Пряники, пиво и другие местные «фишки» дореволюционного Томска
Если бы вы очутились в Томске в конце XIX века, то что бы купили своим друзьям на память о городе? Какие уникальные продукты, или товары, которые производились бы только здесь? Это сейчас вопрос решается просто — магнитики (или кружки). А как же выходили из положения дореволюционные туристы?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, что производили в Томске в конце XIX века. Историки пишут о том, что «сравнение темпов и размеров промышленного производства Томска и других сибирских городов обнаруживает его лидирующее положение в регионе», в то время как «сопоставление с городами Европейской России показывает, что Томск обладал средним уровнем развития» (Томск от А до Я: краткая энциклопедия города / Под редакцией доктора исторических наук Н.М. Дмитриенко. Томск, 2015. С. 276).
Однако в газетах о томской промышленности писали не так чтобы часто: все-таки тема эта для массовой аудитории была сложной и малоинтересной. Но в 1898 году журналистам «Сибирской жизни» попали в руки крайне любопытные «данные, составленные господами владельцами томских торгово-промышленных заведений», а именно отчеты об их деятельности в 1897 году. Этими-то данными решила поделиться газета со своими подписчиками. А теперь, более чем столетие спустя, и мы решили познакомить с ними своих читателей.
Заведения пряничные, крендельные и конфектные
«Сибирская жизнь» начала свой обзор томских предприятий с производств пищевкусовых, приводя примеры их затрат и прибылей, и давая свои краткие комментарии:
«1. Пряничное заведение К.А. Андреева в 1897 году приготовило сахарных, медовых и паточных пряников 3 тыс. пудов и 5 ф. на сумму 7.500 р. Общая стоимость сырых и полуобработанных материалов на это производство определено в сумме 6 т.рублей; на топливо израсходовано 300 р. и пяти рабочим заплачено 1178 р. 22 к. Из этих данных следует заключить, что пряничное заведение г. Андреева в 1897 году получило прибыли 23 р. 78 к. Стоило ли вам, господин К.А. Андреев, работать ради такой мелочи?
2. Конфектное и пряничное заведение Е.И. Тихонова в 1897 году приготовило конфект и пряников всего 6.730 п. и 22 ф., на суму 36.070 р. Общая стоимость сырых и полуобработанных материалов определяется суммой в 30.000 р., на топливо израсходовано 800 р. и уплачено шести рабочим 3.128 р. Судя по этим данным, следует заключить, что господин Е.И. Тихонов работал не в убыток, но с прибылью в 2.142 р.
3. Пряничное и крендельное заведение М.С. Игнатовой в 1897 г. приготовило пряников 12000 пуд и кренделей 600 пуд, первых на 4080 р., вторых — на 840 р. Это заведение, вероятно, по забывчивости, не определило суммы расходов на приобретение сырых и полуобработанных продуктов, а потому мы и воздерживаемся сказать что-либо о торгово-промышленной деятельности сего заведения. Четырем рабочим г. Игнатова уплатила в 1897 году 500 р.; и на топливо израсходовала 150 р.
Не имея сведений о других подобного рода заведениях, которых, кстати сказать, здесь немало, отметим, что прянично-конфектным производством в 1897 году было занято 15 человек рабочих, которым уплачено всего 4.804 р. 22 к.» (СЖ. 1898. № 128).
Согласитесь, что и сейчас эти сведения представляют немалый интерес? Сразу хочется попробовать сахарные, медовые и паточные пряники от господина Андреева, а также тихоновские конфеты и игнатовские кренделя... А еще думается, что если бы искали мы работу в конце XIX века, то пошли наверняка к господину Тихонову — и заведение у него выглядело как-то посолидней, и на зарплате своим рабочим он не экономил.
Так что дореволюционный турист вполне мог набить авоську томскими конфектами и кренделями — и нисколько бы не прогадал!
Пивоваренные заводы-конкуренты
Судя по тому, что в Томске в конце XIX века насчитывалось целых три пивоваренных завода, занятие это было исключительно выгодным. Но не торопитесь делать выводы, не прочитав отчеты владельцев-пивоваров.
«4. Паровой пивоваренный завод Р. Крюгера в 1897 году приготовил пива, портеру, элю, царского и других сортов 37.892 ведер на сумму 40 т. рублей; кваса 5 тыс. ведер — на 6 т. и меду 619 ведер — на 1200 р., всего — на 47.200 р. Общая стоимость сырых и полуобработанных продуктов пивоварения определяется в сумме 20.697 р.; на топливо израсходовано 3.150 р. и девяти мастерам уплачено 12.200 р. Эти данные указывают на то, что пивоваренный завод господина Р. Крюгера работал в минувшем году с прибылью 11.253 р.
