22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

Оркестр от А до Я

Оркестр от А до Я
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Несмотря на постоянное развитие музыки, появление новых жанров и стилей, произведения композиторов прошлых лет находят отклики и сегодня. Исполнение классической музыки «лежит на плечах» симфонического оркестра. Соединить воедино несколько групп инструментов для целостного звучания — дело непростое. Известный итальянский кинорежиссер Федерико Феллини в своем фильме «Репетиция оркестра» на оркестр предложил посмотреть через камеру тележурналистов. А мы предлагаем посмотреть на репетицию и понять, что же ты такое оркестр, «глазом» фотоаппарата.

Нам удалось побывать на репетиции Томского академического симфонического оркестра. На сцене БКЗ музыканты играли музыку из культовых кинолент: «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», «Крестный Отец», «Список Шиндлера», «Властелин колец» и других фильмов, вошедших в концерт «Кино с Запада: от Чаплина до «Звездных войн». Нашим гидом согласился стать главный дирижер и художественный руководитель оркестра Ярослав Ткаленко.

Сначала скрипки, потом — тромбоны

Если говорить о строении «организма», то основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Для исполнения некоторых масштабных произведений требуется оркестр полной величины, который может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из 40-50 исполнителей.

Симфонический оркестр томской филармонии на сегодняшний день включает в себя 77 музыкантов — это самый большой по численности состав оркестра за всю его 70-летнюю историю. В мае 1946 года, когда была образована филармония, в составе симфонического оркестра сидел 41 музыкант. За последние пять лет были доукомплектованы группы ударных, деревянных и медных духовых. Кроме того, в филармонии есть два штатных пианиста, которые выступают с оркестром. Томичи наверняка помнят, когда томский симфонический играл и играет со звездами мировой пианистической сцены — Денисом Мацуевым, Даниилом Крамером, нынешними лауреатами международных конкурсов.


Репетиция симфонического оркестра в БКЗ перед концертом «Кино с Запада»


Музыканты репетируют композиции из культовых фильмов, прославившихся, в том числе, своими саундтреками. Здесь — ноты музыки из киноленты «Крестный отец».


Музыкантам, играющим на ударных инструментах, необходимо все время считать такты, чтобы вовремя войти в процесс исполнения произведения


Струнно-смычковым в симфонических оркестрах отводится основная роль

Музыка из «Звездных войн», «Крестного отца», «Властелина колец», «Списка Шиндлера» в исполнении Томского академического симфонического оркестра

Почему скрипачи сидят ближе к залу, а ударники и духовики — в глубине сцены? За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. На сегодняшний день они располагаются веером и группируются по инструментам. Ко второй половине ХХ века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.

В России чаще встречается американский. Когда вдоль рампы слева от дирижера располагаются первые скрипки, а по правую руку — виолончели. Вторые скрипки сидят позади первых, альты — за виолончелями справа. Контрабасы — за спиной у виолончелей. А посередине сцены, прямо перед дирижером, деревянные духовые — флейты, гобои, кларнеты, фаготы. За ними «медь» — валторны, трубы, тромбоны, и замыкает ряд туба. Ударные инструменты (литавры, барабаны, гонг, там-тамы, виброфон и медные тарелки) специально располагаются дальше от слушателя, чтобы его не оглушать. Особое место выделено арфе — с левой стороны от дирижера.

Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со двумя скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижер.

— Кроме четырех основных групп инструментов в оркестре, есть видовые, так сказать, «подсадные» — саксофон, рояль, клавесин и множество любых инструментов, не входящих в основной состав, — поясняет Ярослав Ткаленко. — Они далеко не во всех партитурах используются. Существует множество разновидностей, например, деревянно-духовых инструментов. Такой инструмент, как субконтрфагот, совершенно огромный, его невозможно поднять, завозят на сцену на тележке.

Сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, поэтому скрипки, виолончели располагаются впереди. Например, если музыкантам необходимо сыграть forte (громко), и все начинают одновременно играть, медная группа будет звучать громче струнной и попросту может «задавить» ее. Поэтому «медь» и располагается сзади.

— Есть выражение, что струнная группа — это душа оркестра, самая пластичная по звуку, гибкая, певучая. Поэтому качество звучания струнных во многом определяет звучание всего оркестра. При этом, — отмечает Ткаленко, — в зависимости от свойств акустики зала, на репетициях приходится постоянно регулировать баланс внутри групп оркестра.

Кто тут главный?

Руководит оркестром дирижер. Он — первый среди равных. Именно ему принадлежит художественная трактовка произведения всеми музыкантами оркестра. Он помогает оркестру работать как единое целое. Исполнение симфонической музыки требует от дирижера хорошо натренированного слуха, чувства стиля и формы, и главное — хорошего вкуса.

Сегодня в руках каждого маэстро можно увидеть дирижерскую палочку. Она делает движение кисти более заметным для коллектива. Кроме того, палочка позволяет добиться большей экспрессии.

