22 ноября, пятница
-12°$ 100,68

«Мертвые тоже люди»

«Мертвые тоже люди»
Фото: Артем Мишенин

Логика жизни состоит в том, что фронтов без трупов не бывает. Если уж сказано «фронт», значит, жди — будут и трупы. Наша история, казалось бы, рушит эту логику: в ней фронт («Народный фронт») выступает в защиту чести и достоинства людей, ушедших из жизни, а также их близких.

Портал «В Томске» уже рассказывал о ситуации, сложившейся со специализированной бригадой № 50, которая на протяжении почти двух десятилетий занималась транспортировкой трупов в морг. Кто хоть раз сталкивался с кончиной близких, знает, насколько деликатна эта проблема. Она касается достоинства усопшего, чувств близких людей. И бригада, работавшая сначала в составе скорой помощи, а потом муниципального «Комбината спецобслуживания» справлялась с этим отлично.

Согласно 25-й статье ФЗ о погребении и похоронном деле, «организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления». И в этом отношении к мэрии никаких претензий не возникало.

Но вот ряд обстоятельств — конкуренция с частным сектором, а также реорганизация, плюс обозначившиеся затруднения с бюджетом, а с ними и образовавшаяся задолженность за выполненную работу — ставят бригаду перед фактом ликвидации. Если говорить о юридической стороне дела, то срок трудового договора с бригадой истекает сегодня, 31 марта.

С 2013 году, как только обозначилась перспектива возможной ликвидации 50-й бригады, ее работники стали бить во все колокола: писать письма в мэрию, в гордуму, обращались за поддержкой в «Единую Россию». Все тщетно. При этом никто не говорил, что мы, мол, вас ликвидируем. Наоборот, заммэра Владимир Хан, неоднократно отвечал: все под контролем, проблема решается.

Но поскольку внятного ответа властей так и не получено, а фактически дело идет к ликвидации бригады № 50, ее члены решили обратиться к «Народному фронту» как последней инстанции, возглавляемой президентом РФ — гарантом Конституции.

Откликнувшись на призыв, фронтовики 24 марта собрали рабочую группу, в которой приняли участие Елена Гарус, директор МКУ «Служба городских кладбищ», Евгений Варфоломеев, и.о. директора УМП «Комбинат спецобслуживания по организации похорон», Юрий Исаев, депутат гордумы, Чингис Чиринжапов, эксперт, а также представители бригады. Вел заседание руководитель рабочей группы Андрей Филиппов. Приглашен был и заммэра Владимир Хан. Но он, сославшись на участие в другом совещании, не приехал. А вот почему не послал никого вместо себя, осталось непонятным.

В силу того, что оппонирующая сторона, которая могла бы высказать свои аргументы, отсутствовала, то и заседание рабочей группы превратилось в мероприятие, на котором была заслушана только сторона, чьи интересы были ущемлены. И члены рабочей группы выразили ей явное сочувствие.

Вот некоторые тезисы и соображения, прозвучавшие на этом заседании.

В свете складывающейся ситуации, кто будет осуществлять транспортировку трупов — либо частник, либо унитарное предприятие КСО? Поскольку в городе денег нет, то мэрия, видимо, склоняется к тому, что этим должен заниматься частник. Но решение коммерциализировать даже специализированную службу — лоббистское, идет от частного бизнеса, и оно явно направлено на уничтожение КСО. Если в других регионах подобные муниципальные предприятия сохранены, то у нас дело идет к разрушению.

Участники заседания напомнили, что попытки внести изменения в законодательство с целью узаконить частное предпринимательство в похоронное дело ранее предпринимались неоднократно. Но все они оказались безуспешными, поскольку это «социалка чистой воды». И в данном случае, согласились все участники встречи, 50-ю бригаду нельзя отдавать в частные руки. Если 50-я уйдет, то пострадает народ, население. Криминализация похоронного дела, и без того имеющая место быть (говорилось даже о наличии преступных группировок в похоронном бизнесе), только усилится.

