25 ноября, понедельник
-4°$ 102,58
Прочтений: 16753

«Система» наказала директора школы №49?

«Система» наказала директора школы №49?
Фото: txt.newsru.ua

История с увольнением директора школы №49 стала в последние дни самой обсуждаемой в томских СМИ и на форумах. И здесь есть чем заинтересоваться, ведь все больше ситуация вокруг учебного заведения напоминает сериал.

Сначала в школу, относящуюся к числу лучших в городе, приходит грозный ОБЭП с неожиданным для всех обыском. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями заинтересовал факт сдачи в почасовую аренду школьных помещений. При этом руководство учебного заведения действовало напрямую, минуя департамент недвижимости. Сама директор школы Лариса Сорокова утверждала, что в помещениях проходили занятия кружков для детей и взрослых, а все вырученные деньги шли на школьные нужды.

В итоге в возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия состава преступления. Однако в департаменте образования Ларису Сорокову посчитали виновной — подтверждением тому стал приказ об ее увольнении.

После этого педагоги провели совещание, на котором присутствовали заммэра по социальным вопросам Алексей Балановский и замначальника департамента образования города Виктор Кашпур. Коллектив педагогов был уведомлен, что решение об увольнении Ларисы Сороковой уже принято, а на вакантную должность объявлен конкурс.

Накануне в школе прошло еще одно собрание. На этот раз здесь присутствовала глава департамента образования Ольга Васильева, которая, как все надеялись, разъяснит сложившуюся ситуацию.

К семи вечера в актовом зале школы царил полный аншлаг. Те, кто не успел занять место, стояли в проходе и в дверях. Среди пришедших были учителя, родители, школьники, представители городской думы и различных общественных организаций. И у каждого были свои вопросы к департаменту образования, который в сложившейся ситуации, являясь учредителем, не поддержал 49-ую школу.

В начале встречи педагоги решили обсудить, кто такой эффективный менеджер в инновационной школе, намекая на то, что именно таким управленцем и была Сорокова. Пока на доске сменяли друг друга слайды с определениями и выкладками по теме, представители департамента образования что-то наспех отмечали в своих листочках — их не предупредили, что собрание начнется с обсуждения этой стороны вопроса.

Затем слово дали Ольге Васильевой. Ее выступления ждали с особым нетерпением. Именно она должна была обосновать позицию департамента в сложившейся ситуации и ответить на обращение коллектива школы с просьбой пересмотреть решение — подписи под текстом оставили 58 человек.

Глава ведомства сразу же подчеркнула, что обыск, учиненный ОБЭПом, для департамента был полной неожиданностью – именно поэтому в течение нескольких дней его представители воздерживались от комментариев. Затем Ольга Васильева перешла к заготовленной заранее «тяжелой артиллерии» — она напомнила присутствующим о том, что в апреле 2007 года департамент проводил проверки в школах, в том числе в 49-ой. Тогда были найдены нарушения по части сдачи в аренду помещений, за что директор получила выговор и была лишена премии. Что касается договоров об аренде, то часть их была расторгнута, а часть — переоформлена, как полагается. В конце 2007-го департамент еще раз проверил школу и убедился, что никаких нарушений больше нет. Выговор был снят.

— После этого Лариса Анатольевна неоднократно выступала в поддержку внедрения почасовой аренды помещений, средства от которой поступали бы школе. Мы сами поддерживали это предложение, и для его рассмотрения была создана рабочая группа. Но при изучении законов, в том числе федеральных, пришли к выводу, что эта тема бесперспективна. Во-первых, по решению городской думы с 1 января 2008 года все деньги от аренды помещений любых муниципальных учреждений зачисляются в городской бюджет. Во-вторых, по федеральному закону предоставление помещений в аренду должно осуществляться только через конкурс-аукцион среди арендаторов, — продолжила Ольга Васильева.

