Матч вникуда
Прошлая неделя принесла немало пищи для размышления болельщикам «Томи». Комментарии о ситуации в клубе, которую обзывали на всякий лад — от печальной до плачевной, лились рекой.
Главных комментариев, однако, как водится, никто не дождался. Зато перестали молчать футболисты. Ситуация с четырехмесячной задержкой зарплат, незаметно превратившейся в шестимесячную, заставила говорить всех. И не только говорить, но и писать письма с требованием немедленной очной ставки.
— Это своего рода крик о помощи. Ни один футболист не получил ни рубля в нынешнем чемпионате. Это серьезная проблема, и она не решается. И самое печальное, что на нее никто не обращает внимания, — заявил в прессе Виталий Дьяков. И незамедлительно сел на «лавку». С официальной формулировкой «недоволен игрой». Но всем ведь понятно, почему именно он остался в запасе, а шанс получил проваливавшийся раз за разом в предыдущих матчах чех Яблонски. Слишком много Дьяков говорил. Даже больше всех говорил.
Ситуация неопределенности заставила провести параллели с владивостокским «Лучом». Финансовое положение дальневосточников не краше томского, однако на зависть куда более успешным клубам парни в желто-синей форме выходят на поле и бьются. За честь клуба, города, за свою честь и свои будущие контракты в более успешных и крепко стоящих на ногах командах. Добирались 30 часов до Воронежа и положили там же «Факел». Провели 20-минутную акцию протеста, а затем вышли на поле и переиграли «Шинник». И в этом свете бесхребетная «Томь» у собственных болельщиков в последнее время перестала вызывать даже сочувствия.
Наверняка именно на это перед матчем указывал своим игрокам Валерий Петраков. Проводил как общекомандное собрание, так и встречи с глазу на глаз, прощупывая варианты, кто из игроков морально готов абстрагироваться от проблем и достойно сыграть против «Терека», а кто нет. И в результате объективных и субъективных перестановок набралось полкоманды.
На поле появились те, в чьих бойцовских качествах коуч не сомневался. Перед матчем в Грозном Кирилл Ковальчук, в частности, заявил, что сама возможность играть в Премьер-лиге является для него стимулом и компенсирует многие очевидные проблемы. Аслан Дудиев и Евгений Баляйкин также доказали, что готовы сражаться на поле. Отчасти вынужденно появился в стартовом составе Павел Голышев, занявший место не вернувшегося в расположение команды после игр сборной Эрика Бикфалви. Не исключено, что румын уже провел свой последний матч за «Томь» и уже помышляет о новых предложениях. И, кстати, не сказать ведь, что Голышев встречу провалил.
Хвалить Яблонского торопиться не буду — настолько защитник себя дискредитировал в прошлых матчах. О его прогрессе пока можно только гадать. Лично мне видится, что в отчетном матче не «Томь» прыгнула выше головы, а «Терек» не дотянул до собственной планки. Команда, в которой один Балай забил больше, чем вся «Томь», предстала чересчур академичной. Сибирякам этого оказалось достаточно, чтобы связать хозяев-гостей (напомню, этот матч изначально должен был проводиться в Томске, но большой привет составителям календаря РФПЛ) по рукам и ногам.
Плюс у подопечных Рахимова категорически не шли передачи и прострелы в штрафную. Что Роши, что Митришев нагнетали крайне слабо, оставляя Балая на голодном пайке. Оказавшись отрезанным от партнеров по команде, албанец сник.
Стремление к разрушению одних и безграничное территориальное преимущество без способности создать что-либо нестандартное других прошли красной нитью через весь матч. За 93 минуты «Терек» сподобился лишь на три опасных эпизода у ворот Коченкова: удар Митришева рикошетом от Яблонского спланировал в сантиметрах от ворот, добивание Пириза с линии штрафной после прострела Роши прошло выше цели, а удар Балая низом за пять минут до конца встречи не таил в себе особой опасности — Антон Коченков спокойно забрал мяч.
«Томь», традиционно довольно успешно играющая у «Терека» в гостях, имела шанс вырвать победу на исходе первого тайма, но к подаче Дудиева совсем немного не дотянулся Касьян. Точнее, подача при всей видимой опасности была слишком сильной, и не факт еще, что такой мяч смог бы сыграть сам Артем Дзюба.
Ничья 0:0 — словно бальзам на душу томскому болельщику. Бело-зеленые временно покинули зону вылета, по дополнительным показателям опередив Тулу. Но главное — продемонстрировали добротный мужской футбол. Конечно, насколько сделать это позволяли кадровые возможности. И чувства груза давящих на протяжении полугода проблем на этот раз не было. По крайней мере, в эти короткие 93 минуты.
На послематчевой пресс-конференции Валерий Петраков выразил надежду, что эта ничья, равносильная победе в сложившейся ситуации, благоприятно повлияет на игроков перед важнейшим выездом в Самару. Однако Антон Коченков спустя считанные мгновения после этого заявил, что полкоманды, напротив, находится на грани срыва, и игроки готовы вот-вот приступить к решительным действиям.
Очевидно, крайней точкой в этой истории станет 1 декабря. Именно тогда заканчивается отсрочка, которую руководство клуба не единожды попросило у футболистов. Давать еще один шанс никто уже не станет. Не знаю, как ты, дорогой читатель, а я лично выхода из этой ситуации не вижу. Пес с ней, с задолженностью. Беда в том, что даже если она будет погашена, каждый раз выделяемые деньги будут идти в счет погашения накопленных ранее долгов. Снова и снова. «Томь» уже начала жить в долг, и выйти из этого круга теперь крайне тяжело. Бюджет всего сезона вынь да положь — это не про томский клуб. Это даже не 200 исчезнувших миллионов. Это гораздо больше. Это значит одно: даже погашенные в декабре долги начнут копиться с нуля. Ориентировочно до мая. И далее по циклу.
А ведь еще пять лет назад Дмитрий Мичков заявил: «…команда является инструментом для каких-то административных и политических игр»… Почти доигрались.