«Мы не делим детей на своих и приемных»
Семья из Томска о личном опыте опекунства, социальной ответственности и своем подходе к воспитанию детей
У каждой семьи есть свои традиции, которые помогают поддерживать тепло в отношениях и делают ее сплоченной и крепкой. Для Купрессовых-Файт это участие в различных мероприятиях. В этом году они стали финалистами областного фестиваля замещающих семей «Подарим тепло детям» в номинации «Моя семья — семья добрых дел». Фестиваль, который в этом году в восьмой раз провел облдепартамент по вопросам семьи и детей, помогает замещающим семьям поделиться лучшим опытом воспитания детей.
История усыновления, как и мотив, почему люди берут приемных детей в семью, у каждого своя. Кто-то предпочитает сначала все обдумать, дает себе время, долго присматривается к детям. А бывает, что такое решение приходит неожиданно, так было у Купрессовых-Файт.
— Мы с супругом оба из многодетных семей, но о приемных детях никогда не задумывались. У мужа есть дети от первого брака, двое взрослых дочерей, и у меня тоже двое — сын и дочь, а также общий сын. Взять к себе Киру и Леру мы решили внезапно. Два года назад не стало подруги, мамы девочек. Я поехала помогать с организацией похорон и вернулась оттуда с детьми. Позвонила мужу перед тем как вызвать такси, сказала, что забираю их. Он сразу согласился, сказал, что такие мысли у него тоже были, — вспоминает Ульяна Купрессова.
В тот момент страшнее всего было представить, что Киру и Леру заберут в детский дом. В 2015 году, когда они потеряли отца, Кира три месяца не разговаривала. А теперь, когда не стало еще и мамы, оставить их один на один с бедой было просто невозможно. Купрессовы-Файт медлить не стали. Проконсультировались с юристами и в опеке.
— Нам сказали, что, поскольку ситуация экстренная, забрать детей можно сразу под временную предварительную опеку, чтобы в дальнейшем оформить постоянную опеку над ними. Когда мы пришли в отдел опеки и попечительства, мы вообще ничего не знали. Форму устройства нам помогли выбрать уже специалисты отдела, — рассказывают супруги.
В семью Кира и маленькая Валерия влились достаточно быстро.
— В адаптации нам помогла старшая дочь Валерия. Они с Кирой ровесницы, у них разница в возрасте всего около года. Они и раньше общались, а после этого еще больше сдружились. В то время у Валерии был перелом ноги, и она передвигалась с помощью коляски. Мы сделали старшим девочкам отдельную комнату. Но маленькая Лера всегда тянулась к ним, и они все время проводили втроем, — вспоминает Ульяна Купрессова.
В первый год, признаются родители, было непросто. Оформление документов, тяжелая болезнь бабушки детей, новые обязанности, все это происходило одновременно. Тем не менее, следуя принятому решению, они выполнили все необходимые для опекунов условия одно за другим, в том числе прошли обучение в школе приемных родителей. Это первый шаг для тех, кто хочет принять детей в семью.
— Школой приемных родителей называют специальные курсы для тех, кто хочет принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, — поясняет руководитель школы приемных родителей томского Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток» Татьяна Катенева, которая уже больше семи лет ведет в ней занятия.
Двери в школу приемных родителей открыты для всех желающих, даже если человек еще только думает о том, чтобы стать усыновителем или приемным родителем. Курсы бесплатные. Есть специальные модули для кровных родственников и для тех, кто готов принять детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов (нескольких братьев и сестер из одной семьи), подростков.
— Есть множество мифов о детях-сиротах и о приемных семьях, которые мы разбираем на занятиях. Например, многие думают, что принять ребенка может только полная семья, а одной маме детей не дадут. Это не так, это могут сделать как супруги, так и соло-родители. Хотя, конечно, если речь идет об устройстве нескольких детей, предпочтение отдается полной семье. И таких моментов множество, — рассказывает Татьяна Катенева.
