По старой памяти: кино в дореволюционном Томске
Так подумаешь: какая пропасть разделяет современные кинотеатры, с их 3D, 4D, 5D — и тот день, когда в конце XIX века томичи впервые увидели «живые движущиеся фотографии» — и ахнули, наверное, от восхищения перед человеческим гением...
Впрочем, про аханье — это только предположение, и видимо неверное, потому что на первые кинематографические сеансы недоверчивых сибиряков приходилось чуть ли не силой загонять. Опыты приобщения к миру синема были неудачными: людей на показы приходило мало и особого отклика в обществе они не получали. По-видимому, одним из первых таких сеансов был показ технической новинки 31 января 1897 года в театре Королева, о чем известила публику газета «Томский листок»:
Обратите внимание: это даже не самостоятельный показ, а некое дополнение к драме «Материнская любовь, или фальшивомонетчик»! С другой стороны, театр Королева — место, как говорится, «раскрученное», людей там обычно было много... Но не в этот раз.
Журналисты, травмированные этим непонятным пренебрежением к техническому прогрессу, в 1898 году взялись за дело всерьез и освещали очередную «кинематографическую инициативу» уже чуть ли не пошагово. Сначала — анонс:
«Синематограф в Томске.
Живая, движущаяся фотография, это знаменитое изобретение Люмьера, которому предстоит, без сомнения, блестящее будущее, демонстрировалось в Томске уже несколько раз. К сожалению, опыты эти были не из удачных, особенно последний опыт такого рода г. Вейзеля, недавно демонстрировавшего «синематограф» изобретения (?) знаменитого Эдиссона «по последней французской системе»... О таких случаях неудачного демонстрирования живой фотографии неумелыми предпринимателями нельзя не пожалеть, так как они отбивают охоту в публике к ознакомлению с такими интересными научными новинками, как синематограф Люмьера.
В настоящее время в Томск приехал некто г. С.А. Катин, предполагающий сделать несколько демонстраций синематографа Люмьера. Судя по многим имеющимся у г. Катина лестным отзывам от разных лиц и учреждений (как, например, от директора Тамбовского реального училища, ректоров Могилевской и Тамбовской семинарий, от советов старшин обществ и разных собраний некоторых городов Европейской России), аппарат, демонстрируемый г. Катиным, принадлежит к разряду наилучших и совершенных. Запас картин значительный.
Первое демонстрирование, предполагаемое в народной библиотеке в четверг, 4 июня, будет состоять из трех отделений по 10 картин в каждом. Во время демонстрации будет играть оркестр» (Сибирская жизнь. 1898. № 114).
Затем последовал ряд объявлений.
Ну а потом, как водится, итоги. Первоначально — весьма скромные...
«В синематографе».
«В помещении народной библиотеки 4 июня г. С.А. Катиным демонстрировался синематограф Люмьера. Несмотря на весь интерес этого аппарата, публики собралось посмотреть новинку очень мало и сбор был так незначителен, что вряд ли оправдались вечерние расходы. А очень жаль, так как аппарат, демонстрируемый г. Катиным, действительно работы Люмьера, каких до сих пор в Томске еще не было. Кроме того г. Катин, очевидно, добросовестный предприниматель, который для наилучшего выполнения программы не жалеет средств и делает все возможное. Вечер 4 июня для посетивших народную библиотеку был полон интереса: масса картин из русской и заграничной жизни, дающих полную иллюзию, и их разнообразие доставили публике весьма большое удовольствие, которое дополнялось еще оркестром музыки, исполнявшим во время демонстрирования соответствующие содержанию картин пьесы, чем относительно некоторых номеров программы иллюзия усиливалась еще более.
Мы уверены, что томская публика в следующий раз не преминет познакомиться с демонстрированием аппарата Люмьера, которое представляет одно из чудных изобретений нашего века.
Следующий сеанс будет там же, в бесплатной библиотеке, в воскресенье, 7 июня»
Газетные заметки 1890-х годов, полные сожаления о том, что публика не особо заинтересована в «живых фотографиях», особенно замечательно смотрятся по контрасту с публикациями начала XX века, когда томичи наконец-то почувствовали вкус настоящего кино. И тут уже звать на показы никого не приходилось. Более того — не знали, как вместить всех желающих! Вот свидетельство очевидца, который в 1908 году уже упрекал сибиряков в их любви к развлечениям:
«Синематограф и томские обыватели.
К сеансам синематографа обыватели Томска проявляют, можно сказать, страстный интерес. В настоящее время в Томске три «театра»: «Мефистофель», «Иллюзион» и «Метеор», где демонстрируются аппараты синематографа, и на каждом сеансе в этих театрах присутствует много зрителей, и в дни перемены картин помещения театров не в состоянии бывают вместить всех желающих, и часть их ютится на улице. Особенную сенсацию среди обывателей вызвало, благодаря широковещательным рекламам, прибытие театра «Мефистофель»: на первый и, особенно, на второй сеанс в этом театре (19 октября) собралась многосотенная толпа народа, которая, за невозможностью попасть в переполненное уже помещение театра, теснилась на улице, и по временам из средины толпы раздавались ругань, дикие крики и вопли полураздавленных любителей картинок» («Сибирская жизнь». 1908. № 227).
В 1910-х годах в Томске насчитывалось уже семь кинотеатров, и адреса их перечислялись в справочной книге Томска на 1911-1912 годы:
— «Заря», улица Набережная реки Ушайки,
— «Иллюзион», улица Магистратская, 2 (ныне Розы Люксембург),
— «Луч», переулок Ямской, 5 (ныне Нахановича),
— «Мефистофель», улица Магистратская,3,
— «Метеор», на Обрубе,
— «Фурор», улица Почтамтская, 20 (ныне Ленина),
— «Художественный театр», улица Почтамтская, 7.
Любопытный факт: в газетах объявления о показах в этих кинотеатрах публиковались не на первой, а исключительно на последней полосе. Первая была отдана театру — главному конкуренту кинематографа.
На последней же шла реклама всех томских кинотеатров:
К 1917 году, по данным исследователей, самыми популярными среди томичей были кинотеатры «Новый», «Глобус» и «Марс» (кстати сказать, это нынешний киноцентр «Киномир»).
Каким было оно, дореволюционное кино? Конечно, черно-белым и, конечно, — немым. В каждом кинотеатре проблему звука решали по-своему: где-то играл собственный оркестр, где-то обычный граммофон, а в кинотеатре «Фурор» — оркестр слепых. Сеанс шел около 40 минут, показывались иностранные ленты и российские, в первую очередь — развлекательные: уголовные драмы, боевики, любовные мелодрамы, а также исторические картины.
Вот так, от непонимания и пренебрежения до повального увлечения, складывалась судьба томского кинематографа до 1917 года.
Иллюстрации взяты из открытых интернет-источников.
Список литературы
-
Косых Е.Н. Кинематограф дореволюционного Томска (1908-октябрь 1917 гг.) // Из истории Томской области. Томск, 1988. С. 73-80.
-
www.km.ru/referats/7E126D6D3EE44EBF8874A43A9D7EDE75
-
Лебедев Н.А. Кинематограф в дореволюционной России (1896-1917)
-
Кинематограф в Томске
-
Майданюк Э. Кино в Томске. Первые шаги