23 ноября, суббота
-15°$ 102,58
Прочтений: 2520

Семь «Масок» на один ТЮЗ

Народный артист РФ Александр Галибин с "тюзовцами"
Народный артист РФ Александр Галибин с "тюзовцами"
Фото: Владимир Бобрецов

Сидоров, как всегда, пел. Кузичкин в образе Арлекина читал монолог о театре. Кресс жалел, что вышел на сцену не в болотных сапогах с литовкою (косою) в руках. Галибин признавался в любви сибирякам. Ильиных целовал Бунакову. Три девицы, среди которых оказался клон Верки Сердючки, рассказывали чудный сон о «Маске». Церемония награждения, состоявшаяся на сцене областного театра драмы, поставила яркую шоу-точку в IX областном фестивале профессиональных театров, который длился с 25 по 31 мая.

Самыми счастливыми в последний день «Маски» были тюзовцы. Еще ни разу ни одному театру не удавалось собрать такой богатый урожай наград – семь «Масок», плюс Гран-При - однокомнатная квартира от губернатора, плюс радиосистема от спонсора феста.

Результат, с одной стороны, неожиданный, а с другой – закономерный. Успех пришел в театр, где есть концепция развития, и эта концепция не декларируется, а воплощается с каждой постановкой, где не боятся идти на риск, где живет творчество, есть сплоченная команда и грамотный менеджмент.

И «Дракон», признанный лучшим спектаклем и принесший премии Евгению Лавренчуку за режиссуру, Александру Виниченко за роль второго плана, Игорю Савиных и Владимиру Бутакову как дебютантам, и «Музыка ночью», подарившая две награды ее исполнительницам – Ольге Рябовой за главную роль и Марине Филоненко за роль второго плана, с первого же показа оказались в числе лучших премьер сезона. Компетентное жюри подтвердило, что зритель прав в своих эмоциональных оценках.

Праздник пришел и на улицу театра кукол и актера «Скоморох», которые в прошлую, восьмую маску, остались без наград. На этот раз среди трофеев театра – «Маска» за лучший спектакль для детей. Его принесла цирковая «Муха – Цокотуха». И «Маска» за сценографию к спектаклю «Щелкунчик», премия уедет в Санкт-Петербург к художнику Александру Алексееву.

Евгений Казаков дал повод гордиться сразу двум театром – премию за главную мужскую роль он получил за спектакль «Не боюсь Вирджинии Вулф», идущий на подмостках Томской драмы, но он актер – Северского театра для детей и юношества.

Специальные премии жюри достались театру актеров, кукол и теней «Этнос», режиссеру школы-студии-театра «Индиго» Александру Постникову, актеру нового театрального товарищества Артему Банникову, Алевтине Буханченко, художественному руководителю камерного драматического театра.

Трем театрам из Северска ничего не досталось, если не считать диплом участника Северскому музыкальному театру за «Поцелуй Чаниты» и диплом директору Северского театра для детей Александре Южаковой от томского Союза театральных деятелей.

Возрожденная два года назад «Маска», (напомним, она родилась из любви зрителей к театру, а точнее благодаря идее журналиста Нины Маскиной) в этом году поставила несколько рекордов.

Впервые жюри возглавил человек, который популярен и у зрителей как актер, и в среде профессионалов как режиссер. Под предводительством народного артиста России Александра Галибина шесть судей решили не следовать правилу: всем сестрам по серьгам, а давать награды тем, кто заслужил. Разнородное по профессиональному составу (и режиссеры, и критики, и чиновники, теоретики и практики театрального дела), и по месту проживания (Москва, Пермь, Магнитогорск, Томск), оно придерживалось эстетических принципов, а не соображений политической конъюнктуры.

Еще одно достижение – географическое. Девятая «Маска» впервые расширила свои границы: сначала вторглась на музейную территорию с выставкой «Театральный натюрморт» в областном художественном музее, а затем устроила выезд на родину Иннокентия Смоктуновского в деревню Татьяновка Шегарского района, что лежит в ста километрах от Томска.
Фестиваль изменился и структурно: кроме основной конкурсной программы, зрители и жюри посмотрели спектакли в off-программе.

Кроме того, областной фестиваль организовал свою газета. И это тоже отличие нынешней «Маски».
На заключительной пресс-конференции все члены жюри признали, что театры в Томске живые, в них идут живые процессы, есть проблемы, и их надо решать, и есть, кому решать – томское отделение Союза театральных деятелей и областной департамент по культуре заинтересованы в решении проблем. Говорили и о том, что ни в коем случае нельзя отказываться от фестиваля. «Маска» очень нужна томскому зрителю», - подвел черту председатель жюри Александр Галибин.

Смотрите также