Милосердие для каждого: как в Томске помогают бездомным
«Девушка, вы к нам? Подходите, не стесняйтесь!» — громко зовет меня веселый молодой человек в фартуке. К двум часам дня недалеко от Петропавловского собора на Алтайской, 47, уже много народу. У гаражей стоят пакеты с теплыми вещами. На раскладных столиках — горячая еда в кастрюлях и боксах, одноразовая посуда. Какой-то мужчина передает волонтеру Ринату пакет — в нем несколько пар вязаных носков.
Атмосфера здесь добрая, теплая: будто друзья-приятели соскучились и собрались, наконец, потрещать о том, о сем, несмотря на мороз. Разговаривают, улыбаются и шутят. Люди здесь разные: и в возрасте, и молодые парнишки, и девушки. Возможно, и не бездомные — просто со своими нуждами пришли. Я вызываюсь помочь с раздачей еды, и мне тоже дают фартук. «Волонтеры, делимся на две группы: одна — на эти столы раздает, другая — на те!» — громко объявляет Вика, куратор акции. Мы относим тарелки с горячим супом сидящим у столов бездомным — они голодны и очень замерзли.
— На первую акцию почти никто не пришел, хотя мы расклеивали в округе объявления. Мы искали их везде — волонтеры чуть ли не до «Изумрудного города» дошли, — рассказывает Ксения Петренко, организатор проекта «Волшебник Добродей». — В итоге мы накормили тех, кто просил милостыню у храма. Сейчас к нам на акцию «Накорми бездомного» приходит иногда по 60-70 человек: люди мерзнут, и горячая пища им нужна.
С ноября 2016 года, каждый вторник с 14:00, здесь кормят бездомных людей. В меню — горячие супы, вторые блюда, чай-кофе, сладости. Еще раздают теплую одежду и обувь, а также медикаменты: от простуды, насморка, кашля. Для кого-то приносят очки, а кому-то тросточку. Часто на акцию приезжает батюшка — среди бездомных много верующих. Впрочем, на этом не делают особого акцента — здесь важно накормить и согреть людей, а еще морально поддержать их.
Как говорит Вика, куратор акции «Накорми бездомного», все это — не просто ради доброго дела.
— Люди мерзнут — мы это каждый раз видим. Они выживают. Так они на помойке кушали, а в зимнее время теплая еда помогает им не замерзнуть. Кто-то хочет что-то изменить — есть такие люди. Немного, но они есть. А кого-то все это устраивает. Но мы стараемся ко всем одинаково относиться, вне зависимости от того, как человек выглядит и пахнет. Их много раз обманывали, поэтому доверять нам они начали только со временем. Часто они сталкивались с рабством — знаете, есть такие реабилитационные центры, где людей забирают в рабство. Поэтому они сильно в добро-то не верят и людям не доверяют. Но к нам постепенно доверие растет, ведь мы им ничего плохого не делаем.
— У нас нефинансируемый проект: мы все покупаем и делаем на свои средства — в этом и есть идея проекта: когда люди помогают людям, и каждый вносит вклад своим добрым делом и личным участием — это действительно ценно, — делится со мной Ксения. — Проект «Волшебник Добродей» появился в 2015 году, когда я и другие люди решили все добрые дела, которые делали поодиночке, делать вместе, объединиться и найти тех, кому нужна помощь.
По словам Ксении, в Томске много благотворительных фондов, где могут помочь финансами, а такого, где можно помочь именно делами, — например, прийти помыть полы и убраться в квартире у бабушки или сводить кого-то в больницу — то есть именно такой доброй помощи, которая измеряется не в деньгах, а твоим личным участием и временем, — такого не было.
— «Добродей» — от слов «добро» и «действие». Появилось название и логотип, и мы организовали группу во «ВКонтакте». А недавно мы официально зарегистрировались как некоммерческая благотворительная организация.