5. Пивоваренный завод К.Я. Зеленевского в 1897 году приготовил пива баварского 12 тыс. ведер на 14.400 рублей; венского 500 ведер — на 800 р., пильзенского 1 тыс. ведер — на 2 т. рублей, мюнхенского и козель 500 ведер — на 1500 р.; всего — 18.700. Производство этих питий стоило: материал 18.700 р. (!), топливо 1200 р. и рабочие руки (2 женщины и 8 мужчин) 1920 р. Основываясь на этих данных, следует заключить, что пивоваренный завод господина К.Я. Зеленевского минувший год работал с убытком в 3.120 р.
6. Пивоваренный завод М. Рейхзелигмана в 1897 году приготовил пива 35 тыс. ведер на 3500 р. и ягодного квасу 3 тыс. ведер — на 3 т. р. Всего — на 38 т. р. Материал стоил 19.500, топливо — 2.600 р. и 16 рабочим заплачено 7.910 р. Следовательно, господин М. Рейхзелигман получил прибыли 7.790 р.
Всего же пивоварением в 1897 году было занято 35 человек рабочих, которым уплачено 22.030 р.
Сравнивая деятельность заводов Крюгера и Рейхзелигмана с деятельностью завода Зеленевского, невольно является вопрос, почему первый заводчик получил 11 253 рублей прибыли, второй — прибыли уже 7 790, а третий — убыток в 3 120 рублей. Зная, что заводы всех трех пивоваров действовали в одно и то же время, в одном и том же городе, при одинаковых ценах на рабочие руки и сырые материалы, необходимые для производства, становится совершенно непонятной такая огромная разница в цифрах годового оборота...» (СЖ. 1898. № 128).
Обращает на себя внимание разнообразие сортов пива, производившихся в Томске. Это и баварское, и эль, и венское, и мюнхенское, и царское. Для тех, кто устал от пенного напитка, предлагались ягодный квас и мед — хотя они не пользовались такой популярностью как пиво, судя по масштабам производства.
Заметим, что, судя по частным объявлениям, в Томске были востребованы не только пивоваренные заводы, но и «домашние» заведения по производству пива. В том же 1898 году «Сибирская жизнь» размещала следующие объявления:
«Ученый пивовар приготовляющий пиво по Баварскому и Английскому методам усовершенствованным способом, предлагает свои услуги. Адрес — в редакции» (СЖ. 1898. № 131).
«Винокур-ректификат теоретически и практически, имею аттестат, предлагаю свои услуги. Адрес: г. Красноярск, Театральная площадь, д. Лякера, Эйдингер» (СЖ. 1889. № 133).
Добавим, что в качестве сувенира пара-тройка бутылок томского пива тоже оказались бы очень кстати.
Томские двери, канаты, кирпичи
К сожалению, «Сибирская жизнь» не продолжила публикацию сведений о томских производствах в последующих номерах, поэтому о том, что еще производили в Томске в 1898 году, можно судить по объявлениям, которые размещали местные производители.
Так, паровая фабрика Е. Лопуховой (располагалась на Тверской улице, дом 11; в объявлении указывался и телефон под номером 211) предлагала заказчикам «двери и рамы и все белодеревные и токарные работы», обещая «быстрое выполнение заказов из совершенно сухого леса, по умеренным ценам».
Канатно-прядильный завод М.И. Максимова в Томске, в свою очередь, извещал, что он «вырабатывает разного рода смоляные и бельные канаты и снасти, веревки, бечевки, легости, матоус, сигнальные бичевы для вагонов, шпагат, конопат для судов и лодок».
И.М. Некрасов в собственном магазине, расположенном на Миллионной улице, продавал кирпич — по 15 рублей за тысячу.
Работали в Томске и совсем мелкие производства: отдельные мастерские и мастера-одиночки. Но, судя по газетам, по большей части в Томске не производили, а продавали предметы и продукты, произведенные в России и за рубежом: посуду, мебель, одежду и обувь, часы, вина и другую алкогольную продукцию, в том числе знаменитый коньяк Шустова; швейные машинки, шоколад, духи и мыла. С наиболее интересными объявлениями об этих товарах мы предлагаем познакомиться в нашей подборке.
Одним словом, привезти друзьям эксклюзивные томские духи или уникальную швейную машинку не получилось бы — эти товары продавались по всей России. Томские канаты и кирпичи, наверное, для подарков не очень подходили... Но все-таки кое-что уникальное, местное, в чемоданчик вполне бы вошло — пиво, конфеты, пряники и открытки с видами Томска!