Евгений Макаренко: «Город, который мы потеряли»
За последние пять лет Томск постарел сильнее, чем за предыдущие 20 или даже 50 лет. Мы думали, что такое бывает только с людьми. Встречаешь человека, а он постарел. Из-за уныния, болезни или разочарований. Вот с городом такая же история.
Когда ты не идешь вперед, тебе только кажется, что ты стоишь на месте, на самом деле ты идешь назад. Стоящий в автомобильных пробках и на железнодорожных переездах Томск стареет и ветшает, как рухлядь. Город стоит в ожидании горячей воды, ремонтов и уборки снега. Стоит на фоне долгостроя, у неработающих уличных табло общественного транспорта, стоит в приемной мэра, отгородившегося от него служебным входом с турникетом и охранником, и в душных «пазиках», пока муниципальные троллейбусы возят бюджету убытки. Томск встал.
Это и есть состояние города в последние пять лет, его пульс. Помните историческую байку про то, как в конце ХIХ века местные извозчики скинулись на взятку проектировщикам Транссиба, чтобы те провели магистраль в обход города? Ничего не напоминает современный Томск, застрявший в своем развитии? Администрация действующего мэра — как те извозчики: все полезные решения остались в прошлом.
Я родился и вырос в этом городе. Здесь, еще студентами, встретились друг с другом мои родители. Я видел Томск разным, и он меня тоже.
Томск — мой город не только по определению, но и по жизни. Даже расставшись с ним на время, пока работал в федеральном правительстве, я постоянно искал его глазами среди отчетов, цифр и докладов. Мне было важно знать, что мой Томск не забыл эту историю про извозчиков и больше никогда не будет закладывать свой рост и инвестиционный потенциал под жевательные интересы местных дельцов.
А город забыл. Томск образца 2018 года практически не участвует ни в каких федеральных программах. Деньги федерального бюджета, которые все-таки доходят до города в рамках каких-то проектов, связанных с дорожным ремонтом и благоустройством, внесены сюда не мэром, а усилиями администрации области. Это первый ответ на вопрос, почему в Томске нет денег.
Чтобы в местных проектах участвовали федеральные деньги, такие проекты, во-первых, должны быть, а, во-вторых, нужно просто не бояться добывать на них деньги. Для этого нужны усилия и желание. Но в администрации нет специалистов, способных написать или сформировать программу, отвечающую требованиям федеральных министерств. Контроль за расходованием федеральных средств намного жестче, за них нужно отчитываться особым порядком, это целевые деньги и спрос за них очень серьезный. Настоящей администрации города проще что-то найти в местном бюджете и тратить эти деньги практически «по своему усмотрению».
За пять лет власти Томска утратили деловое взаимодействие не только с федеральными ведомствами, но и с деловым сообществом вообще. Я говорю про частные инвестиции. Администрация города построила на их пути настоящую баррикаду, изолировав себя от необходимости даже обсуждать возможность реализации в Томске каких-либо инвестиционных проектов, кроме тех, что связаны с бюджетным финансированием. Это называется отсутствием условий для притока инвестиций.
Мы все прекрасно видим, что частные инвесторы не только не пришли в Томск после выборов нового градоначальника осенью 2013 года, но и, более того, из города уходят последние из них. Настоящей администрации города не нужны никакие инвесторы. Иначе мэрия давно бы уже перестроила всю систему взаимодействия с ними, начиная от сроков рассмотрения проектов, заканчивая мотивацией конкретных чиновников, эффективность которых должна быть четко ориентирована на конечный результат. Им сегодня просто лень этим заниматься, поэтому земельные вопросы в городе могут решаться годами! Посмотрите, как строится инвестиционная политика в областных центрах соседних регионах. Все региональные столицы развиваются быстрее, чем Томск. За пять лет от нас оторвались не только Новосибирск и Красноярск, которые всегда были впереди, но и соседние Кемерово и Барнаул. В этих городах уже присутствуют якорные инвесторы с мировыми рейтинговыми значениями, на которых ориентируются все серьезные инвесторы. Исключительно из-за политики администрации Томск потерял крупных инвесторов с мировыми брендами, такими как «Ашан», «Леруа Мерлен» и так далее. А мы за эти годы даже со своими работать разучились, не говоря про иногородних и иностранных инвесторов. В городе процветают только компании, так или иначе аффилированные с чиновниками городской администрации.
В последние пять лет у города нет абсолютно никакого инфраструктурного развития. Развязки на Балтийской и Пушкина, Клюева, Елизаровых, железнодорожный переезд на АРЗе – все осталось в прошлом. А это говорит о многом: потому что без новых инфраструктурных решений, никакая территория, а тем более полумиллионный город, не может развиваться в принципе. В городской экономике нет ни одной отрасли, где действия подчиненных нынешнего мэра привели бы даже не к улучшению ситуации, а просто к какому-то позитивному движению для горожан.
Пять лет назад город выбрал мэра, но сегодня мало кто из людей, голосовавших в 2013 году за него, не согласится с тем, что за эти пять лет у города так и не появилось хозяина. Человека, готового взять на себя ответственность за все, что происходит в городе. В городе, где пять лет не могут ввести в эксплуатацию новые надземные пешеходные переходы и привести в порядок старые, подземные. Где не могут достроить трибуну центрального стадиона, отремонтировать единственный большой трамплин в Академгородке, привести в порядок территорию бывшего военного училища на Никитина и Киевской и еще десятки самых разных объектов по всему Томску. Они без конца находят убедительные оправдания и причины не делать этого, зато без труда объясняют «социальную необходимость» ремонта улицы Аркадия Иванова и Московского тракта, где работает компания, принадлежащая градоначальнику.
За эти пять лет у города накопилось слишком много вопросов к мэру и его администрации. И ответов на эти вопросы мы не получаем. Они перестали стесняться нас не слышать, их давно не интересует наше с вами мнение. У них в повестке — фейковые общественные слушания и обсуждения. Их общественные советы давно превратились в фарс. Такие методы позволяют манипулировать общественным мнением и проводить решения, которые идут вразрез с интересами горожан. И все это легко маскируется фейерверками и высосанными из пальца праздниками, смысл проведения которых — только политические дивиденды накануне выборов.
Город справедливо больше не верит такому градоначальнику. Не верит местной власти и не верит в выборы, хотя нас всех тут тыкают носом, что Томск — один из семи городов России, где сохранены прямые всенародные выборы градоначальника.
Только выборы сегодня могут выбить город из этой большой пробки, в которой он оказался пять лет назад. Девятого сентября мы с вами выбираем не мэра Томска. Мы выбираем город, которым будут управлять не извозчики, а мы. Город, в котором мы хотим жить и в котором будут жить наши дети. Вместе обязательно получится.
Томичи достойны лучшего!
Евгений Макаренко вызывает на дебаты Ивана Кляйна 4 сентября в 19:00. Место проведения дебатов, а также согласится ли в них участвовать действующий мэр сообщат позже.
Политическая реклама. Опубликовано в рамках договора об информационном сотрудничестве. Оплачено
из средств избирательного фонда кандидата в мэры Города Томска Макаренко Евгения Николаевича.