Основная деятельность Ксюши — детские праздники, но, по ее словам, в детских домах, куда они поначалу ездили с представлениями, в них не особо нуждались: туда ездят все, кто только может, и дети, видимо, устали от повышенного внимания и подарков:
— У нас в какой-то момент был кризис — желание помочь было, возможности тоже, а кому мы нужны — мы не знали. Первая наша поездка (в рамках проекта) была в 2015 году в дом престарелых и инвалидов «Лесная дача» — он находится в селе Победа Шегарского района. Там живет 600 бабушек и дедушек — одинокие пожилые люди, пенсионеры. То ли ко Дню старшего поколения, то ли без повода — уже не помню — мы устроили там праздник. Были выступления детей, и мы еще взяли с собой костюмы, нарядились. И был такой теплый прием!
Мы увидели, насколько там люди действительно одиноки, насколько им нужна наша помощь. Как они радовались, когда обнимали нашего плюшевого медведя — чуть ли не до слез... У нас было ощущение, что мы действительно в нужном месте, и когда уезжали обратно, я помню это чувство, что мы что-то доброе сделали — не просто повеселили и уехали. Что наш приезд что-то для них значил. С тех пор мы стали ездить туда на праздники. А в конце лета устроили летний фестиваль с играми на свежем воздухе, аквагримом и шахматами. Оказалось, то, что нравится детям, нравится и бабушкам, и дедушкам — они все воспринимают на ура.
Дана, одна из активных волонтеров-добродеев, уверена: людям внимание нужно — если к ним приехали, попроведовали, значит, о них не забывают. В отличие от родственников.
— Кажется, что в старости у тебя будет все хорошо и замечательно, а потом раз — и ты прикован к кровати. Никто ни от чего не застрахован. Мы все состаримся и неизвестно, где мы будем и как... Вот у бабы Зины (о ней «добродеи» писали в группе во «ВКонтакте») и дети есть, и внуки, а она не нужна им. Тут не угадаешь. Поэтому мимо старости проходить и не замечать — не знаю, как это. Когда могу помочь — я помогаю.
Кто-то осуждает меня или, к примеру, бездомных, но мне все равно — осуждать вообще легко, особенно, если не был на их месте. Есть люди, которые живут в семье и выпивают, потом кодируются, потом опять к этой жизни возвращаются — что уж говорить о бездомных. Поэтому если хочешь — помоги, не хочешь — никто тебя не заставляет, иди мимо. У меня тоже была ситуация, когда мне помогали чужие люди: родителей рано не стало — я приехала в Томск, мне не было 18 лет. На работу не брали, образования еще не было. Комендант принесла мне одеяло, помогла вставить входную дверь и устроиться на работу техничкой. Я об этом до сих пор помню.
Дана — водитель трамвая, с небольшой зарплатой и ипотекой. Волонтером стала, прочитав в Интернете про тетю Люду и дядю Славу, которые просили новогоднюю елочку.
— У меня была елочка, гирлянда и игрушки. А я одна, и она у меня, может, валяться будет — почему бы и не подарить людям? Я созвонилась, мне сказали адрес, и с этой елочки у меня все началось. Потом увидела «Накорми бездомного». Крупы, лапша, гречка — это ведь все недорого. Я что-то взяла дома, что-то докупила и унесла в офис «добродеев». Потом ходила на акцию к церкви, а недавно ездила с ними в «Лесную дачу». В январе тоже хочу туда поехать, прикупить какие-нибудь подарочки. По-моему, лучше маленькая помощь вместо большого сочувствия.
Волонтер Ринат обычно очень занят: помимо основной работы, у него 22 подопечных, среди которых, в основном, бездомные, но есть и многодетные женщины, оказавшиеся в трудной ситуации.
— Как становятся бездомными? По-разному. Кого-то с жильем мошенники обманывают. Кого родственники выгоняют из дома, отправляют на «психу» или в тюрьму, — рассказывает Ринат. — Бездомные — это, в основном, пожилые люди. Мы стараемся каждому помочь по мере возможности и если они сами хотят что-то изменить. Я помогаю их устроить в наркодиспансер на лечение, потом с работой помогаю, жилье ищу. «Бывших» бездомных только я знаю 18 человек — это за год. Сейчас практически у всех есть жилье, работа и деньги в кармане. Один из них теперь наш волонтер. Ему всего 37 лет — я его «вытащил» из теплотрассы, и сейчас он работает на четырех работах. Женился на женщине с двумя детьми, снял квартиру. Сейчас он рассказывает бездомным, как он жил и как изменился.
