Куда Макаров телят не гонял
Срок аренды муниципального имущественного комплекса Городского сада заканчивается в 2026 году, а срок экс-мэра, который заключал этот договор, в 2019-м. Александр Макаров еще может выйти на свободу условно-досрочно, а вот досрочно вернуть Городской сад обратно у нынешней мэрии пока не получается.
По наличию или отсутствию телят в главном сквере населенного пункта всегда можно судить о состоянии дел в российской глубинке. Если «ты видишь, как мирно пасутся коровы», — дела дрянь: где-то повален забор или сломана калитка-вертушка, а местная власть, соответственно, спит и видит сны.
В этом смысле Томск не безнадежен. Телята в главном Городском саду отсутствуют, зато в большом количестве присутствуют разномастные аттракционы, киоски, кафе, мангалы и прочие атрибуты культурного и массового отдыха граждан.
Даже сайт Городского сада с гордостью сообщает, что в праздничные и выходные дни через его ограду проходит не крупнорогатый скот, а восемь тысяч томичей и гостей города. Даже если каждый из них оставляет в Городском саду по 100 рублей (очень заниженная оценка, правда?), то суточный оборот «огорода» наверняка подбирается к миллиону рублей. Тем более удивительно, что годовой отчет за 2013 год ОАО «Городской сад» фиксирует ничтожную балансовую прибыль в 452 тысячи рублей, а валовую выручку меньше 49 миллионов в год.
Между тем акционеры Городского сада занимаются вполне прибыльными видами деятельности: сдают в субаренду уникальные муниципальные площади и имущество, предоставляет коммунальные услуги этим же субарендаторам и пр.
Более того, отчет двухгодичной давности (свежее просто еще нет) сетует на то, что «по итогам последних трех лет предприятие получило прибыль…, которая направляется исключительно на погашение убытков прошлых лет и формирование резервного фонда».
Складывается ощущение, что нынешние арендаторы муниципального имущества это не хорошо известные в Томске бизнесмены Шамиль Ильясов и Сергей Плевков, а скромные меценаты и благотворители, которые себе в убыток, отказываясь от дивидендов, обеспечивают нам досуг, достойный умного города. Тут концы с концами определенно не вяжутся, и без экскурса в историю Городского сада не обойтись.
Стоит признать, что место это в центре Томска — нехорошее. Как и почему в верхней Елани губернского города постоянно случаются то обрушение куполов почти построенного кафедрального собора, то пожар в театре Королева (не сохранился за зданием нынешнего ТУСУРа), то черносотенный погром в здании железнодорожного управления (ТУСУР сохранил), пусть экстрасенсы ведут расследование.
От себя скажем, что «ямщицкая столица», как именовали Томск, сильно переживала в конце позапрошлого века отсутствие рекреационной зоны внутри городской черты. Болото на этом месте, как водится, было, а сада не было. Примерно в это же время в Томск прибыл Порфирий Никитич Крылов, создатель Ботанического сада ТГУ, за заслуги перед сибирской флорой, садоводством и ландшафтным дизайном позднее избранный профессором Томского императорского университета.
Городские власти умоляли его помочь в устроении городского сада, но руки до него у основателя Университетской рощи дошли существенно позже. Не горел Порфирий Никитич этой работой, хотя ели, высаженные великим подвижником, еще стоят в Городском саду вблизи вырытого по его же проекту подковообразного водоема.
Говорят, что Крылова чуть ли не заставили заняться Городским садом, планируя прибытие в Томск цесаревича, которому из окон губернаторской резиденции и взглянуть-то тогда было не на что. Порфирий Никитич скрепя сердце согласился, лично контролировал как возят на болото землю, садят ели… Уже нынешние дендрологи утверждают, что состояние этих елей, да и других деревьев в Городском саду таково, что сравнимо разве что с беспризорной пока Михайловской рощей.
Начало ХХ века — золотое время Городского сада. Братья Бромлей, вместе с первым в Томске водопроводом, строят здесь невиданный в Сибирских Афинах фонтан. Фактически за свои, поскольку сметная стоимость фонтана составляла три тысячи царских рублей, а городская управа выделила всего 500.
С теплотой вспоминают старожилы и послевоенное время в Городском саду, а вот в новой России Городскому саду не везло, хоть тресни. Избранный в 1996 году мэром Александр Макаров сразу не поладил с тогдашним директором Городского сада Владимиром Ковешниковым и сделал все, чтобы тот из Городского сада ушел.
Собственно дальше и начинается история нынешнего ОАО «Городской сад», которое было создано в апреле 2001 года, а уже через месяц, в мае, заключает с мэрией договор аренды № Б-1-17 сроком на 25 лет. Такой длительный срок аренды Макаров объяснял тогда необходимостью серьезной инвестиционной работы с имущественным комплексом Городского сада.
Половина обозначенного 25-летнего срока аренды минула, а символом инвестиционной работы в стиле Макарова стал, по иронии судьбы, деревянный мини-острог в центре Горсада. Налоги и другие платежи в бюджеты разных уровней в 2013 году составили чуть больше четырех миллионов рублей, капремонт, благоустройство и ледовый городок обошлись в сумму чуть больше пяти миллионов рублей.
Собственник-город за сдачу в аренду своего ценнейшего участка земли размером в 5,5 гектара получил в свой бюджет в 2014 году скромную сумму в 703 тысячи 335 рублей 68 копеек. А за аренду использованного муниципального имущества и того меньше — 211 тысяч 546 рублей 68 копеек. То есть арендаторы отдали городу свою однодневную выручку в хороший летний день.
Исключительно для сравнения замечу, что 350 наружных рекламных конструкций, занимающих в общей сложности около 0,2 гектара муниципальной земли, дали городскому бюджету в прошлом году больше 65 миллионов рублей. Мне одному кажется, что муниципальное имущество и земля Городского сада один день в году работает для Томска и томичей, а 364 дня — «на дядю»?
Может быть, такая «щедрость» арендаторов Горсада искупается мощными инвестиционными проектами: новыми аттракционами, качелями-каруселями? Какие-то новые механизмы развлечений в Городском саду, действительно, появляются, но частью муниципального имущественного комплекса, к сожалению, не становятся. Они являются собственностью сторонних юридических и физических лиц и по истечении срока аренды могут быть легко демонтированы и вывезены. Мне одному кажется, что сделка, заключенная 15 лет назад, мягко говоря, не очень выгодна Томску и томичам?
Комментарии арендаторов Городского сада получить не удалось. Директор Александр Сушко был занят снегоуборкой и сказал, что «мэр лучше знает, к нему и обращайтесь». Один из двух акционеров ОАО «Городской сад» Шамиль Ильясов, найденный в «Фэйсбуке», сообщил, что будет в Томске во второй декаде апреля и готов пообщаться лично, а в Интернете не склонен.
Исходя из причудливых хозяйственно-экономических показателей работы муниципального имущественного комплекса Горсада, мэр Иван Кляйн дал задание изучить возможность расторжения договора аренды с ОАО «Городской сад».
Тут и выяснилась любопытная подробность. Договор можно расторгнуть досрочно только по соглашению сторон. И как раз вторая сторона, акционеры ОАО «Городской сад», которые никаких дивидендов, судя по отчету, не получают, расторгать этот кабальный для себя договор не хотят. И готовы терпеть и «гасить убытки прошлых лет» вплоть до 2026 года.
Поэтому, когда сегодня мои виртуальные друзья начинают рассказывать, как хорошо было при позапрошлом мэре, я советую им прогуляться по дорожкам Городского сада в 2019 году, когда Макаров точно вернется оттуда, куда не гонял телят.