Когда работу не ищут, а выбирают
Предложения для выпускников ТПУ превышают их число в полтора-два раза
Ответственный и очень волнительный период окончания обучения и трудоустройства стартовал для выпускников университетов с наступлением лета. Традиционно большинство выпускников Томского политехнического университета к окончанию обучения получают выгодные предложения и уже находят работу. Во многом, благодаря созданной в вузе системе содействия трудоустройству.
О том, как организована эта система, ее целях, востребованности политехников среди крупнейших компаний и онлайн-приеме на работу в 2020 году рассказал начальник отдела практик и трудоустройства ТПУ Виталий Гребенников.
Об отделе практик и трудоустройства
Сегодня образование дает человеку не только диплом, подтверждающий знания и умения, но и свободу, возможность для успешной самореализации — для будущего без границ. И именно вуз определяет для выпускника высокую планку соответствия требованиям времени и его востребованность на рынке труда.
Именно поэтому трудоустройство и профессиональная реализация выпускников — приоритет Томского политехнического университета. И сейчас ТПУ — одно из немногих учебных заведений в стране, где система содействия трудоустройству выпускников не просто сохранилась, но и развивается, адаптируясь к реалиям и вызовам нового времени. Так, в университете действует отдел практик и трудоустройства.
— Наша глобальная цель — повышать конкурентоспособность выпускников ТПУ на рынке труда,— говорит Виталий Гребенников. — Содействовать в трудоустройстве молодым специалистам, помогать работодателям в поиске талантов из числа выпускников ТПУ, обеспечивать их взаимодействие для успешной работы и быстрой адаптации в профессиональном сообществе — это ключевые задачи нашего отдела.
С самого первого курса студентам ТПУ помогают сформировать индивидуальную траекторию карьеры. Политехников учат как вести себя на рынке труда: «закладывают» ребятам первичные навыки, представления о карьере, проводят мастер-классы. Студенты учатся составлять резюме, деловые письма, успешному прохождению собеседований.
При этом многие такие обучающие занятия проходят с помощью и при участии наших индустриальных партнеров, экспертов рынка труда и профессиональных сообществ.
Мостик между компаниями и студентами
— Мы являемся оператором, неким мостиком между студентами и работодателями, что обеспечивает между ними устойчивое взаимодействие, — говорит Виталий Гребенников. — Состоит наша система содействия трудоустройству из трех больших значимых частей.
Первое, с чего все начинается, — это организация практик для студентов, ведь практика — это возможность для ребят «окунуться» в профессию, посмотреть на нее изнутри, набраться опыта, и многое другое.
Проблема молодых специалистов — это отсутствие опыта работы. И организация практик на предприятии имеет две функции: первое — учит, развивает hard skills — «жесткие» навыки, профессиональные, а второе — дает необходимый опыт работы. Хоть и небольшой, но дает, и у студентов появляются записи в трудовых книжках, некий образ в глазах работодателей, уверенность в себе, понимание, правильное направление в обучении они выбрали.
Образовательный процесс в ТПУ выстроен таким образом, что практику студенты проходят по итогам каждого курса обучения. Студенты ТПУ уезжают на практики и стажировки как в крупнейшие компании России, так и на иностранные предприятия, а по итогам практик и стажировок получают зачастую приглашение на работу. Именно благодаря этому ребята повышают свою конкурентоспособность, наращивают связи с компаниями, проявляют себя. Выстроенная таким образом работа с партнерами и студентами в сфере профессиональной подготовки и адаптации позволяет выпускникам максимально быстро добиваться результатов.
Второй важной составляющей системы трудоустройства является постоянный контакт вуза с работодателями, а работодатели, в свою очередь, находятся в постоянном контакте со студентами.
Регулярно компании проводят в вузе Дни открытых дверей, Дни карьеры (которые по масштабам можно сравнить с общегородскими), свои презентации, тренинги, тестирования, готовят и предлагают студентам различные кейсы, устраивают встречи-знакомства, делятся своим опытом, наблюдают за ребятами. Благодаря этому у ребят развиваются soft skills — «мягкие навыки».
А третья важная часть системы — процедура распределения выпускников после окончания вуза. «Жесткое» распределение касается только студентов, у которых есть договорные отношения с предприятием — например, при целевом обучении и после его окончания выпускники должны определенное время проработать в компании. Для остальных система распределения не имеет жестких правил, однако дает возможность обеспечить каждого выпускника вакансией для успешного старта карьеры.
Распределение
ТПУ — опорный вуз многих крупнейших государственных корпораций и компаний — «Газпрома», «Росатома» и других. Сформированные базы практик и предприятий-работодателей насчитывают свыше тысячи и это количество постоянно растет.
Среди выпускников-политехников есть известные ученые, инженеры, руководители крупных предприятий.
Ежегодно в вузе формируется общий банк вакансий, в который компании направляют заявки для приглашения на работу выпускников в течение учебного года. Особенно пополняется объем вакансий, как правило, в преддверие выпуска.
