«Драма» открывает сезон «Русским вареньем»
Томский театр драмы в свой 159-й сезон вступает с большими надеждами и еще с большими тревогами. Надежды - показать три премьеры до конца 2009 года, а завершить его детскими сказками на обеих сценах. Тревоги связаны с новой формой существования. Автономное учреждение, каким становится ТДТ с января 2010-го, с одной стороны, дает ему больше самостоятельности, с другой… бюджет все равно урезают. И что такое АУ, не знает толком даже главный режиссер.
«Ау-ау!» - прокричал в неизвестность Юрий Пахомов на традиционной встрече с друзьями театра. Кстати, с этого сезона к его фамилии следует прибавлять звание: заслуженный деятель искусств РФ. Известие о президентском указе пришло летом, когда труппа была в отпуске. И это на фоне всех разговоров о кризисе, пожалуй, самая приятная новость.
На встрече, которая традиционно предваряет начало сезона, старались о плохом, то есть о кризисе, не говорить. Только о хорошем. О том, что не туманно. «Не туманны планы на ближайшие месяцы», - заявил Юрий Алексеевич. И тут же их озвучил.
Сезон, предшествующий двум большим датам – 160-летию Томского драматического театра и 150-летию со дня рождения Чехова, открывается 3 октября пьесой Людмилы Улицкой «Русское варенье». И это удачный выбор: одним спектаклем двух зайцев! Во-первых, театр жив современной драматургией. Во-вторых, Улицкая написала пьесу по мотивам Чехова.
Представьте, что вы пришли в гости в новый дом, а еще лучше - приехали к новым друзьям на дачу, но встречаете там людей, до боли вам знакомых, которые говорят знакомые фразы, не раз вами слышанные. Вас не покидает ощущение, что где-то вы их встречали. Конечно же, встречали! У Антона Павловича Чехова в «Вишневом саде», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Иванове», «Крыжовнике», «Доме с мезонином». Только имена у них другие и действуют они в иных предлагаемых обстоятельствах. Чтобы легче проводить параллели и быстрее включиться в интеллектуальную «викторину», предлагаемую Улицкой, лучше перечитать классика перед походом в театр. Юрий Пахомов, который и ставит пьесу, пообещал, что в спектакле зрители увидят почти всю труппу.
И еще одну пьесу современного автора намерен поставить главный режиссер в начавшемся сезоне. «Черное молоко» Василия Сигарева. Несколько лет назад Пахомов уже ставил этого молодого драматурга – «Божьи коровки возвращаются на землю». Почему сегодня режиссер обратился к ранней пьесе модного автора? «Это одна из моих любимых», - признался Юрий Алексеевич.
Свой пятый спектакль на томской сцене поставит белорусский режиссер Сергей Куликовский. Для разговора со зрителем о любви и боли он выбрал пьесу Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Возможно, кто-то видел этот спектакль по каналу «Культура» с Алисой Фрейндлих в главной роли. Но Куликовский придумал свое решение пьесы. Это будет трагифарс с танцами. В главных ролях - любимые артисты Сергея Куликовского : Татьяна Аркушенко, Валентина Бекетова и Геннадий Поляков.
Как заметил главный режиссер, три спектакля в условиях кризиса – это очень неплохо. Но одна зрительница все-таки осталась недовольна. Ее не устраивает репертуар. «Где классика? Почему не ставите русских авторов? Только два спектакля – «На дне» и «Васса Железнова», не считая «Русского варенья». Я хочу смотреть русскую классику, а не Балыко, не к ночи будь она помянута». По мнению дамы, соотношение русской и зарубежной драматургии должно быть паритетным, на худший случай – «хотя бы 30 процентов». Такие требования звучат почти анахронизмом. Зрители со стажем помнят, что в коммунистические времена было жесткое регулирование «иностранцев» на советских подмостках.
В ответ на зрительские претензии главный режиссер пообещал, что в 2010 году, возможно, появится спектакль по Александру Островскому. Но эти планы могут быть реализованы, если будет «не грандиозное, а хотя бы среднее финансирование». Из-за кризиса даже разговоры о круглой дате ведутся как-то вяло...
- Хорошо бы областная администрация к 160-летию подарила театру гастроли. В Новосибирск или Омск, - немного помечтал Юрий Пахомов в ответ на вопрос, будет ли выезжать Томская драма.
Планы, мечты, надежды, тревоги – посмотрим, что станет реальностью в конце сезона.