Она также добавила, что обучение в школе — это не набор универсальных рецептов, а скорее анализ собственных ресурсов, сильных и слабых сторон семьи, возможность научиться понимать, что происходит, и находить оптимальное решение. На них будущие опекуны или усыновители узнают об особенностях детей, оставшихся когда-то без родителей, получат знания по основным медицинским и юридическим вопросам.
— Посещение занятий будет полезно как для новичков, так и для опытных родителей. Чтобы помочь влиться в семью приемному ребенку с его предыдущим жизненным опытом, зачастую с пережитой психологической травмой, с определенными привычками, потребуются специальные знания о том, как помочь ему найти свое место в семье, о чем он может сигнализировать своим поведением, как обеспечить ему чувство тепла и безопасности. И главное — что делать, чтобы возникла взаимная привязанность, — поясняет Татьяна Катенева.
В среднем семья адаптируется к новым условиям в течение года. Как только ребенок переходит на воспитание к новым родителям, их подхватывает служба сопровождения замещающих семей.
— Такая поддержка доступна для семей по всей области. В службах работают грамотные психологи, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень, сотрудничают с различными организациями и благотворительными фондами. Цель сопровождения — благополучие семьи и сохранение детей в ней, — добавляет Татьяна Катенева.
Кроме того, есть и другие варианты найти поддержку и восполнить пробел в знаниях, если их не хватает.
— Мы, помимо школы приемных родителей, ходили еще на занятия в благотворительный фонд «Томск без сирот». Общение с теми, кто уже прошел такой же путь, помогает не только определиться с решением, но и найти свои ответы в случае, если возникают неожиданные ситуации, — делится своим опытом Ульяна Курпессова.
Сейчас в семье Купрессовых-Файт живет пятеро детей. Когда родители начинают говорить о каждом из них, их голос заметно теплеет. У каждого ребенка свои особенности, увлечения. Старшая Лера любит рисовать, Кира обожает все, что связано с бьюти-индустрией, а еще снимает ролики для TikTok, Костя всерьез увлечен боксом, маленькая Лера всегда находит способ уговорить сестру делать с ней уроки, а старший Борис — спокойный и рассудительный подросток, которому в ближайшее время предстоит сдавать ЕГЭ.
— Все дети разные, поэтому у нас нет какого-то одного метода в воспитании, но есть одинаковые для всех правила. Главное, чему мы их стремимся научить, — это уважительное отношение к людям и к себе, независимо от статуса и социального положения. Если человек не нравится, с ним можно не общаться, но нельзя обижать или как-то унижать. Мне хочется, чтобы мои дети не были жестокими, чтобы умели понимать и сострадать, — говорит Ульяна Купрессова.
Если за гуманизм в семье отвечает мама, то дисциплина и практические навыки выживания являются прерогативой папы.
— Мне важно, чтобы они умели о себе позаботиться: приготовить, постирать, прибрать, вырастить что-то на огороде. Чтобы они выросли самостоятельными и приспособленными к жизни, — добавляет Александр Файт.
Воспитывать социальную ответственность помогает совместное участие в различных мероприятиях, в которых Ульяна Купрессова выступает и как организатор. Этому она когда-то научилась у своих родителей — ее мама была одним из создателей клуба многодетных семей «Лада» в 90-е годы.
Ульяна Викторовна продолжила ее дело, вошла в актив клуба и теперь вместе с другими его членами организует праздники и семейный отдых для многодетных семей, мастер-классы, субботники, занимается сбором вещей для нуждающихся и приобщает к этой деятельности своих детей.
На вопрос, нужен ли к приемным детям какой-то особенный подход, супруги отвечают:
— Если честно, мы не ощущаем себя приемными родителями. Не чувствуем разницу, хотя многие говорят, что она есть. Мы не делим детей на своих и приемных, — произносят почти в унисон Купрессовы-Файт. — Они все наши!
Материал опубликован в рамках информационного сотрудничества