По ее словам, тогда рабочая группа предложила другой путь — предоставлять помещения школ как услуги — спортивно-оздоровительные, досуговые, развивающие и т. д. По аналогии с платными дополнительными образовательными услугами, которые уже давно стали нормой, а регламент того, как их оказывать, разработан думой города.

И все было бы хорошо, если бы не сюжет на ТВ-2, где директор признала, что помещения школы предоставлялись в аренду напрямую, без договоров. После этого с проверкой нагрянула комиссия из департамента образования, которая признала наличие повторных нарушений. Также были найдены нарушения в ведении бухгалтерского учета: деньги от аренды поступали в бухгалтерию, но не зачислялись на расчетный счет школы, а просто фиксировались в особом журнале. «Правда, его изъяли при обыске сотрудники ОБЭПа, поэтому взглянуть на записи мы не смогли. Как не смогли проверить, на что расходовались полученные средства, хотя директор утверждала, что все они шли на нужды школы», — подытожила глава департамента образования. В итоге Ларису Сорокову решено было уволить.

Предупреждая вопросы аудитории, Ольга Васильева поспешно перешла к другой теме — почему в уведомлении об увольнении не были указаны причины такого решения.

— К данной ситуации был применен пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса. Хотя, наверное, более понятным был бы текст приказа, где было бы написано, что в связи с нарушениями такими-то и с грубыми нарушениями по бюджетному учету расторгнут трудовой договор. Но мы решили не применять отрицательную статью, а применить 278-ю, что было согласовано с мэрией. Эта статья применяется только для руководителей и необязательно, что она предполагает какие-то виновные действия. Просто работодатель решил расторгнуть договор с руководителем, который не соблюдает выполнение законодательства.

После выступления Васильевой в зале поднялся лес рук. Учащаяся школы, девочка лет 13-ти, не успевала бегать по залу, передавая микрофон жаждущим высказаться.

— И все же непонятно, как комиссия установила, что это была аренда, а не платная услуга?

— Сама Лариса Анатольевна и бухгалтер школы предоставили нам письменные объяснения, где было указано, что это была аренда помещений.

— А что, они имеют высшее юридическое образование, чтобы с точки зрения права оценить свои действия?

— Даже если они ошиблись, то могу сказать, что все было оформлено неправильно: ни как аренда, ни как услуга.

— Почему тогда вы говорите, что это была аренда? Может, они просто не знали, как правильно все оформить. Вы же берете эту ошибку и ставите ее во главу угла. А ведь даже не все юристы разбираются, можно ли стену в доме сдать в аренду. Вы же хотите, чтобы учитель или директор школы мог это понять. Вы проводите с ними такую учебу?

Среди присутствующих были высказаны и другие мнения. Так, одни утверждали, что реализуемая в школе то ли аренда, то ли услуга является не чем иным, как видом благотворительной деятельности, и в подтверждение был приведен соответствующий закон.

Неоднократно упоминались и слова Дмитрия Медведева, что платные услуги в школах надо отнести к благотворительной деятельности, давать руководству в этой сфере больше свободы, упрощать ведение отчетности.

Припоминали собравшиеся и заслуги Ларисы Сороковой, которая проработала в школе два десятка лет и заслужила иного решения со стороны департамента. Также звучали рассуждения на тему, может ли директор как эффективный менеджер прибегать к каким-то ухищрениям, если они пойдут на благо школы и принесут ей в условиях кризиса дополнительный и такой необходимый доход. Взывали собравшиеся и к совести чиновников, которые, по мнению жителей района, совершают большую ошибку.

В ходе дискуссии в разговор вступил замначальника департамента образования Виктор Кашпур.

— Спору нет, 49-я школа имеет высокие результаты работы, и Лариса Анатольевна внесла в это свой вклад. Но есть нормы, есть положения, и если они не отменены, мы должны их выполнять. Здесь много говорили про президента и его слова. Я тоже слушал его выступление и помню, как он говорил еще и о правовом нигилизме, который существует в нашей стране. Поверьте, если бы эти нарушения были выявлены впервые, решение было бы другим. Я убежден, что коллектив сможет нормально существовать и без Ларисы Сороковой, — убеждал народ Виктор Кашпур.

