Пелагею привели в Томск новые «Тропы»
На сцене университетского концертного зала выступила знаменитая арт-фолк певица Пелагея. Главное, вне всяких сомнений, музыкальное дарование (и достояние) Новосибирска, несмотря на вполне очевидную географическую близость, побывала в нашем городе впервые. Привезла всю группу (гитара, бас, баян и барабаны) и большую программу. Концерт занял около двух часов, внутри него даже случился антракт (явление для поп- и рок-концертов, прямо скажем, не характерное).
Пелагея:
— Мы очень хотели посетить Томск. Наша группа зародилась в соседнем городе, но ни в одном из сибирских туров у нас не получалось приехать в Томск . Но мы много слышали о ваших вузах, архитектуре, вашей интеллигенции... Когда ехали по Томску, на нас очень сильное впечатление произвели огромное количество молодежи на улицах, ваши старинные дома, бешеное количество гудящих свадебных кортежей и... полный зал. Думаю, это вполне объяснимо. Все мы — сибиряки и, выходит, друг другу — родня.
Сказать, что Пелагею в Томске ждали — ничего не сказать. Аншлаг был по нынешним непростым временам просто удивительный. При не самой маленькой стоимости билетов — от 600 до 1000 рублей, концертный зал ТГУ был заполнен полностью. Пелагею принимали очень тепло, а всю финальную песню зал прослушал стоя, аплодируя и пританцовывая. Само же выступление ожиданий совершенно не обмануло.
Программа оказалась очень насыщенной. Были не только хорошо знакомые и проверенные хиты из радио-ротаций и позапрошлогоднего альбома «Девушкины песни», но и много новых вещей со второго альбома «Тропы». Сам альбом ещё находится в завершающей стадии обработки, поэтому желающим пополнить им свою домашнюю коллекцию пришлось довольствоваться новым синглом из трёх песен, который (наряду с концертным DVD «Сибирский драйв») можно было приобрести непосредственно в фойе центра культуры ТГУ.
Феномен Пелагеи не в фолк-роке как таковом (народных песнях в сочетании с современными аранжировками). Это, как известно, не новость. Но почему именно эта сибирская жемчужина звучит так свежо, ново, нестандартно?
Во-первых, конечно, голос. Этот совершенно потрясающий вокал уж точно не спутаешь ни с кем. Собственно, по этому поводу много чего было сказано («юное открытие», «украшение кремлёвских концертов» и т.п.). Причём, что характерно, речь не идёт о специальных занятиях вокалом — Пелагея училась на аутентичных образцах:
— Я нигде не занималась, просто слушала много замечательных певиц. Одна из них стала моей виртуальной учительницей, ее звали Ольга Сергеева. К сожалению, нам не удалось с ней познакомиться, так как ее уже нет. Старенькая бабушка из Псковской губернии, она была собирательницей и исполнительницей фольклора. Добрые люди ездили в фольклорные экспедиции и записывали песни в ее исполнении. А пела она с душой и голос ее лился, как родник. Я вам настоятельно советую найти в интернете эти песни, послушать их самим и познакомить с ними своих детей, потому что настоящее искусство должно прививаться с детства.
Но ещё одна важная вещь в феномене Пелагеи — музыкальное новаторство. Смелое смешение всего и вся, настоящий постмодернистский подход к такой консервативной вещи, как фольклор. Этника, джаз, рок, классика, романс, электроника — всеми элементами удачно пользуется Пелагея, и все они блестят, как янтарики в её ожерелье. «Позарастали стёжки-дорожки» становится космически-грустным трип-хопом, плавно переходящим в «Каста Диву» из оперы «Норма» Беллини. «Когда мы были на войне» и «Казак» оборачиваются настоящими «казачьими рок-н-роллами» с недюжинным (причём, вполне форматно-мейнстримным) хитовым потенциалом.
Пелагея:
— На первый взгляд, это соединение не соединяемого и не соединимого. Мы назвали это арт-фолк, где фолк — основная составляющая материала, над которым мы работаем, а арт – наше креативное осмысление фольклора. То есть мы берем народную песню и переделываем ее так, как нам хочется. Но не на уровне прихоти — мы руководствуемся какими-то эмоциями, которые у нас вызывает та или иная песня, и дополняем русские народные песни такими же народными песнями других стран, либо цитатами из классики рок-н-ролла или цитатами из мировой классики. Что же касается наших собственных песен, то мы не пытаемся писать каких-то псевдонародных композиций, потому что не видим в этом смысла: есть огромное количество уже написанного за несколько веков до нас. Но в своих сочинениях мы можем сделать какие-то отсылы к фольклору, использовать образы, которые нам напоминают, что наши предки имели великую культуру. То есть наши авторские песни — это творчество нескольких людей, когда-то полюбивших русский фольклор.
Был на концерте и былинный такой инструментал про реку Дон, исполненный на баяне штатным баянистом и клавишником коллектива Антоном Ципкиным. Были и корневые фолк-песни – и из репертуара упомянутой Ольги Сергеевой, и – экспромтом, когда вдруг порвалась струна у гитариста и возникла необходимость срочно чем-то заполнить паузу – песня на украинском.
Особый разговор — о «Нюркиной Песне» Янки Дягилевой. По мне — это по-настоящему вторая жизнь гениальной песни и, кроме того, безусловная дань уважения певицы — своей легендарной землячке.
Пелагея:
— Песня, которая для нас открыла радийные эфиры — это «Нюркина песня» Янки Дягилевой, на мой взгляд, одного из самых интересных поэтов-современников. С тех пор это произведение стало самым исполняемым на рок-фестивалях, в которых мы принимали участие.
Новый альбом «Тропы» должен увидеть свет в этом году, и большинство песен с него прозвучало на концерте. Альбом вновь состоит как из авторских вещей Пелагеи и её группы, так и новых прочтений сокровищ неисчерпаемой кладовой аутентичного фольклора. Название альбома Пелагея объяснила так:
— Каждый идёт своей дорогой, своей тропой. Каждый из нас проживает свою жизнь по-разному. Кто-то бежит бездумно, совершенно не обращая внимания на окружающий мир, близких людей, кто-то, наоборот, очень осторожничает, останавливается на каждом углу, что тоже не очень хорошо. А кому-то удается легко пройти по этой дороге, оставаясь внимательным ко всему, что тебя окружает. И потом отношения между людьми — это те же тропы, которые иногда пересекаются, иногда расходятся в разные стороны. Вот обо всём об этом наш альбом, о жизни...