22 ноября, пятница
-8°$ 100,68
Прочтений: 9238

Деревянная сказка (фото)

Деревянная сказка (фото)
Фото: Татьяна Порозова

В выходные в природном парке «Околица» в Зоркальцево проходил восьмой международный фестиваль-конкурс «Праздник топора». Всего на него поступило 105 заявок от участников из Томской области, разных регионов Сибири, а также из Казахстана, Белоруссии, Индонезии, Великобритании, Финляндии, Германии.

«Праздник топора-2015» встречал своих гостей километровой пробкой, которую было видно еще на подъезде к месту торжества. Многие оставляли машины на кольце и шли пешком. Несмотря на то, что от кольца многим пришлось идти почти два километра (и это только в одну сторону!) по не самой ровной дороге, зрителей было немало. Самые быстрые же успели заехать в поселок и занять все парковочные места.

В этом году темой фестиваля были сказки, поэтому многие скульптуры были понятны даже детям. Гуляя по плотно протоптанным тропинкам, можно было встретить и деревянные цветы, и замысловатых зверюшек, и даже пиратский корабль.

— Я участвую в «Празднике топора» уже третий год, — рассказывает между делом Александр Васильев из поселка Самусь. — Началось с того, что в один прекрасный момент ко мне приехали и сказали: «Вы же плотник? Приходите на фестиваль». И вот в середине этой недели, как и три года назад, я собирался сюда без малейшего представления о том, что буду делать. Идея пришла сама собой, когда стали с мужиками в автобусе обсуждать, кто что будет делать. И вот сделалось — «Лукоморье». Тут и кот, и цепь, и русалка на ветвях.

Среди участников были преимущественно мужчины. Многие приехали вместе со своими командами — семьями. Поэтому многие скульптуры можно называть семейной работой, потому что поддержка шла не только на духовном уровне, но и на рабочем. В этом году на фестивале была и изюминка — плотник-женщина.

— «Коса, русская краса» — так называется моя работа. Она олицетворяет женскую силу, которая растет как дерево, из земли, — рассказывает о своей работе Дарья Лисицына из Пензы. — Это символ женщины, хозяйки дома, матери и кормилицы. Коса к тому же — символ женщин во всех русских сказках. Вообще, мне не хотелось делать какого-то конкретного персонажа, знаковый и символичный образ, который бы выделялся на фоне других работ и имел особый смысл. Поэтому у меня вышло вот такое абстрактное «чудо».

По словам Дарьи, на таком фестивале плотников она в первый раз.

— В нашей мастерской женщины-плотники не такая редкость, как у вас. После первого дня работы я уже привыкла к тому, что все спрашивают меня: а зачем вы здесь? Очень надеюсь, что в следующем году будет отдельная номинация для женщин, чтобы битва была интереснее и честнее, — говорит участница.

В «Околице» все три фестивальных дня яблоку было негде упасть — у каждого «экспоната» формировалась живая очередь, отстояв в которой добрых пять-десять минут, можно было попытаться сделать персональное фото с мастером и его творением. Но многие бросали эту затею и со словами «сделай просто на фоне, лишних обрежу» принимались за фотосессии.

Среди скульптур были и такие, которые приходилось расшифровывать. От таких творений авторы не отходили и поясняли каждому желающему смысл и идею своего произведения.

— Наше коллективное творение называется «Эпос», потому что здесь идет переплетение исторических линий. Идею начали обсуждать, когда увидели сам материал. Нам сразу понравился этот корень. Как-то единогласно решили, что будем делать из него дракона. Многие мелкие детали придумывались на ходу, менялись в процессе. В процессе завершения работы над «картиной» мы решили добавить огня, поэтому здесь у нас вышла своеобразная «солянка», — делится участник фестиваля из Барнаула.

Несмотря на не самое жаркое время проведения, «Праздник топора-2015» собрал много любопытных. Отовсюду можно было увидеть вспышки фотокамер. Многие, не стесняясь, пробирались через ограждения и задавали волнующие их вопросы участникам фестиваля.

Кроме работ плотников, все желающие могли отведать разные национальные блюда и лакомства. Со всех сторон пахло жаренной кукурузой, картофельными чипсами, яблочками в карамели и шашлыком. Для всех замерзших были открыты окна двух кофейных точек, очередь у которых собиралась минимум из 10-15 человек каждые 20 минут. Так же работал продовольственный рынок, где продавались не только продукты питания, но и кухонная утварь и игрушки ручной работы. Особенно это место понравилось детям, именно оно завоевало их внимание и вызывало недетские пробки на пути всех пришедших.

Для тех, кто уже ознакомился со всеми деревянными экспонатами, нашлось место возле концертной сцены. Можно было не только послушать джаз, который с самого входа зазывал к себе людей приятной и узнаваемой мелодией международного ансамбля Los Crocodilos и кантри-блюз-джаз-шоу от братьев Мелтона Мустафа и Джесси Джонс, но и насладиться номерами танцевальных ансамблей после него.

Единственный минус, который заметили сами организаторы (и пообещали устранить к следующему году), — нехватка парковочных мест и трудности с транспортировкой в целом. Как и в прошлом году, желающих побывать на фестивале было больше, чем предполагалось. Именно из-за этого «больше» не справлялись с потоком людей ни парковки, ни «пазики», которые перевозили толпы людей от места празднования в город каждые 20 минут.

«Праздник топора» ежегодно сближает не только семьи, которые едут посмотреть на работы мастеров и провести выходных вместе, но и самих плотников. Для них это — уникальная площадка, на которой можно не только поговорить о жизни, но и поделиться мастерством и перенять что-то новое для себя.

— Мне захотелось объединить с одной стороны литературу, а с другой — что-то узнаваемое, но подходящее под тематику праздника, — говорит Сергей Мозговой, участник сборной Алтайского края. — Дон-Кихот воевал с мельницами. А мой Дон-Кихот их строит. Если привязывать к нынешней жизни — все только и могут, что воевать и разрушать, лишь единицы способны созидать и строить. Все мы, скульпторы, в душе Дон-Кихоты, которые создают добро в своих работах. Поэтому это мой своеобразный посыл всем нам.

Второй мой герой — Санчо Панса. Он в оригинале истории является оруженосцем Дон-Кихота. У меня же он стоит с верным оружием — пилой «Дружбой-2». И не для того она у него, чтобы пилить, а чтобы строить дружбу, потому что это — самое важное, что есть у нас всех. Это символ дружбы не только между этими двумя литературными героями, но и между нами, плотниками. «Праздник топора» всех нас сближает. Надеюсь, что на этой пиле к концу фестиваля удастся собрать автографы и инициалы всех наших мастеров.

Смотрите также

Комментарии