22 ноября, пятница
-2°$ 100,68
Прочтений: 5569

По старой памяти: каток на Воскресенской горе и уроки бальных танцев

По старой памяти: каток на Воскресенской горе и уроки бальных танцев
Фото: lib.tsu.ru

Как ни сопротивлялась в этом году осень, но неизбежно наступает зима, и в Томске, северном городе, становится темнее и тише. Как развлекали себя наши предки в начале XX века — давайте узнаем из дореволюционных газет.

Все на каток!

Тот, кто хотел провести зимнее время с пользой и на открытом воздухе, отправлялся в Томске на каток. Удовольствие это было, конечно, дорогим, но оно того стоило. Устроители не могли дождаться, когда можно будет уже наконец открыть новый сезон: в 1903 году в самом начале ноября только-только установилась температура минус 1-2 градуса, как в «Сибирской жизни» появились объявления об открытии катка.

«Добровольное пожарное общество

В воскресенье, 2 ноября

ОТКРЫТИЕ КАТКА

в роще Г.Д. Дистлер, вход с Источной ул. —

Вечером каток будет иллюминирован фонариками, бенгальскими свечами и освещен керосино-калильными фонарями по 1 200 свеч. С трех часов оркестр духовой музыки».

Несколько дней спустя об открытии своего собственного катка заявило и Томское общество содействия физическому развитию. Этот каток находился в центре города — прямо на реке Ушайке. Общество обещало: «Два раза в неделю будут устраиваться катания с музыкой», а также завлекало электрическим освещением.

Наконец, 21 ноября все то же Общество содействия физическому развитию объявило об открытии еще одного катка — теперь на Воскресенской горе.

Музыка, электрический свет, лед под коньками… И не скажешь, что дело было сто лет назад!

Танцы, танцы

Чем ближе к Новому году, тем все более востребованными у томичей становились развлечения в закрытых помещениях. В каждом номере публиковались все новые и новые анонсы мероприятий: Добровольное пожарное общество устраивало маскарады, на танцы зазывало Общественное собрание, семейные вечера организовывало Томское общество мужского пения, концерты — Томское отделение Императорского русского музыкального общества. Подключилось к общей тенденции и молодое Томское фотографическое общество, в ноябре пригласившее томичей на свой вечер.

На вечерах можно было общаться, слушать музыку, а еще — танцевать. А для тех, кто по каким-то причинам все еще не умел этого делать, держала свои двери открытыми школа танцев. Итак, что предлагала она желающим приобрести новый навык? Объявление гласило:

«А.В. Люзинский и С.В. Люзинская

преподают уроки всех

БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

в частных домах, учебных заведениях, а также у себя на дому.

Все новейшие танцы:

Новые танцы «Гейша» и Русско-Славянский, бальный «Лезгинка», бальный «Казачок», испанский Вальс, бальный «Чардаш» и другие.

Уроки ежедневно днем и вечером. По воскресеньям и праздничным дням специальные уроки грации и пластики для дам с часу до трех дня преподает С.В. Люзинская».

Кстати, в одном из номеров появилось объявление о том, что ищет работу музыкант, который «играет все новые танцы на вечерах (рояль). Появилось — и тут же исчезло: по-видимому, музыканта тут же пригласили одновременно на десять мероприятий!

Наука для всех

Модная ныне тема популяризации науки не нова: приобщить обывателя к полезным знаниям пытались и дореволюционные профессора. Научно-популярные лекции в Томске были одним из видов развлечений — интеллектуальных.

В качестве организатора лекций в 1902-1903 годах выступило Общество попечения о начальном образовании, проводились занятия в помещении городской бесплатной библиотеки. Приглашенным лекторам было специально «постановлено»: «содержание лекций приноровить к пониманию публики». Попробовать свои силы в этом нелегком жанре согласились профессора В.В. Сапожников (лекции по ботанике), А.М Зайцев (геология), В.Н. Великий (физиология) и другие.

Всего было проведено 29 лекций, которые посетило более шести тысяч человек. В среднем на лекцию приходило от 100 до 500 человек. Организаторы писали, что посетителями были в основном взрослые люди — «чиновники, служащие в разных учреждениях, ремесленники, ученики и ученицы воскресных школ и пр.».

Надо сказать, что темы лекций были далеки от определения «завлекательные». Вот пример одной из них:

«Предмет и задачи геологии. Геологические деятели. Общий характер геологической деятельности атмосферы. Разрушение и шлифование горных пород. Перенесение, отложение разрушенного материала».

