Как связаны цены в магазинах и ключевая ставка?
Восемь базовых экономических вопросов в примерах
Среди самых популярных тем для разговоров — растущие как на дрожжах цены на продукты и коммунальные услуги и стабильный размер заработной платы. Почему такая несправедливость? Неужели нельзя сделать так, чтобы цены не росли? Ведь есть же в стране главный финансовый регулятор — Центральный банк. Может ли он повлиять на рост цен? Есть ли зависимость цен в магазинах от процентных ставок по кредитам? Попробуем разобраться.
Почему нельзя просто заморозить цены?
Казалось бы, что может быть проще? Издать указ или принять закон о том, что, например, с 1 января цены на все товары и услуги фиксируются на определенном уровне и больше расти не будут? Мечта миллионов людей станет реальностью по мановению одного росчерка пера.
С одной стороны, да. Но очень скоро счастье закончится, как и товары в магазинах. Тем, кто помнит конец 80-х годов прошлого века, объяснять, что такое пустые полки в магазинах, тотальный дефицит и огромные очереди за самым необходимым, включая хлеб, не нужно. Вряд ли кто-то осознанно хочет пережить подобное еще раз.
В чем же причина? Цены — это своего рода финансовый язык, с помощью которого общаются покупатели и производители. Например, один производитель выпускает полотенца прямоугольные и квадратные. И квадратные почему-то перестали пользоваться спросом. При нормальной рыночной ситуации, чтобы не оказаться в убытке от такого падения спроса и, соответственно, цены, производитель начнет выпускать больше прямоугольных полотенец, и равновесие восстановится.
А что произойдет в условиях заморозки цен? Да ничего. Производитель так и будет производить неудобные квадратные полотенца. И касаться это будет не только полотенец, но и всего, что необходимо нам для жизни: услуги, продукты, лекарства и все остальное. Поэтому заморозка цен — вариант не самый удачный, проверено на практике.
Центробанк может сделать, чтобы цены снижались?
Еще одно явление, которое многим кажется сказочно чудесным, — дефляция (ситуация, когда цены не растут, а снижаются). Что может быть приятнее: заходишь в магазин, а традиционная покупка обходится дешевле. Но для экономики этот процесс может оказаться гораздо хуже, чем инфляция. А когда страдает экономика в целом, это не может не сказаться на каждом из нас.
Почему? Если вы знаете, что завтра телевизор будет стоить дешевле, а через неделю цена еще больше снизится, с большой вероятностью вы будете ждать снижения цены, прежде чем совершить покупку. Когда это начнет происходить повсеместно со всеми товарами и услугами, наши деньги перестанут поступать производителям, они не закупят новое сырье для производства, да и зарплату не выплатят — тоже придется подождать до следующего месяца, ведь денег нет: покупки люди отложили на потом. Люди перестанут покупать, заводы перестанут производить — экономический апокалипсис. Лучше не надо.
Одна из аксиом экономики: при стабильной небольшой инфляции экономика растет, понемногу увеличиваются доходы каждого отдельного человека. Таким образом, небольшая инфляция — драйвер экономического роста. Она позволяет предприятиям планировать свою деятельность, запускать новые направления, развиваться. В свою очередь планировать доходы и расходы могут и покупатели.
Эксперты считают, что для России уровень в 4 % — оптимальный уровень годовой инфляции.
— Цель Банка России — обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4 %. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции, — цитирует «Медиакорсеть» Алексея Заботкина, директора департамента денежно-кредитной политики Банка России.
Снизить инфляцию до 4 % — реально?
Вполне. Например, в прошлом году инфляция составила 2,5 % — рекорд для нашей экономики. В 2018 году потребительская инфляция установилась примерно на уровне 3,8-4,2 %. Сейчас самое главное — удержать рост цен вблизи целевого уровня. Это называется таргетированием инфляции (когда Центральный банк публично объявляет цель по инфляции).
Надо понимать, что 4 % — это среднее значение, полученное для определенной корзины товаров и услуг. Цены на одни из них могут вырасти на 10 %, на другие товары — всего на 1 %. Но в итоге потребительская корзина по итогам года увеличится в цене не больше чем на 4 %. Это та цель, которой придерживается сегодня Банк России, и она реальна.
А статистика по ценам точно не врет?
Когда мы читаем новости о статистических отчетах, порой кажется, что нам врут: цены меняются куда больше, чем там написано. Но здесь есть субъективный человеческий фактор. Если вы привыкли брать зеленый горошек определенной марки, вы будете обращать внимание на рост именно его цены. Статистика же беспристрастна: она рассматривает цены на товары и услуги в целом, и если ваша любимая марка подорожала больше, чем инфляция, статистику это не интересует. Она бесчувственно считает не только горошек, который любите вы, но все остальные марки, в том числе те, которые возможно даже подешевели. Поэтому в совокупности подорожание продуктов и услуг сохраняется в целевом диапазоне 3–4 %.
