, думаю, на этом варианте и остановлюсь.

Купить мотоцикл в Томске сейчас несложно. Это раньше надо было из Японии ждать свой заказ. Я в начале 2000-х в октябре его приобрел, а получил только в марте. Знакомые мотоциклисты привозили их. Правда, осенью выгоднее покупать: цена ниже, а весною мотоциклы дорожают, это сезонная особенность.

Теперь везде есть дилеры, можно поехать в Новосибирск и сразу же купить новый Harley-Davidson, Honda и что угодно. Многое постоянно в наличии. Еще существует рынок подержанных моделей. Их продают на avito, а также в байкерских группах в вайбере и вотсапе. Мотоциклисты общаются друг с другом, и, если продается хороший мотоцикл, об этом быстро всем становится известно.

Содержать мотоцикл достаточно дорого, это сравнимо с расходами на автомобиль среднего класса, а если проезжать 15-20 тысяч километров за сезон, то получится еще дороже. Но надо всегда содержать его в идеальном состоянии, ведь от исправности мотоцикла зависит ваша жизнь. Нельзя экономить на тормозах и на резине.

***

Можно быть мотоциклистом-одиночкой, но существовать вне сообщества считаю неправильным и неинтересным. Мотодвижение в Томске хорошо развито. Уже 18-й год, как существует клуб «Стальной ветер», другие тоже появляются и развиваются. Томские байкеры встречаются возле ресторана «Помидор» на Ленина. Я, правда, там редко бываю. Меня больше манят дальние автопробеги, чем выезд в город.

Клубы стремятся взаимодействовать с органами власти. У нас есть комиссия по безопасности дорожного движения, мы с представителями ГИБДД присутствовали на разборах правонарушений. Часто речь шла о молодых людях, которым родители купили мопеды. Они не прошли обучения в мотошколе. Мы как старшие товарищи наставляли их на путь истинный — убеждали, что ездить надо только в экипировке, что стоит получить категорию А и спокойно путешествовать, куда захочешь, на мопеде.

Также была городская комиссия, где обсуждался вопрос о запрете движения мотоциклов на Ленина от Кирова до «Тысячи мелочей». Были представители некоторых клубов, мы выступали обоснованно. Выясняли, почему нельзя там ездить, чем мы ущербнее автомобилей, маршруток. Знаки еще в 70-е годы повесили. Тогда были двухтактные мотоциклы, вонючие, шумные… Но за 50 лет все изменилось. Теперь ограничение снято, запрет действует только ночью, чтобы мотоциклисты не носились и не мешали людям спать.

***

Все байкеры разные. Это стереотипы, что каждый непременно слушает heavy metal. Нет, наличие мотоцикла на другие стороны жизни не влияет. Тем более, что для кого-то это просто небольшое легкое развлечение — по выходным, когда сухо и тепло, кататься по городу. Внимание пешеходов, девушек всегда обеспечено. Есть возможность потешить свое самолюбие. А если плохая погода, то мотоцикл стоит, благодаря этому он всегда чистый.

Другие, наоборот, заранее планируют дату выезда, и в любую погоду отправляются в путь. Иначе, если у тебя планы на месяц, маршрут и тебя ждут в определенные дни люди, нельзя. Или если фестиваль проходит, то тоже отложить ничего не получится. Я считаю, это элита мотодвижения — мотодальнобойщики.

Обычно так бывает, что человек в своей мотокарьере хотя бы раз отправляется в мотодальнобой. К примеру, на фестиваль. Тогда и поймет, нравится ему или не его это. У каждого свои предпочтения, представления о прекрасном и об отдыхе.

Нет четкой границы, нормы, сколько км надо проезжать в год, чтобы быть или не быть байкером. Я, кстати, вообще не люблю слово «байкер», оно не наше, чужое. Мы все мотоциклисты – мы русские и ездим на мотоциклах. Так что я не байкер, а мототурист или мотоциклист.