Но не все хотят что-то менять. Как говорит Ринат, на днях выписали из диспансера дедушку, который много лет жил на улице, спал под брезентом и пил каждый день. Он до последнего отказывался лечиться, потому что привык к такой жизни. После выписки ему нашлось жилье — его временно взяла к себе подопечная Рината, молодая девушка с тремя детьми, которой до этого сам Ринат помог с устройством на работу и жильем. В феврале дедушка поедет в «Лесную дачу» — волонтеры готовят документы.
Такая адресная помощь часто оказывается бездомным, которые приходят на горячие обеды. В свое время Ринату протянула руку Ксения: год назад он сам попросил ее о помощи, и она каким-то чудом устроила его на лечение в диспансер на Лебедева. За короткое время ему помогли десятки волонтеров: восстановить документы и дом, наладить быт, устроиться на работу и вернуть дочь из приюта. Когда казалось, что шансов почти нет.
— Мне из родных никто не помог. Я общаюсь только с одной сестрой, которая действительно поняла, что у нее есть брат: она просто не знала, где я, и ей сказали, как и дочке, что я умер, — делится со мной Ринат. — Когда мама умерла, для меня весь свет потух и все стало безразлично... Я забросил все. Отказался от наследства, оставил все сестрам — мне было противно смотреть, как это все делится. Младшая сестра позвонила в опеку, и мою дочку забрали в приют, хотели лишить меня родительских прав; а Ксюша это все подняла. Так что помогли мне совершенно чужие люди, поэтому я подумал: почему бы и мне не помогать людям — мне же помогли. Сейчас у меня даже нет выходных — скоро Новый год, работы много, все надо успеть. Но я не один — нас много волонтеров. Мне помогает Вика, Алексей — бывший бездомный, Екатерина, у которой трое детей, — у нее в бане моются бездомные, ведь к врачам их нужно приводить чистыми. И в течение недели, между акциями, я кормлю тех, кто ко мне приходит, — даю им продукты — сейчас они хотя бы не на помойках едят.
Ксения уверена — когда человек оказывается в подобной ситуации, выбраться из нее самому очень сложно: «Близкие в такой момент отворачиваются от человека и знать его не хотят — редко кто скажет: я готов тебе помогать. Чаще говорят: хочешь — пей, ничем тебе помочь не могу. Поэтому, наверное, сила проекта «Волшебник Добродей» в том, что он объединил добрых людей, готовых откликаться на помощь даже опустившимся людям, у которых самих есть желание измениться».
Кроме бездомных людей, «добродеи» помогают малообеспеченным семьям — устраивают для них новогодние поздравления, дни именинника. И в приюты для животных ездят большой компанией — за два-три часа можно многое сделать: прибраться, почистить снег, сварить еду животным, клетки отремонтировать. Также есть у «добродеев» интересный проект — «Вдохновение женщины», который призван помочь женщине поверить в себя и увидеть, какой женственной и красивой она может быть.
Несмотря на то, что среди «добродеев» и их подопечных много православных верующих, проект не несет религиозной направленности, уверяют организаторы — здесь люди разных вероисповеданий, в том числе атеисты. В «Лесную дачу» вместе с «добродеями» ездят кришнаиты — помогают готовить чаепитие и сладкое угощение.
Кроме обычных людей, помощь оказывают некоторые фирмы Томска — к примеру, «Томский кондитер» передает для бездомных сладости к чаю. В будущем«добродеи» очень надеются на поддержку властей в устройстве пункта обогрева для бездомных, где люди смогут хотя бы согреться и переждать холодную ночь.
— Этот проект для меня много значит — я чувствую, что живу не зря, не просто так: работаю, трачу, зарабатываю, опять трачу — вот это все, — говорит Ксения. — Для себя жить неинтересно, а когда я вижу «плоды» своей жизни, мне это приносит такую тихую радость, которой гордиться не хочется. Хочется просто в душе порадоваться: здорово, что помогли, и у человека сейчас все хорошо. Здорово, что кто-то сейчас не на берегу реки спит, а в тепле.