22 ноября, пятница
-13°$ 100,68
Прочтений: 7513

Собачья работа (фото)

Собачья работа (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Вопрос, что делать с бездомными животными, и особенно с собаками, поднимался в Томске уже не раз. Зоозащитники предлагали властям разные варианты решения проблемы, в том числе строительство пункта передержки питомцев и их стерилизацию. Поначалу отловом собак занималось «Спецавтохозяйство», но о гуманности этой процедуры речь зачастую не шла. Наконец, в этом году муниципальный контракт на отлов и стерилизацию безнадзорных животных выиграло ООО «Верный друг». Ранее эта организация занималась кремацией животных, но позже решила поучаствовать в конкурсе и победила. Мы решили побывать у «Верного друга» в гостях и узнать, как эта фирма работает.

Гуманный отлов

Ранее утро. Район Авангарда, недалеко от Дворца народного творчества. Мы на детской площадке, рядом стоят небольшие магазинчики. В этом дворе живет стая собак — около десяти. Часть из них еще спит, остальные лениво вынюхивают что-нибудь съестное. Подъезжает машина, из которой выходят две женщины. Они открывают багажник авто: там лежат заготовленные сети, с усыпляющими и обездвиживающими средствами. Женщины осматриваются и, взяв в руки сухой корм, медленно подходят к животным, чтобы подкормить, а заодно войти в доверие. Но собаки близко не подходят.Около соседнего магазина валяется пустая подложка для еды. Видимо, кто-то из сердобольных продавцов подкармливает животных.

Наконец, женщины выбрали первую «жертву». Одна из собак, испугавшись внезапного внимания, забилась под лестницу магазина. Охотницы медленно направились к ней, окружив с двух сторон и стараясь не спугнуть трусишку. Ободряюще поглаживая собаку по голове, одна из женщин ловко поставила ей укол — препарат, который не усыпляет, а просто обездвиживает животное. Вскоре пес безвольно лежит на земле, тогда женщины аккуратно вытаскивают его из-под лестницы, завязывают морду тряпкой — чтобы не укусила невзначай и кладут в багажник.

Теперь очередь за остальными. Поймать их не так просто — животные с лаем убегают от преследователей, прячутся по углам и не дают к себе подойти. Для сотрудниц «Верного друга» такая ситуация не нова.

— Просто это нужно делать от души, с желанием, а не бегать и стрелять в животных. Если в собаку выстрелить снотворным, она на своем адреналине еще пять-десять километров пробежит. Где мы потом ее искать будем? — рассказывает о специфике своей профессии руководитель центра «Верный друг» Алена Можейко.

В арсенале Алены и ее коллеги не только сети и шприцы, но и большая клетка. Это специальная ловушка, которая сама закрывается, когда собака входит в нее, привлеченная запахом еды. Но завлечь туда животное не так легко — запах хоть и манит, а залезать в подозрительную конуру боязно. Тем не менее охотницы, побегав за собаками, решили прибегнуть к помощи своего хитрого приспособления. Стая уже успокоилась, и собаки по одной осторожно подходят к ловушке — внимательно ее обнюхивают, но внутрь зайти не торопятся. Спустя час все они мирно спят недалеко от клетки — уловка не сработала. В итоге с места мы уезжаем с одним псом в машине.

Ежедневно Алене и ее коллеге Ксении нужно отловить от шести до десяти животных. С апреля в пункт передержки попали уже больше тысячи собак.

Вердикт — жить собаке или нет, выносит кинолог, который приезжает в пункт передержки каждые две недели. Поскольку агрессивные собаки опасны для человека, для них есть все показания к усыплению.

— С этой собакой также будет работать кинолог и ветеринар — на вид она очень дружелюбная, спокойная. Не думаю, что будут показания к усыплению, — говорит Алена Можейко, кивая на лежащего позади нас пса.

Как уточнили в управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта мэрии, всего с апреля «Верный друг» отловил больше 1 105 собак, из них 43 усыпили по причине старости, болезни или инвалидности.

«Порой сидишь с ними и плачешь»

Ежедневный отлов собак заканчивается, когда в багажнике «жигулей» обездвиженными лежат более шести собак, рассказывает наша спутница. Затем их отвозят в пункт передержки под Томском. Там собак помещают в вольеры. Раз в неделю, обычно в воскресенье, в пункт передержки приезжает ветеринар и делает операции по стерилизации всем животным. Затем всех прооперированных осматривают, и уже через три дня с биркой на ухе они готовы вернуться в привычную среду обитания — как и предусмотрено контрактом с городом.

— Что такое среда обитания? Это улица, — говорит Алена. — Как правило, мы развозим собак туда, откуда их забрали. Если честно, иногда сидишь в вольере с ними и плачешь, не знаешь, как их отпустить: ей какой-то человек голову топором прорубил, и куда ее, на место обитания? Жалко же. Не виноваты они, что люди сами их когда-то на улицу и выкинули. Поэтому мы стараемся их пристраивать в добрые руки. Вообще, жить им у нас положено месяц, за это время надо успеть найти им новых хозяев. Ищем, как правило, через соцсети или по своим знакомым.

Мы хотели посетить пункт передержки собак, но это оказалось не так-то просто. Сначала мы попросились поприсутствовать на операции по стерилизации, но нам отказали.

— Врачи-ветеринары сказали «нет», поэтому я не могу вас пустить, — сказала Алена Можейко. — Мы можем только показать вам пункт передержки, когда в нем не проходят операции на животных.

Однако попасть в помещение пункта и посмотреть, в каких условиях содержатся бездомные животные, оказалось проблематично. С сотрудниками «Верного друга» мы договаривались несколько раз. Но те ссылались на занятость и неоднократно переносили встречи. В последнем нашем разговоре Алена ответила, что представители общественности достаточно часто посещают пункт, поэтому еще и перед СМИ они отчитываться не обязаны.

Цифры

Стерилизация и кастрация в рамках муниципального контракта стоят дешевле, чем в любой клинике. Стерилизация одной собаки обходится в 934 рубля, кастрация — в 530 рублей, говорит Алена Можейко. Эти цифры заложены в нормативе областного управления ветеринарии.

Всего по контакту сотрудники «Верного друга» должны отловить до конца года 1 600 животных, из них 1 280 должны попасть в пункт передержки, остальные 320 считаются погибшим при отлове. Как пояснили в управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта мэрии, с начала работы погибшими зарегистрированы уже 200 собак.

По словам представителя управления, нередко местные жители, не дожидаясь приезда «Верного друга», сами травят собак, либо животные погибают под колесами машины, но непосредственно при отлове животные погибают крайне редко. За свою работу, согласно двум контрактам (отлов и передержка, а также кастрация и стерилизация), компания получит из бюджета более 4,2 миллиона рублей до конца года.

— Средства на содержание животных также предусмотрены, два раза в неделю мы закупаем костный остаток или лапки, костный фарш и геркулес. За три-четыре дня у нас уходит по два мешка геркулеса, каждый по 40 килограммов и стоимостью около 600 рублей, — уточнила сотрудница «Верного друга».

***

Жители Томска могут оставить заявку на отлов бездомных собак по телефону 30-21-29, в будние дни с 08:00 до 19:00, в субботу с 09:00 до 17:00.

Смотрите также

Комментарии