***

Девушки-мотоциклистки сегодня не редкость. Моя супруга 11 лет со мною ездит, у нее свой мотоцикл. Когда она начинала, кроме нее еще три-четыре девушки катались. Сейчас ситуация изменилась.

***

Мотоцикл — это не только молодежное увлечение. В Западной Европе есть 97-летний байкер, он до сих пор много ездит. В России многим мотоциклистам 65-70 лет, а 50-60 для мототуриста вообще не возраст, а расцвет.

Правда, хорошая физическая форма для дальних поездок важна. Спортзал помогает ее поддерживать. Нужно не иметь лишнего веса, не употреблять много алкоголя. Снаряженный мотоцикл весит примерно 260-270 килограммов. Попробуйте его поднять, если уронили! Это, конечно, возможно, но надо знать методику и быть достаточно крепким человеком.

***

Раньше, в начале 2000-х, мы проводили в Томске крупные фестивали, сюда приезжали тысячи мотоциклистов. Среди хэдлайнеров были такие группы, как «Алиса», «Черный кофе». Собирались на бывшей базе ТНХК, на Кузолевском тракте, на территории бывшей воинской части в том районе, на базе отдыха «Энергетик», в районе Киреевска. Сейчас форматы фестивалей меняются, все чаще они проводятся в формате встречи мотоциклистов. Я недавно вернулся со встречи в Саянах, из Тывы. Нет концертов, но участники ценят другие вещи. Приезжают мотоциклисты из Москвы, Владивостока, со всей Сибири… И роскошно общаемся на природе, ездим на экскурсии. К примеру, посещали природный парк в Тыве. Случайных людей на таких фестивалях нет. Ехать далеко, дорого. Нужны время, деньги и соответствующий мотоцикл.

***

Жилетка с нашивками и значками фестивалей — это визитная карточка каждого байкера. Клеят, естественно, самое ценное, запоминающееся. Основа-жилетка обычно джинсовая либо кожаная. У меня жилетка на меху, я ее шил на заказ. Она со мною везде бывала, и в Черном море, и на Севере макал ее в Ледовитый океан, и на Волгу в ней ездил, и к Неве, и к Енисею.

За границу на мотоцикле ездить можно. Проще всего, конечно, в ближнее зарубежье. В Казахстан простой въезд, нужен российский паспорт и документы на мотоцикл. Полчаса на границе, и ты там…

Для Европы нужно получать Шенген. А если соберешься в кругосветное путешествие, придется делать корнет. Он около 4-х тысяч долларов стоит, зато проще перемещаться по Южной Америке, Африке. Но деталей не знаю, пока сам корнет не оформлял.

Самая дальняя точка, где я бывал на мотоцикле, — это Чили, Южная Америка и остров Пасхи. Катался там на арендованном, не на своем. Чили очень узкая страна, там одна федеральная трасса, но отличного качества. Все дороги в стране частные, очень хорошие, но платные. Я проехал там около 1,5 тысячи километров.

Мы с супругой были вдвоем на одном мотоцикле (такая у нас традиция, в путешествия непременно арендовать мопед или мотоцикл). Не обошлось без приключений: остановились в маленьком городе на Побережье и попали в зону цунами. Нас подняли по тревоге, вывели из гостиницы, и я забыл забрать мотоцикл. Повезло, волны ушли назад в океан.

Остров Пасхи маленький, как треугольник, и по краям острова 3 вулкана. На весь остров одна заправка, трое полицейских, два доктора. И статуи майя везде, около 300 штук. Со всех сторон море, 3700 км до земли. Купаться можно только в одном месте, где песчаная бухта. Остальные стороны — это только отвесные скалы. Раз в сутки прилетает самолет с туристами, бензином, продуктами, водой.