— Музыканты в основном смотрят в ноты, но периферийным зрением всегда видят дирижера, — подчеркивает Ткаленко. — Взмах руки, предшествующий звуку, так называемый ауфтакт — это что-то вроде вдоха, в нем дается и темп, и характер музыки. При разных ауфтактах будет совершенно разная музыка.

Среди оркестровых аксиом: дирижер в процессе исполнения всегда должен предвосхищать и корректировать то, что прозвучит в следующее мгновение…

Но в симфоническом оркестре есть такая фигура, как концертмейстер — руководитель той или иной группы инструментов. Среди таких руководителей на первый план выходит концертмейстер группы первых скрипок. Он — одна из центральных фигур оркестра.

— Вся струнная группа во время игры обязана ориентироваться на смычок первой скрипки — концертмейстера оркестра. До начала репетиции или концерта он руководит настройкой всего оркестра, чтобы был единый строй, не было фальши. Также в его обязанности входит расстановка скрипичных штрихов — направление движения смычка. Во время исполнения можно заметить, что вся струнная группа существует, как один большой организм, и единое дыхание обеспечивается именно одинаковым движением смычков. Должен заметить, это огромная работа: до начала репетиций подготовить ноты, чтобы все могли по ним играть. От композитора — через нотного редактора, затем библиотекаря оркестра, концертмейстера — к музыкантам.

Во время музицирования дирижер посылает своего рода импульсы в оркестр, и музыканты должны реагировать на них, подчиняясь дирижерской воли. Концертмейстер — своего рода буфер, передаточное звено, потому что дирижера может «заносить», а концертмейстер должен все время играть с холодной головой, ни на что «лишнее» не реагировать, уверенно вести за собой всю группу позади себя. Для этой работы нужны железные нервы и высочайшее мастерство.

Перед началом концерта дирижер пожимает руку концертмейстеру. Рукопожатие — давняя традиция. Это своего рода акт приветствия и настройка на общую работу, поясняет маэстро томского оркестра.


Концертмейстер солирует во время исполнения композиции Джона Уильямса из фильма «Список Шиндлера»

По словам Ярослава Ткаленко, между концертмейстером и дирижером в оркестре царит атмосфера понимания. Кстати, с нынешнего сезона у томского симфонического оркестра — молодой концертмейстер. Народный артист России Сергей Зеленкин, который выполнял эту работу более 40 лет, передал лидерские права Анне Штрауб, выпускнице Новосибирской консерватории, молодой, одаренной скрипачке.

Зачем духовикам трость?

Еще раз вспомнить фильм Феллини заставило поведение музыкантов во время репетиции. Если скрипки были постоянно заняты, то музыканты, играющие на духовых и ударных инструментах, сидели и напряженно чего-то ждали. Оказалось, они не просто ждали, а читали такты до своего вступления в общую игру.

Мы пригляделись по внимательнее к флейтам и кларнетам с гобоями, и оказалось, что по способу звукоизвлечения деревянные духовые делятся на два типа. Лабиальные (лат. labium — губы), когда воздух вдувается непосредственно через отверстие в инструменте. Так — у флейты, например. И язычковые (или тростевые): когда воздух поступает в инструмент через трость, которая является промежуточным звеном между самим инструментом и губами музыканта.

— Трость нужно готовить. Это вам скажет любой духовик. Они мастера в этом вопросе, у них уходит много времени на поиск хорошего материала для тростей и на их изготовление, — рассказывает Ткаленко. — Каждую новую трость нужно точить и подгонять под себя: сделаешь тоньше — звук будет более мягкий, но тихий, если толще — звук громче, но в то же время резкий. К тому же, каждую трость нужно разыграть. Вот для чего гобоистам баночки с водой. Они всегда под рукой, чтобы трости не сохли.


Музыкант осматривает состояние своей трости

Достичь совершенства

Сегодня все большую популярность у зрителей набирают концерты с участием тех или иных эстрадных или рок-групп в сочетании с симфоническим оркестром. Только в областной филармонии за последнее время прошли трибьют-шоу Metallica и Pink Floyd с симфоническим оркестром, концерт «Би-2» с томским оркестром.

— Но у нашего оркестра есть предпочтение, что играть. Конечно же, музыканты хотят больше играть классической музыки. В следующем сезоне планируем, что будем больше играть симфоний, — заметил главный дирижер оркестра.

Если попросить коллектив двух-трех оркестров сыграть одно произведение, оно прозвучит по-разному. Зависит это и от дирижера, и от музыкантов. Что же позволяет добиться идеального звучания?

— Много факторов: среди них и качество инструментов, на которых играют музыканты, и мастерство музыкантов, и сыгранность коллектива... За общее звучание оркестра, конечно, в первую очередь отвечает дирижер. Когда есть полная отдача со стороны всего коллектива, тогда можно говорить о возможном приближении к идеалу. Здесь речь и о слушателях: исполнитель всегда чувствует, насколько внимательно слушает и сопереживает публика.

Смотрите также

Комментарии