Но люди шли — за знаниями, за расширением кругозора, за новой информацией об окружающем их мире.

Детки под надзором

Современные мамочки относятся к детским садам по-разному, но практически каждая может найти возможность временно «сплавить» ребенка на попечение воспитателям либо муниципальных, либо коммерческих садиков. В XIX-начале XX века это было не так-то просто сделать...

«Сибирская жизнь» писала о двух заведениях подобного рода. Во-первых, это детский сад для детей служащих в управлении Сибирской железной дороги. Сад, по уверениям журналистов, «пользовался симпатиями публики» и вызывал сильное желание тоже как-то отдать туда своего ребенка — но по правилам для посторонних (по отношению к управлению Сибирской железной дорог) лиц вход был запрещен. Детей в итоге ходило около 30.

«Во время пребывания в саду дети занимаются играми, пением и прочим под руководством двух постоянно находящихся при саде особ, прошедших курсы Лесгафта» (СЖ. 1903. № 248).

Но это сад был новый — а в Томске уже несколько лет действовал приют «Ясли». Здесь тоже количество детей колебалось от 25 до 35 человек, организаторы жаловались, что двух маленьких помещений не хватает для всех. Особенно здесь ощущалась нужда в изоляторе для больных детей. В газете была приведена такая история:

«Не очень давно в приют принесено было дитя, на теле которого замечались какие-то пятна; на это обстоятельство надзирательница, не обладающая медицинскими познаниями, не обратила внимания. Случайно в это же утро зашел в приют руководитель общества «Ясли» доктор Тимашев и констатировал у ребенка натуральную оспу» (СЖ. 1903. № 250). Сад пришлось закрыть на дезинфекцию на несколько дней…

Так что «сдать ребенка в сад», а самим пойти развлекаться — такой ход в дореволюционном Томске был попросту невозможен.

Городские хроники

Разные мелкие события томской дореволюционной жизни иногда заставляют задуматься о том, как мало изменилась жизнь обывателя за более чем сто лет. А другие — наоборот: как же все теперь по-другому: Вот, например, такие сюжеты.

Подарок университету.

«Вчера, 17 ноября, Правлением Университета получена пожертвованная в пользу Императорского Томского университета по духовному завещанию известного художника Н. Грищенко картина. Картина представляет из себя панораму города Москвы, прекрасно исполнена на холсте размером приблизительно 2-2,5 аршина, кроме того, заключена в художественные рамки из золотого багета. Картина премирована на одной из заграничных выставок».

Где же эта картина — наверняка не сохранилась, ведь через столько пришлось пройти университету… А все-таки интересен сам факт завещания университету материальных — культурных — ценностей, возрождение такой традиции было бы кстати и сегодня.

О любителях кваса

«Обыватели Аптекарского переулка жалуются на буйное поведение завсегдатаев находящихся в этом переулке двух квасных лавок: чуть не ежедневно по вечерам любители кваса дебоширят на улице, задирают и оскорбляют прохожих и т.п.».

Удивительная по сегодняшним дням новость, согласитесь? Агрессивные любители кваса… Может быть, какой-то другой напиток имелся в виду?..

Вечно скользкие тротуары

А такие заметки столетней давности как раз заставляют думать о том, что ничего в городе не меняется: «Нам приходилось слышать неоднократные жалобы на то, что… не посыпают песком или золою своих тротуаров, так что ходить по ним неудобно…. Приходится кататься по льду, рискуя каждую минуту упасть».

Сливочная загадка

Одно из объявлений газеты было дано уникальным мастером. Оно гласило:

«Маслодел ищет должность. Могу отрабатывать шесть сортов сливочного масла».

Шесть сортов! Одного только сливочного масла! Я в своей жизни слышала только о двух разновидностях: мало сладко-сливочное и шоколадное. Интересно было бы знать, какие могли быть еще четыре, и что вообще имелось в виду…

Первые морозы

Ну и на закуску — информация о дореволюционном способе информирования учеников о том, что в связи с сильным морозом отменяются занятия в школах. Оказывается, в Томске на каланчах и на улицах вывешивались зеленые флаги. Но, как писали журналисты, не все в результате эти флаги видели, и по сильному ветру в минус 30 они брели до школы… А потом возвращались домой по этому же морозу. В 1903 году такой случай произошел в самом конце ноября.

А что же принесет нам наступающая зима? Надеемся, что все самое лучшее — и не хуже, чем век тому назад.

Смотрите также

Комментарии