Что есть у «Томи»?..
Деньги в футболе решают очень многое. Спортивные результаты «Томи» в свое время часто были замешаны на финансах. По пальцам одной руки можно пересчитать составы, в которых играли Мужчины с большой буквы, которые могли закрыть глаза на проблемы и играть за честь клуба и города.
Когда в 1999-м команду принял Владимир Пузанов, и она была на грани вылета, а финансовая устойчивость клуба оставляла желать лучшего, игроки на зубах вытащили тот сезон, после серии неудачных игр явившись к тренеру и попросив не рубить с плеча, мол, сами влипли — сами и разгребать будем. И разгребли. Еще и лучший на тот момент результат в своей истории показали. В 2009-м, когда «Томь» спасали всем миром, она, будучи фактически банкротом, разобралась с «Химками» 4:0, а Александр Харитонов целовал герб с конем на груди. Это потом он станет в глазах болельщиков «диджеем» и «крысой с корабля», но ведь была и такая, правильная история в его биографии. Приятно вспомнить. Были лидеры, была харизма. Жуков, Себелев, Коновалов, с одной стороны, одной эпохи, если угодно, и Йокич, Мичков и Климов — с другой — не имели морального права перед самими собой играть спустя рукава. И не играли.
Или в противовес этим почти сказочным в наше время историям — более тривиальные и привычные 2006-й и 2011 годы. В первом случае клуб от банкротства спасла своевременная продажа Павла Погребняка, но результаты в период безденежья существенно пострадали, и команда безвольно провалила середину сезона. А ведь способны были замахнуться на многое с тем составом. Во втором случае продавать было, по сути, и некого, со временем околофутбольные дела были решены, а вот турнирное положение после 12 матчей без забитых голов поправлять было уже поздно.
К чему это я. Очень хочется увидеть ныне, когда всплыла история с четырехмесячной невыплатой зарплат футболистам, пример тех, первых в обозначенном списке команд. Но умом понимаешь, что предпосылок к этому никаких. Руслан Киселев ли, Сергей Жвачкин ли, Чингис Акатаев и Олег Игрушкин ли — любой может пообещать игрокам, что рано или поздно ситуация с деньгами разрешится. Быть может, это даже подтвердит повидавший многое с «Томью» Максим Бордачев. Но есть сомнения, что кому-либо из них игроки поверят: почти все они в Томске полгода, и у них нет порывов целовать эмблемы. Зато наверняка есть порывы собирать чемоданы и уже зимой ехать туда, где обещания выполняются. Бикфалви, Дроппу и Враньеша с распростертыми объятиями примет любая другая команда второй восьмерки РФПЛ. Не прикипели эти игроки к Томску, и с такой политикой клуба, когда треть сезона позади, а бюджет на сезон не утвержден — не прикипят никогда. Не успеют. Не успеют и другие, которые придут им на смену.
Выпалив фразу «Футбол для Томска — больше, чем футбол», губернатор пропадает на несколько месяцев. Задача формирования бюджета остается в подвешенном состоянии, никаких комментариев со стороны руководителей клуба нет. И кто скажет, что невзрачная игра с «Уралом» дома и полный провал в Оренбурге — не следствие внутренних недомолвок? На фоне сверхмотивированного «Оренбурга» в битве за выживание бело-зеленые в минувшее воскресенье выглядели статистами.
Подопечные Роберта Евдокимова «Томь» смяли, переживали и не заметили, нанеся вдвое больше ударов по воротам, перебегав на шесть километров. В начале первого тайма сибиряки трусливо сидели у своих ворот, играя без мысли, куда глаза глядят, перенося ежеминутные волны атак «Оренбурга», как «поплывший» боксер, закрывшись, терпит свое окончательное преднокаутное избиение.
Первый звоночек прозвучал от Благо Георгиева, откликнувшегося на верховую подачу справа и едва не поразившего ближний угол ворот Солосина. Второй — спустя три минуты, когда Солосин уже снял мяч с головы Делькина. Третий, как в театре, стал последним: Кирилл Комбаров, проводящий, несмотря на статус капитана команды, крайне слабый сезон, упустил по флангу не кого-то, а защитника соперника, ветерана «Оренбурга», подключившегося в атаку 34-летнего Адесойе Ойеволе. Его подачу с фланга должен был забирать Алексей Солосин, но голкипер, надежность которого в сравнении с Коченковым казалась незыблемой, махнул рукой мимо мяча, и карауливший передачу на дальней штанге Павел Нехайчик вкатил мяч в пустые ворота, как издевательски просто в пустые ворота забивает во дворе занимающийся в футбольной школе пацан, красуясь перед менее мастеровитыми сверстниками. К чести Павла, праздновать свой мяч (а точнее, свои мячи, ибо на этом хавбек не остановился) он не стал: как-никак забил своей бывшей команде. Впрочем, и празднования голов в майке «Томи», как вы можете помнить, особой эмоциональностью у Павла никогда не отличались. Таков стайл.
