23 ноября, суббота
-14°$ 100,68
Прочтений: 17945

Кто есть кто в Томске: бывший сектант

Кто есть кто в Томске: бывший сектант
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Можно ли перестать верить в религиозное учение и изменить свою жизнь? Марату Магомедову за свои 29 лет удалось покинуть две организации, которые он воспринимает как секты — Центр Шри Чинмой и кришнаитов. Как обращаются в определенную веру, живут в храмах и все-таки возвращаются в реальность, рассказывает наш герой.

***

Первое мое воспоминание о религиозном обществе получено года в четыре. Мои родители занимались интегральной йогой. Я тоже, вместе с ними. Есть фотография, где мне около четырех лет, и я сижу в позе лотоса. Потом мои родители стали учениками Шри Чинмоя*, это индус, создавший свое учение. Когда мне исполнилось восемь лет, а брату четыре года, то наша семья стала посещать центр Шри Чинмой. Дело было в Харькове, где мы тогда жили. До 17 лет, пока я не уехал от родных, я находился номинально в этом центре. Там строгие правила, много ограничений, причем они, если брать философскую составляющую, ничем не обоснованы. В том числе нам нельзя было общаться с противоположном полом. Те пары, которые обращаются к учению Шри Чинмоя, должны жить как брат с сестрою. Но в храм не переезжают — просто посещают его как прихожане.

Люди в центре Шри Чинмоя были хорошие, никто не ругался, не заставлял что-то делать. Конечно, существует немало запретов. Зато тебе с детства внушают, что ты душа, ты вечный, и ты в это просто веришь. Это сейчас у меня есть свое отношение к таким убеждениям, а тогда, в детстве, воспринимал все как данность, как аксиому.

Сложности начались, когда стал подростком. Меня потянуло к девочкам, а отношения с ними были запрещены. Естественно, полиции в центре нет, но я боялся, что меня выгонят, это причинило бы моей маме боль.

***

Я уехал из семьи, потому что влюбился. Мне тогда было 17 лет. Мы переехали из Харькова на Кавказ, жили там, а потом перебрались в Челябинск. Однажды я отправился делать загранпаспорт в Пятигорск, и там влюбился в девушку. Принял сложное решение бросить все и переехать к ней. Поступил в Пятигорске в университет на журналистику. Девушке все рассказал, ее мое прошлое не испугало. Родным я год не рассказывал, что ушел из секты, где была наша семья. В Пятигорске у них не было знакомых, выдать меня никто не мог. Считалось, я уехал учиться. Все узнали правду, только когда я приехал на Новый год в Челябинск с девушкой.

Получилось, что из первой секты в своей жизни я ушел довольно просто и по собственному желанию. Тяжело было только с близкими людьми.

***

Я никогда не сомневался в существовании бога и, как это бывает в 17 лет, начал искать себя. В Пятигорске мы с девушкой вместе пришли к кришнаитам. Там было весело! Как они выглядят со стороны? Хорошие ребята, поют, едят, угощают других, читают веселые интересные лекции. Это основные составляющие внешней проповеди. Я пришел в 2006 году, в день рождения Кришны, в самый большой праздник кришнаитов. Два года мы с подругой ходили на воскресные программы. Но сами особо не практиковали…

Практика у кришнаитов — это воспевание святых имен. Есть мантра, и ее надо повторять как минимум 16 кругов по 108 раз, всего 1 724. Это занимает около двух часов. Мантра на санскрите, но она очень просто звучит, это «Харе Кришна. Харе Рама» в разных последовательностях. Выучить ее не проблема. Если вкратце, то по философии кришнаитов бог не имеет материальной природы, у нас есть наше тело и имя, это разные вещи. А у бога все, что с ним соприкасается, это бог. И когда ты общаешься с богом, то соприкасаешься с ним лично.