Еще один нюанс: у каждого конкретного человека — своя персональная инфляция, которая зависит от предпочтений. Если вы любите импортную продукцию, из-за роста курса валют ваша персональная инфляция может оказаться выше средней. Если вы вегетарианец, то на вашей персональной инфляции не будет сказываться рост цен на мясо.
Как же рассчитывается среднестатистическая инфляция в России? Аналогично тому, как это делается во всем мире. Берется потребительская корзина — набор продуктов и услуг, необходимых человеку. В нее входит более 500 товаров и услуг. При расчете инфляции при этом учитывается частота потребления товаров и услуг. Например, за ЖКХ мы платим каждый месяц, едим — каждый день, а бытовую технику покупаем лишь раз в несколько лет. Все это учитывается во время расчетов.
Как Центробанк может влиять на инфляцию?
Цель, которую Банк России ставит перед собой заключается в том, чтобы колебания потребительских цен не были слишком большими или слишком маленькими, инфляция была стабильной и невысокой. Цель достигается с помощью реализации денежно-кредитной (монетарной) политики.
Основной инструмент реализации монетарной политики Банка России — ключевая ставка. Это тот процент, под который коммерческие банки занимают деньги у ЦБ или, наоборот, размещают их там. Экономисты Банка России подсчитывают, какой уровень ключевой ставки необходим при сложившихся условиях, чтобы инфляция находилась в целевых границах, а экономика развивалась и росла.
Как ключевая ставка влияет на инфляцию?
Через ключевую ставку Центробанк регулирует стоимость денег. Если растет ключевая ставка — соответственно, растет и ставка, под которую можем взять кредиты мы. Это и потребительские, и ипотечные кредиты, и кредиты для бизнеса. Если дорожают кредиты, дорожают деньги, и мы откладываем некоторые несрочные покупки. Например, купить новый смартфон можно, когда ставка по кредитам упадет или когда удастся накопить. Соответственно, снижается спрос, а значит, и инфляция. Это касается всех сфер экономики: производства, сельского хозяйства, услуг.
Когда же Центробанк снижает ключевую ставку, это означает удешевление кредитов в банках. Деньги становятся более доступными, и отложенные покупки, наконец, совершаются. Спрос на товары и услуги увеличивается, что неминуемо ведет к росту инфляции.
Конечно, влияние наблюдается не на следующий день после изменения ключевой ставки. В среднем на всю цепочку уходит от трех до шести кварталов. Таким образом, ключевая ставка Банка России — как гравитация: ее не видно, но она есть и на все влияет.
Может ли ЦБ резко снизить ключевую ставку?
И правда, если Банк России может с помощью ключевой ставки регулировать рост/снижение цен, то почему бы ему не пользоваться этим инструментом почаще? Снизили ставку до минимального уровня — и вот они, доступные кредиты для бизнеса, активный рост экономики, увеличение покупательской способности населения.
Если «переборщить» со снижением ключевой ставки, то деньги могут стать слишком дешевыми. Люди начнут скупать все, что им надо и не надо. Что последует за этим со временем? Ситуация, когда спрос превысит предложение, а соответственно — рост цен. То есть то, с чем боролись. Необдуманное снижение ключевой ставки произведет обратный эффект — увеличение инфляции.
Кроме того, резкое снижение ключевой ставки необязательно приведет к такому же резкому удешевлению кредитов коммерческих банков. Аналитики, которые там работают, смогут предвидеть предстоящую инфляцию, и поэтому коммерческие банки могут, наоборот, поднять процентную ставку по своим кредитам.
Можно ли посчитать свою личную инфляцию?
Как уже стало очевидно, официальная инфляция может отличаться от вашей персональной. Причин для этого несколько. Прежде всего, это значит, что ваша потребительская корзина отличается от среднестатистической. Кроме того, инфляция может отличаться в разных регионах. Некорректно будет говорить об инфляции, опираясь на рост цены на один определенный товар.
Для того чтобы посчитать свою личную инфляцию, нужно проделать несколько шагов:
— составьте свою собственную потребительскую корзину, в которую включите то, что вы потребляете с постоянной периодичностью: продукты питания, одежду, услуги, лекарства, развлечения и так далее;
— составьте таблицу с ценами на товары и услуги из вашей личной потребительской корзины и фиксируйте цены ежемесячно хотя бы на протяжении года (если период наблюдения будет короче, то результат расчетов может быть не совсем корректным: например, не будет учтена сезонность цен на фрукты и овощи);
— высчитайте собственный индекс инфляции: разделите стоимость корзины в начале периода наблюдения на стоимость этой же корзины в конце периода наблюдения (официальная инфляция считается так: декабрь к декабрю).
Теперь вы можете сравнить свою личную инфляцию со статистикой.