22 ноября, пятница
-10°$ 100,68

Блог: куда «уедет» общественный транспорт?

Блог: куда «уедет» общественный транспорт?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Сегодня хотелось бы сказать несколько слов о томском общественном транспорте, его состоянии и о реальных возможных сценариях его развития в условиях нашего города.

На данный момент томский транспорт показывает очень низкий уровень развития как в плане подвижного состава, так и в степени организованности перевозок в целом. Каждый томич помнит, как мэры, сменяя друг друга, каждый раз обещали: «Будут билеты, будут большие автобусы, будут кондукторы, будут круглосуточные маршруты, только сначала цену проезда поднимем…». В период правления предыдущего городского главы, казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки:

— Томск купил 73 троллейбусов и 14 трамваев за 2,5 года;

— запуск кольцевого 4/5 маршрута троллейбуса;

— запуск 7-го маршрута троллейбуса;

— полная реконструкция трамвайного полотна на Розы Люксембург;

— строительство инфраструктуры троллейбуса на проспекте Комсомольском;

— создание парка автобусов большой вместимости и введение кольцевого 33/34 маршрута.

Казалось, что Томск через несколько лет навсегда распрощается с этим:

Увы, «с этим» томичи не распрощались. Зато распрощались с муниципальными автобусами, через пять лет после запуска оставленными на вечном приколе на территории автотранспортного предприятия Томска.

Эпоху Николая Николайчука (27 июня 2007-го по 22 июля 2013-го) можно назвать периодом нереализованных возможностей. Но даже то, что было реализовано, сейчас под угрозой утраты: степень износа подвижного состава троллейбусов и трамваев города приближается к трехзначному числу.

Вот как сейчас выглядит парк троллейбусов:

  • 1/2 парка троллейбусов Томска (48 машин) — старше 8-9 лет;
  • 1/4 парка (23 машины) — старше 10 лет;
  • 1/4 парка (17-20 машин) — старше 15 лет.

У трамвайного парка все еще более печально:

  • Около 1/3 трамваев (17 машин) Томска — старше 30 лет;
  • 1/3 вагонов (15 машин) — старше 20 лет;
  • 1/4 трамваев (14 машин) — старше 10 лет.

Нормативный срок эксплуатации троллейбуса — 10 лет, трамвая — 16 лет. Понятно, что иметь весь парк из оборудования согласно этим цифрам трудно. Но при виде томских чисел возникает вопрос о том, на каком уровне может быть организована безопасность в трамвае, который должен быть списан 20 лет назад?

По большинству троллейбусов средний возраст, вроде как, и в пределах допустимого, но через считанные месяцы «новые» троллейбусы уже станут старыми, а часть — непригодными к эксплуатации.

Есть еще множество аспектов, касающихся состояния инфраструктуры (например, то, что недвижимость ТТУ была заложена в банках в 2015 и 2017 годах на общую сумму больше 200 миллионов рублей), загруженности транспортных коридоров и много другого. Но главным критерием остается количество и состояние подвижного состава.

Картина, которая видна сейчас, ясно говорит: еще несколько лет, и с томским электротранспортом можно будет распрощаться окончательно, а составлять хоть какую-то конкуренцию маршруткам будет уже некому.

Но не все так печально. Пусть обещанные 14 троллейбусов, которые согласно программе «Развитие общественного пассажирского транспорта в Томске на 2014-2020 годы» должны были прийти в Томск в прошлом году, так и не доехали до нас, есть другие варианты, которые даже небогатый Томск с дефицитным бюджетом позволить себе в состоянии.

Московский транспорт в регионах — подачка или добрый подарок?

Сейчас московский транспорт переживает небывалый подъем: переход с троллейбусов на электробусы уже в этом году, закупки трех 30-метровых полностью низкопольных вагонов, массовые обновления парка всех видов транспорта и прочие подобные мероприятия.

Но есть еще один пункт: раздача списанных транспортных средств регионам. Наверняка у многих сейчас на лице появилась усмешка, но не спешите с такими выводами о черном и белом. «Списанный» не равно понятию «неисправный». За 2016-2017 годы Москва отдала около 120 троллейбусов и 200 трамваев в регионы России. И «списанный» Москвой подвижной состав вдруг оказывался одним из самых современных в городах, получивших его. Например, вот такие троллейбусы 2012-го года выпуска принял тульский оператор транспорта в конце 2016-го:


Фото: Максим Фандюшин

Помимо того, что они не отработали и половины срока эксплуатации, эти машины снабжены кондиционерами и автономным ходом на несколько десятков километров. Неплохо для «объедков» от Москвы?

В конце 2017-го началась вторая «волна раздач» троллейбусов: была достигнута договоренность о передачи 14 троллейбусов в Брянск, 15 — в Ульяновск, 34 — в Йошкар-Олу. Эти машины либо были доставлены в конце декабря-начале января, либо будут доставлены из Москвы к концу зимы этого года. Вот такая модель (четыре штуки) пришла недавно в Рязань:


Фото: Максим Фандюшин

А что же с трамваями?

Одна из самых распространенных моделей трамваев в России — 71-619 (КТМ-19). Она эксплуатируется и у нас, в Томске:


КТМ-19 (справа)

Сейчас Москва постепенно выводит из эксплуатации трамваи этой модели, выпуска 2000-2009 годов. На данный момент «забронировано» более 170 вагонов многими городами России: Орел, Ульяновск, Череповец, Липецк, Иркутк, Смоленск, Курск и другие. Стоит сказать, что активные действия по передачи этой модели в регионы начались со второй половины 2017-го. И на данный момент в Москве остается еще около 350 этих трамваев, а поставки новых в Первопрестольную идут опережающими темпами… Взаимосвязь очевидна: Москва не собирается прекращать раздачи. Пока что.

Да и, пусть даже раздаваемая техника будет 2000 года, стоит ли «вертеть носом» городам, рассекающим улицы трамваями из 80-х?

Ну, и в 2016 году Томск тоже безвозмездно получил от Москвы пять списанных трамваев партии КТМ-608. В ТТУ отмечали, что рассчитывают получить еще несколько подержанных трамваев из столицы партии КТМ-619. Но вопрос этот пока остается открытым.

И что теперь делать?

Как показывает история, любой период стагнации и застоя еще никогда не заканчивался чем-то хорошим. Сейчас Томск шагает семимильными шагами по пути Европы середины прошлого века: уничтожение электротранспорта. И только затем настанет осознание ошибочности своих действий: восстановление сотен километров трамвайных и троллейбусных маршрутов взамен автобусных.

Если томичи хотят иметь альтернативу бесконтрольному транспорту-ПАЗикам, стоит показать это желание администрации города.

Сделать это можно на официальном сайте городской администрации. В поле «Адресат» нужно выбрать «Администрация Томска», заполнить свое ФИО а также предоставить адрес электронной почты (почтовый не нужен). Что касается текста обращения, то вот его самый корректный и ясный вариант, не допускающий двояких толкований и составленный специально для отправления на портал мэрии.

Если эта проблема найдет отклик со стороны горожан, мэрия услышит это. Общественный транспорт – очень важный элемент городского пространства, попробуем же сделать его лучше вместе.

Смотрите также

Комментарии