***

Когда я пришел к кришнаитам, мне понравилось, что эти люди отвечают на вопросы. Я в юности везде ходил, в церкви, в мечети (я из Дагестана, по рождению мусульманин), везде спрашивал о том, что меня волновало. Мне не отвечали, а кришнаиты отвечали всегда. Даже на те вопросы, что я еще не успел задать. Люди меня понимали. Это несложно — понять человека, которому 17 лет. Все было как в тумане. Конкретных причин, почему я решил стать кришнаитом, ни тогда, ни сейчас не мог назвать.

Никаких одурманивающих средств не было — у них запрещены все виды интоксикации, в том числе чай. Едят кришнаиты только то, что можно предложить богу. Они вегетарианцы, а еще они не едят грибы, лук, чеснок, шоколад. Также запрещены азартные игры, игры на биржах. И у кришнаитов нет незаконного секса. Можно заниматься им только с супругой и ради детей.

***

В любом обществе затягивает атмосфера. Два года я ходил к кришнаитам, потом мы с подругой съездили на фестиваль, и я понял, что хочу углубиться в практику. Очень вдохновился, что неудивительно. Фестиваль проходил на Черном море. Собралось несколько тысяч человек, везде огромные шатры. Воспевание бога. Такая энергия, она все вокруг заполняет. Тебя все любят, здороваются с тобою. Если в обычной жизни ты попадаешь в большое общество людей, к примеру, заходишь в метро, то тебе в лучшем случае не нагрубят. А у кришнаитов все стараются накормить, помочь… Конечно, меня впечатлило.

Я ушел в храм и поэтому расстался с подругой. Ученик не имеет права на отношения. Богу почему-то всегда есть дело, кто с кем спит.

Два года я был учеником в храме в Новороссийске. Обычную учебу бросил, не работал. В храм берут всех, никаких испытаний проходить не надо. Приедешь — тебя всему научат. Женщины и мужчины в храме разделены, не общаются. Там есть определенный распорядок, ему надо следовать. Допустим, мы вставали в четыре утра и с четырех утра до девяти у нас шла утренняя служба. Есть божества, фигуры, им поклоняются. Утро, вечерняя служба, сон… Примерно так проходил день. Еще мы продавали книги на улицах, проводили уличные песнопения, раздавали еду.

***

Потом я узнал про томский поселок кришнаитов в Кандинке. Внешне любая секта выглядит примерно как некий рой пчел, но внутри у нее свои идеалы, ценности и цели, непонятные людям снаружи. Мы никогда не пытались им ничего объяснить. Есть определенный формат общения с людьми снаружи. А внутри свои философские течения. Люди склонны к разным видам деятельности. И меня привлекла жизнь в общине. Тем более, тогда я уже познакомился с будущей женой (если ты не проходишь учебу в храме, жениться кришнаитам можно), а в семейной жизни трудно практиковать учение, если ты живешь не в общине.

Тогда, в 2010 году, в Кандинке была одна из самых успешных общин. Энвер Измайлов, лидер томской общины, получил самый высокий для кришнаита статус — санньяси. Он классный мужик, толково объясняет, по образованию физик-ядерщик. Я услышал его лекцию на одном из фестивалей, пообщался с ним, узнал об общине. И он предложил мне приехать.

***

Внутри общества кришнаитов ты свободен. Но надо понимать, какая это свобода. Делай, что хочешь. Женись или нет, распространяй книги. Никто прямо не говорит «главное не уходи». Есть классная книга психолога Тимоти Лири, она называется «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», ты читаешь и понимаешь, как это работает. Для людей создают вакуум. Жизнь как таковая в принципе сложная. И многие люди не понимают, что это нормально, они стремятся от этой сложности уйти. Это невозможно, но можно прийти в какое-то общество и попасть в этот вакуум.

Конечно, в сектах много богатых людей. Они вкладывают деньги в важные для мира, для учителя, для общины дела.

У меня денег не было, но были силы. Я мог, например, продавать книги.

Все, кто не живет в храме, работают. Я всегда работал на себя, занимался своими проектами. В общении с другими людьми моя вера не мешала. Всегда сразу говорил: «Я кришнаит, если есть вопросы, задавайте». Но люди обычно не спрашивали. Говорили: «Здорово!», а думали, видимо, «но не лезь к нам». Я их прекрасно понимаю.