— Нет! Нет! — и возгласы собравшихся заглушили слова представителя департамента.

Другой участник собрания высказал свою точку зрения в юмористическом ключе. «Я вас всех поздравляю, наконец-то гнездо коррупции найдено!» — сказал он, вызвав в зале бурные овации. «Я удивлен, что у вас в кабинете, Лариса Анатольевна, не нашли трехлитровую банку с кокаином», — иронично заметил молодой человек. И хотя такой подход к проблеме вызвал у присутствующих снова веселый смех, конец выступления юмориста был грустным:

- Я видел сюжет по телевизору, где выступали представители мэрии. По сути, они прямым текстом заявили: мы, слуги народа, приняли решение и менять его не собираемся, что мнение коллектива для нас никакой роли не играет. И вашим проколом, Лариса Анатольевна, было выступление по ТВ-2, в котором вы открыто и честно сказали, что сложившаяся система удобна только чиновникам – не школам, не родителям, не арендаторам. А система таких людей не прощает. Все, вас списали. Я не думаю, что вас удастся вернуть…

В целом предложения свелись к одному: провести независимую общественную экспертизу, собрать круглый стол, на котором можно будет выслушать мнения всех сторон, но главное – пересмотреть решение об увольнении директора.

- Приказ вышел, отменить его уже нельзя, - отвечали представители департамента образования.

- Какие же вы сами эффективные менеджеры, если не можете отменить собственный приказ? - отвечали из зала.

Выступали на собрании и сами школьники. Под конец микрофон взял юный представитель совета старшей школы и, немного волнуясь, заявил:

- Наш совет вышел с инициативой написать письмо губернатору с просьбой пересмотреть решение департамента об увольнении директора школы. Письмо уже разработано и в ближайшее время будет направлено на имя Виктора Кресса.

Затем слово взял областной депутат Иван Кляйн, который активно защищал Ларису Сорокову:

- Школа является сердцем микрорайона, и мы не можем дать этому сердцу остановиться. Я лично знаю директора уже много лет и убежден, что никаких махинаций с деньгами тут быть не могло. К тому же, быть такого не может, чтобы решение об увольнении невозможно пересмотреть. Я сам порой принимаю решения, которые на практике оказываются не совсем верными. И если ко мне приходят и говорят, давайте лучше сделаем вот так, это только идет на пользу делу.

Последней выступала сама Лариса Сорокова, находившаяся все время в зале среди своего коллектива. Ее слова зал слушал в мертвой тишине. Экс-директор напомнила, что после первого инцидента с договорами она написала ряд писем в мэрию с просьбой найти законный механизм для школ в плане аренды, однако все они остались без ответа. Попытки оформить сдачу помещений как услуги с треском провалилась: для этого необходимо было провести огромную работу с документами, а под каждый вид занятий – прописать образовательную программу. «Но какая образовательная программа может быть, когда выпускники приходят поиграть в волейбол?» - недоумевала Сорокова.

Бывший директор добавила, что, говоря в эфире про аренду, она применила термин, юридически неверный. «По закону аренда – это передача помещений с невозможностью их использовать в образовательном процессе. Но мы то их использовали». В заключение Лариса Анатольевна поддержала предложение аудитории сесть за круглый стол.

Будет ли пересматриваться решение об увольнении Сороковой, Ольга Васильева мне так и не ответила. «Приказ есть, больше мне пока нечего сказать», - заявила она. На вопрос, неужели доводы аудитории ничего не значат, глава департамента заявила: «Ничего нового я сегодня не услышала. Закон есть закон, его нужно соблюдать». «Даже если ОБЭП счел, что нарушений в школе не было?» - «Я не знаю, что там счел ОБЭП, у меня есть свои результаты проверки» - таков был ответ Ольги Васильевой.

Смотрите также