Кстати сказать, в находящемся в Госдуме РФ проекте нового закона о погребении транспортировка в морг включена в гарантированный перечень ритуальных услуг, как это, собственно, в Томске и делалось до недавнего времени. И с принятием этой нормы Томску все равно придется вернуться к старой практике.

А что происходит сейчас? Вот как моделирует ситуацию один из участников встречи. Да, у всех частников, а не только у КСО, есть такая бригада. Но что она даст? После сообщения о смерти в дом приходит участковый. Он осмотрелся: ага, дом хороший, в квартире все есть. Вызывает частника. Другой случай. Он приходит, а там — вши. Он кого вызывает? Бригаду КСО.

И это конкуренция? И это честный бизнес?

Кстати, о конкуренции. На заседании развеяли иллюзию о том, что монополия — это однозначно плохо, а конкуренция — однозначно хорошо. Сужающийся рынок при наличии нескольких операторов на погребальном рынке объективно заставляет этих операторов повышать цену за свои услуги.

Включение частника в транспортировку не гарантирует и многое из того, что должно быть гарантировано. Например, санитарно-гигиеническое нормы. Специализированные машины, сделанные из особых материалов, есть только у КСО. Это и понятно: машины дорогие, их можно купить только на бюджетные деньги. А срок окупаемости этих машин для частника просто выходит за пределы обозримого горизонта. Поэтому, как прозвучало на заседании рабочей группы, должный уровень санитарии на машинах, для перевозки трупов не предназначенных, не обеспечивается.

Не обеспечиваются и нормы охраны труда. В бригадах КСО работают по три человека, а у частников — по два. Груз иногда бывает настолько тяжел, что речь идет не только о том, что его вес выходит за нормативы, определенные для одного человека (в данном случае санитара), но и о том, что это ущемляет достоинство покойного. Бывает, что труп просто волокут по земле, что приходилось наблюдать некоторым участникам заседания. «Но мертвые, — сказал один из них, — это тоже люди».

Информацию о благосостоянии семьи усопшего сливают не только полицейские, но и работники больниц, в стенах которых наступила смерть. И такое происходит только от того, что четко не регламентирована процедура оформления акта смерти.

Альтернативный вариант сохранения бригады — вернуть ее, как когда-то уже было, в состав скорой помощи с соответствующим финансированием уже из областного бюджета. Это, мол, исключит все возможные криминальные и финансовые сюжеты начисто. Но вряд ли в нынешних финансовых условиях кто-то захочет брать на себя дополнительные обязательства.

«Сегодня, — сказал один из участников встречи, — предпринимателям хочется взяться за все, и похоронное дело кажется таким привлекательным. Выиграют конкурс, а потом, узнав на практике, что это такое, начинают выкручивать руки мэрии. Зачем мэрия хочет получить такой геморрой, не знаю. Это будет удар по власти. Ведь, если труп будет валяться на улице, никто не скажет, что это частник виноват, который не приехал и не забрал труп. Виновата будет власть, губернатор, мэр».

Сложилась парадоксальная ситуация. Фронт, чьим лидером является Путин, помогает в разрешении проблемы, которая сложилась в результате, в частности, и известных майских указов того же Путина. Указов, которые потребовали мобилизации средств, которых реально не хватало ни на уровне федерации, ни на уровне регионов. Десятки регионов находятся в предбанкротном состоянии. Вот и получается, что для исполнения бюджетов и реализации социальных программ, в том числе майских указов, пришлось что-то урезать, где-то «скрести по сусекам». Многие программы пришлось сокращать. Дошло до того, что урезали деньги даже на выплату оставшихся в живых 80 Героев Советского Союза. Вот в такой переплет и попала 50-я бригада.

Выход властям видится простой: все решит рынок, все решит частник. Но, как показывает практика, рынок легко может решить проблему насыщения пивом. Но и только. А вот сделать государство истинно социальным, как это записано в Конституции, сам по себе рынок не может.

В письме в адрес «Народного фронта» члены бригады 50-й пишут: «Сократив бригаду в Томске, власти создадут хаос, оставив народ один на один с частными похоронными агентствами». И действительно, нужен ли такой геморрой власти?

Смотрите также

Комментарии