Я взял легкий мотоцикл и три дня летал на нем по острову, весь изъездил. Впечатлений много…

***

Зимой кататься реально, но на мотоцикле с люлькой, коляской. Есть специальные шипы для колес мотоциклов, но речь о спортивных марках. Они подходят для езды по льду, а по асфальту неудобно. По голому льду или лесным дорожкам очень интересно гонять, я езжу.

***

Я — член совета ассоциации мотоклубов Сибири, в нее входит семь областей сибирского федерального округа. Мы собираемся каждую осень и составляем план мероприятий на следующий сезон. Обсуждаем фестивали.

Существует норматив «сибирский самогон», он подразумевает выполнение определенного пробега менее, чем за сутки. Есть разные номинации, 1500 км за сутки — это бронзовый самогон, 1700 — серебрянный, 1900 — золотой, а самый сложный — 2100 км. Отдельно выполняют зимний самогон: проходят 1000 км менее, чем за сутки. Это тяжело, немногим удавалось, и немногие пытаются это сделать.

У международных организаций мотоциклистов свои нормы. Например, американская Iron Butt и Long Distance Riders — это переводится как «мотоциклист, ездящий на дальние дистанции». Там самый легкий норматив — одна тысяча миль за сутки. Его номинанты есть и в Томске — например, я и мои друзья выполняли его. Это был вызов самому себе, получится ли.

***

У меня на мотоцикле стоит экшн-камера, я сделал 4 точки крепления, чтобы снимать с разных ракурсов. Один фильм о мотопутешествии у меня уже есть, собираюсь и о следующей поездке сделать. Буду монтировать и выкладывать на YouTube. Людям интересно, такие работы смотрят.

Кто только из животных не перебегал мне дорогу! Я люблю выезжать рано утром, часов в 5 утра, дороги свободные, люди еще спят. А животные активны. Встречал уток, ежиков, лисиц, косуль, лосей. Только медведя не видел. У меня есть друг из Красноярска, он единственный мотоциклист в мире, попавший в ДТП с медведем. Тот внезапно выскочил на дорогу возле Нижневартовска. Медведь погиб, мотоцикл пострадал, с другом все в порядке.

***

Есть такое наблюдение: чем дальше в мотопутешествии отъезжаешь от дома, тем легче ехать. Эффект эстафетной палочки, как я называю. Ты словно становишься эстафетной палочкой, в разных городах тебя встречают мотоциклисты. Встречают с флагами, показывают город. Есть даже гостиницы бесплатные для мотоциклистов, их мотоклубы содержат. Можно весь маршрут пройти, не заезжая в дорогие гостиницы. Даже если где-то нет друзей, они появятся в городе. Не дай бог, техническая помощь нужна, обычно тоже один звонок все решает. У мотоциклистов очень дружное сообщество. Так же и мы в Томске путешественников принимаем, размещаем, помогаем и провожаем на Восток. Мотоциклы объединяют.

***

У мотоциклистов свои правила поведения на дороге и приметы. Едешь в колонне — обгоняет сначала первый мотоцикл, потом второй, потом третий. Раньше своей очереди нельзя.

Шлем всегда нужно класть по форме головы, наоборот — плохая примета.

Подходить к мотоциклу и садиться на него можно только слева. Кто-то подойдет справа — сразу видно, далекий от мотоциклов человек. Когда едешь и видишь, что впереди дождь, остановишься и наденешь дождевик, то не попадешь в стихию. А когда надеешься, что проскочишь, то промокнешь.

Когда едешь по трассе, а навстречу мотоциклист, надо поднять левую руку, поздороваться.

Видишь, мотоциклист стоит на обочине, притормози, спроси, все ли у него нормально. Некоторые стесняются просить помощи.

Таковы старые истины, нельзя ими пренебрегать.

P.S.

В настоящее время Дмитрий находится в экспедиции «Полмира до Памира». Томич проедет около 20 тысяч километров, а также снимет документальный фильм о мотопутешествиях.

Смотрите также

Комментарии