Я мог общаться с другими людьми, но какой в этом для кришнаита смысл? У материалистов по умолчанию не может быть хороших качеств. По той простой причине, что человек, даже если он добрый, хороший, отзывчивый, он такой ради себя, а не ради бога.

***

Я приехал в Томск в ноябре 2010 года, в 2011-м мы с Юлей поженились. Вскоре община в Кандинке развалилась, против нее вели борьбу. Потом в Томске был еще и суд над книгой «Бхагавад-гита как она есть».

Через несколько лет я начал задавать вопросы об устройстве общины. И вступил в оппозицию внутри общества. Наткнулся на информацию, которая, если в нее поверить (а не верить причин нет), разрушительна для существующего сегодня строя общества кришнаитов. Внутри общества наше течение называется ритвики, и оно запрещено. Это самое страшное для кришнаита. Если ты мясоед или любой другой грешник, тебя все равно будут пускать в храм. А если ритвик, то нет.

В чем противоречия? В 1966 году индус Бхактиведанта Свами Прабхупада организовал «Международное общество сознания Кришны» в Америке и развивал его до 1977 года, пока не умер. Тогда роль духовных учителей заняли его ближайшие ученики, их было 11. После нескольких решений Высшего руководящего совета этот статус стал распространяться разными способами, сейчас духовных учителей у кришнаитов около 150. Духовный учитель — это человек, по философскому пониманию равный богу. Максимально высокий из возможных на планете учителей.

Ритвики доказывают с помощью документов, что статус духовного учителя должен был остаться за Прабхупадой, хотя он и умер, оставил тело. В других течениях вайшнавизма (а есть четыре ветки) такая практика. У них не каждый второй учитель, а был один духовный наставник, и пускай он давно умер, но люди совершают обряд посвящения в ученики не себе, а ему.

При таком подходе получается, что духовные учителя у кришнаитов самозванцы, и это разрушает все общество. У ритвиков есть документы, письма основателя, где он четко все прописывает, его завещание. Я начал задавать вопросы, и меня буквально за руки и за ноги выкинули из храма. За сомнения выгнали две семьи, меня с женою и еще одну.

Я затеял информационную войну, завел сайт, где все публиковал. Это длилось с сентября 2016 года по январь 2017-го. Я был в шоке. Это же моя жизнь, как так?!

Потом мы с женою и ребенком уехали в Иркутск, где живет моя мама. Оказались в сложных условиях, было не до информационной войны. Настала депрессия. Мы жили на окраине города в Иркутске, мама — в Ангарске. В городе у нас не было знакомых. Храм кришнаитов далеко, надо полтора часа ехать, зимой с ребенком сложно.

Вокруг меня возник вакуум, и я воспользовался им наилучшим образом. Мы с женою задумались, почему мы вообще верим в бога. Я никогда не сомневался в этом, что неудивительно, если с четырех лет меня сажали в позу лотоса. У меня не было выбора.

Вера в бога разрушается тремя роликами на YouTube. Про антропогенез, про происхождение Земли, происхождение космоса… Многие вещи, в которые я верил без сомнений, оказались ложными. Это байки, любой образованный человек их легко развеет. Вроде того, что Дарвин отказался от своей теории в конце жизни или что существует недостающее звено между обезьяной и человеком, которое ученые не могут понять. Все это бред, за две минуты поиска в Google ты увидишь, это не правда. Я раньше просто не «гуглил».

***

Тогда у меня настала настоящая депрессия. Я женился, у меня есть ребенок, его я воспитывал в определенном духе. И я понял, мне надо все менять.

Я чем-то занимался, у меня был небольшой бизнес, сушил фрукты для сыроедов. Жить было на что, но я должен был найти цель.