По мере поступления предложений с ними знакомятся студенты, прорабатываются детали, уточняются условия и требования, достигаются договоренности. Спрос на выпускников ТПУ — стабильно высокий. В последние годы предложения для выпускников ТПУ превышают их число в полтора-два раза. А по некоторым направлениям подготовки количество предложений превышает число выпускников более чем в три раза, а то и четыре раза.
— У ребят есть выбор, это ключевое, — говорит начальник отдела практик. — Они не просто могут «ухватиться» за единственное предложение, а могут рассмотреть множество вакансий, ознакомиться с предложениями, пообщаться с работодателями, и выбрать подходящий для себя вариант.
И главной задачей, которую ставит перед собой система содействия трудоустройству — чтобы выпускник вышел из стен вуза не просто с дипломом, а с готовой вакансией, которой он может воспользоваться.
«Борьба» компаний за политехников
Ежегодно из стен вуза выпускается более двух тысяч человек, и этот год не стал исключением — выпускников в 2020 году свыше двух тысяч. И для них в банке потенциальных вакансий собрано более трех тысяч предложений о работе. Но несмотря на то, что вакансий в разы больше, чем выпускников, существует «борьба» компаний за некоторых ребят.
— Я могу уверенно сказать, что за выпускниками ТПУ «охотятся», и компаниями даже приходится конкурировать, — говорит Гребенников. — Это очень хорошо видно, когда происходят встречи работодателей со студентами, Дни карьеры и прочее, распределение в очном формате, где присутствуют выпускники и работодатели, и происходит торг и «борьба». Компании апеллируют повышением зарплаты, предлагают помощь в трудоустройстве второй половины выпускника, создают более выгодные условия, социальный пакет, и прочее.
Вакансии для политехников собираются из различных отраслей. Однако специфика вуза определяет ключевые — электроэнергетика, нефтегазовое дело, IT-технологии, электронная промышленность, машиностроение и другие.
Среди вакансий только 300 — предложения о работе в Томске и области, в основном, предложения для студентов ТПУ поступают из других регионов, а также стран. В этом году свыше ста предложений поступило от компаний Казахстана — для специалистов атомной энергетики, геологии и других. Есть вакансии и из дальнего зарубежья, в этом году, например, ОАЭ ждет специалистов нефтегазового дела, электроэнергетиков, электронщиков, программистов и других. Постоянные партнеры-работодатели вуза — Schlumberger, Halliburton, Weatherford.
Вынужденный онлайн-формат — не помеха
— Традиционно к 1 июня выпускники уже определялись с работой, откликались на предложения, договаривались с компаниями, однако в текущем году пандемия внесла свои коррективы, — рассказал начальник отдела практик и трудоустройства ТПУ. — Процесс трудоустройства ребят сейчас продолжается, и он был выведен в электронный формат. В вузе создан информационно-программный комплекс «Распределение выпускников», который сейчас пока просто фиксирует результаты распределения. В дальнейшем он будет доработан и синтезирует в себе лучшее из очного и электронного форматов.
Однако, как отметил глава отдела практик и трудоустройства, состоит процесс распределения по-прежнему из нескольких этапов.
Во-первых, выпускники изначально изучают все интересующие предложения, определяются, решают, готовы ли переезжать ради работы, советуются с семьей, принимают для себя решение. Во-вторых, ребята откликаются на интересующие предложения, отправляют свои резюме, ведут переговоры с компаниями, проходят собеседования, и уже по итогам получают предложения о работе.
Работу найдет каждый, кто не стоит на месте
Для того, чтобы быть интересным работодателям, специалист должен обладать рядом качеств. Прежде всего, конечно, профессиональными знаниями и навыками, благодаря которым он сможет качественно выполнять поставленные задачи. Но не менее важными являются «мягкие» - сопутствующие навыки, которые помогут реализовать себя как настоящего профессионала — умение работать в команде, взаимодействовать с людьми, творческие навыки даже в технической работе. Для этого в вузе созданы все условия, а студентам остается только работать над собой и использовать все предоставленные возможности для самореализации.
— Система содействия — это отправная точка. А дальше все зависит от человека. Уже поступив в вуз, студент должен задуматься и определиться, для чего он здесь находится, где хочет работать, чем заниматься. Чем раньше человек определится, тем более осознанно он сможет выстроить процесс своего обучения, — говорит Виталий Гребенников. — Вуз имеет уникальные возможности и предоставляет их студентам, благодаря чему каждый может «заточить» себя под конкретное направление, конкретную работу, и даже компанию.
У тех, кто сейчас только стоит перед выбором и собирается поступать в вуз, главная задача — поступить, а после — поставить перед собой цель, и эффективно использовать свое время и возможности.
— Одно дело — просто освоить образовательную программу, а совсем другое — приложить дополнительные усилия, получить множество навыков, чтобы быть конкурентоспособным, претендовать на лучшие должности и более высокую зарплату. Главная задача — брать от образования все, а работа найдется абсолютно для всех.
Опубликовано в рамках информационного сотрудничества