Забив, команда Роберта Евдокимова сбавила обороты, и у «Томи» появились кое-какие шансы. Но, как и в предыдущих матчах, основная угроза исходила не от игроков атакующей линии (здесь стоит признать, что заменивший Самодина в основе Александр Касьян сыграл не ярче коллеги), а от Виталия Дьякова. Сначала защитник неплохо пробил со штрафного, заставив вступить в работу Гутора, а затем запорол пенальти, назначенный за игру рукой игрока «Оренбурга». Исполнял причем в своем стиле, на силу, но если не складывается у «Томи» — так все разом — выше.
Тем временем, Павел Нехайчик, играя не слишком заметно, если не сказать большего, в нужный момент оказывался там, где нужно. На 26-й минуте он возник на позиции форварда и головой сбросил мяч на Померко — тот в падении переправлял мяч в пустой угол, но гостей в этом эпизоде спасла штанга. А через пять минут Павел филигранно исполнил штрафной. Угол обстрела был довольно острым, однако Алексею Солосину нужно быть готовым к тому, что из этой позиции последует не подача, а удар по воротам — в конце концов, ранее он играл с белорусом в одной команде и должен был это предвидеть. Но вратарское чутье вновь промолчало. Нелепое заваливание в попытке изобразить прыжок отчаяния — и мяч в верхнем углу ворот — 2:0.
Счет до крупного на 58-й минуте мог доводить активный Георгиев: его удар головой с близкого расстояния Солосин парировал, а затем Тишкин накрыл добивание Ефремова. Капитан Комбаров наблюдал происходящее со стороны, находясь в паре метров от эпицентра событий.
Во втором тайме футбол пошел поинтереснее. Так обычно происходит, когда одной команде нечего терять, а вторая начинает действовать по ситуации. И вот уже Артем Попов бьет под перекладину с линии штрафной — Гутор смахнул мяч на корнер. В ответ Ефремов бьет низом — Солосин вытаскивает опасный выстрел.
На 69-й минуте после подачи углового Огнен Враньеш опасно пробил головой. На дальней штанге мяч должен был замыкать Алексей Пугин, но полузащитник «Томи» поздно дернулся, и выгодный момент был упущен. Стандарты, как это часто бывает, являются грозным оружием для команды, которая мало что умеет создавать с игры. На счастье, на 77-й минуте к мячу подошел не Дьяков, а Эрик Бикфалви, и обводящим ударом румын положил-таки мяч в угол ворот «Оренбурга», за 13 минут до конца встречи возродив в ней интригу.
Однако попытку финального штурма на корню зарубил Павел Нехайчик. На 92-й минуте хозяева перехватили мяч после чудовищной ошибки Дудиева, подставившего своего голкипера слабым пасом назад, и в результате «Оренбург» организовал атаку 2 в 1. Нехайчик не стал делиться мячом с партнером, а, чуть сблизившись с Алексеем Солосиным, расстрелял его, оформив хет-трик и установив окончательный счет матча —3:1.
И вот вы знаете, после этой игры стало как-то обидно. Оренбург сейчас переживает тот период, который когда-то переживала «Томь». Есть подъем болельщицкого интереса к футболу. Закройте глаза на то, что на стадионе было две с половиной тысячи человек. Закройте и послушайте, как они болели! А через неделю откройте и увидьте, как болеют две с половиной тысячи томичей на «Труде». Да и само сравнение цифр здесь некорректно: томский стадион находится в центре города, а до Ростоши, где играет «Оренбург», на секундочку, порядка 11 километров.
Далеко, но у «Оренбурга» все же есть приятный стадион. Есть энтузиазм, эмоции, есть сыгранный состав, где присутствуют свои лидеры — почти что Йокичи, Мичковы и Климовы. Не слишком пристально слежу за сине-белыми и не знаю, кто из состава прикладывал герб к губам и делал ли это вообще, но равнодушных нет однозначно. И уверен, они будут терпеть, если вдруг произойдет ситуация, подобная той, которую переживает сейчас «Томь», потому что некоторые из них прошли с «Оренбургом» от самой второй лиги. Впрочем, откуда такой проблеме взяться — выход в Премьер-лигу-то был подготовлен. Без громких фраз о социальной значимости проекта.
А что есть у «Томи»?..