Мы с женою стали обсуждать наши отношения и выяснили: почему мы женились друг на друге, непонятно. В обычной жизни ты выбираешь спутника потому, что тебе нравятся определенные люди. А в секте оценивают человека по принципам, которые тебе могут быть не близкими. Например, что жена должна быть смиренной, целомудренной. А мне, может, вовсе не это интересно. А жене еще сложнее. Я-то знал внешнюю жизнь, работал, а она ничего в мире не видела, после школы сразу уехала в храм. Она увлеклась религией еще в школе, посещала в Перми эзотерический клуб. У нее была сложная семья, отец пил, и она быстро уехала в храм.

Но нам с супругой повезло. Она хороший человек, и я ее люблю. И я тоже ничего, вроде. Она меня любит. У нас было миллион поводов расстаться. Но и поводы не расставаться были.

***

Пару месяцев у нас была полнейшая депрессия. Мы уехали из Иркутска в Пермский край, где родные жены. Еще и двух котов завели. Так и переезжали, со всем вещами, ребенком, котами.

Из депрессии меня вытащил один друг, с которым мы подружились в Томске, катаясь на велосипедах. Звучит удивительно, но он с подругой слетал в тур в Скандинавию и прислал мне оттуда фотографий. И я понял: есть нормальная жизнь, я тоже так могу. Надо просто работать и содержать семью. Мне в тот момент как раз нужна была мотивация.

***

Я оставил жену с ребенком у мамы, приехал в Томск. Понял, тут мне нравится. Я жил в 15 городах, а нравится именно он. У этого города два классных качества: он маленький и не колхозный. У него есть история. Здесь много студентов и происходят события, можно всегда себя найти в чем-то. В Москве тоже, но она огромная. И Питер хорош, но там бы моя супруга не смогла жить, климат ей не подходит.

И мы вернулись в Томск. С ребенком, всеми вещами и двумя котами. А теперь у нас уже три кошки, еще одну в подъезд подкинули, мы забрали себе.

Я выучил программирование, устроился на работу. У меня прошла злость, агрессия, даже жалость к кришнаитам. Они же не понимают ничего, они как в тумане. Что бы ни произошло, все важные мировые события не имеют для них значения. Там важны только вещи вроде праздника, когда бог пришел на землю и воплотился в образе льва. Его отмечают, площадки снимают огромные… Так и живут.

Я даже общаюсь с некоторыми кришнаитами, с теми, кто больше всего сомневается.

У тех, кто активно борется против этой организации, есть проблемы. Приезжают ребята, говорят, ты не прав, ты нас оскорбил. Сейчас всех легко оскорбить. У меня не было проблем. И это разовые случаи, а в Индии и Америке на широкую ногу поставлена борьба с противниками.

До конца 90-х у кришнаитов были проблемы с законом. Это классическая секта, кто бы что ни говорил. Хотя она не запрещена. Для меня лично любая религия — это секта. Просто религия с властью, и имеет право называть других сектами. У кришнаитов есть власть, поэтому ритвики — это секта.

Я же теперь убежденный атеист. Меня устраивает та картина мира, которая существует.

***

Мне жалко времени, потраченного на секты. Если бы я года в 23 из них вышел, вообще бы ни о чем не жалел. До 23 лет все равно люди редко чем-то серьезным занимаются. Я же только в 28 вышел. Это самая сильная эмоция. Я стараюсь ее изолировать и просто заниматься делами с ускоренной силой.

Еще я понимаю, что нельзя никому верить без доказательств. За это знание я заплатил много. Во всех сектах главное, чтобы у людей не было сомнений.

***

Мои родители развелись, когда мне было 13 лет. Лет пять назад, когда я последний раз общался с отцом, он занимался какой-то практикой. А моя мама до сих пор ученица Шри Чинмоя.

Мой брат долго был в их секте, но успешно вышел из нее в прошлом году. Хороший был для нашей семьи год.

*В 2014 году Минюст РФ приостановил деятельность Общероссийской общественной организации «Центр Шри Чинмоя», а в 2015-м она была ликвидирована по решению Верховного суда.

Смотрите также

Комментарии