Современные отшельники (фото)
Как приверженцы старой веры живут среди современных людей и удалось ли им сохранить свои традиции и обычаи
Двуперстный крест, борода и длинный кафтан — это первое, что приходит в голову в разговоре о старообрядцах. Но так ли это? Кто такие старообрядцы, какому богу молятся и что думают о современном мире? Своими жизненными историями поделились два человека, которые с молоком матери впитали в себя староверские духовные ценности и бытовой уклад.
Работа — вся жизнь
Отче Никола Коробейников — так сейчас называют 35-летнего батюшку, улыбчивого, но в тоже время строгого мужчину. Мы встретились прямо в старообрядческой церкви, которая находится в районе Телецентра. На отче ряса, под ней виднеется рубашка в бело-зеленую клеточку. Густая борода на открытом добром лице, и только карие глаза смотрят прямо и беспристрастно. Эта церковь для мужчины — работа, а работа — вся жизнь. Здесь он проводит службу, исповеди, дает советы прихожанам и обращается к богу.
— В церкви я с детства, — начинает свой рассказ священник, — потому что семья у меня верующая, старообрядческая. Когда был ребенком, ходил в церковь каждое воскресенье.
Старообрядцами были не только родители Николы, но и его деды и прадеды. После церковного раскола в XVII веке предки мужчины отказались принимать церковные реформы и ушли в леса, за что подвергались казням и мучениям. Но от своей веры не отвернулись. В те времена люди строили церкви, несмотря на запреты и гонения, — так «старые» традиции удавалось сохранять и передавать последующим поколениям. Передаются они и по сей день. Как правило, старообрядческие семьи были большие и остаются таковыми сейчас. Например, у отца Николы три родных брата и пять сестер, а у него самого уже четверо детей.
— Родился я в Саратове, в семье священника, — продолжает отец. — А священник — как военный: куда церковь отправляет, туда и едет. Так мы оказались в Томске.
Здесь Никола пошел в первый класс. В юности предпочитал не рассказывать, что он старообрядец и соблюдает все посты. Посты для старообрядцев обязательны, а что и в какие дни можно есть, они узнают из специального календаря. Например, во многие дни запрещается мясо. Кроме того, ежедневно старообрядцы должны уделять время чтению молитвы.
— Творим молитву утром и вечером, перед едой и после, но, на самом деле, каждый определяет для себя сам, как и сколько ему молиться, ровно как и сколько икон дома иметь.
Расти, борода!
Есть у старообрядцев и свои суеверия, рассказывает Никола Коробейников. К примеру, беспоповцы никогда не едят из чужой посуды.
— Есть такое правило, что с еретиками и иноверными ни есть, ни пить, ничего не творить. Но его нужно понимать. Мы кого в дом приглашаем? Друзей или хороших знакомых, с ними можно трапезничать. А в общественном месте просто творишь молитву и все. Когда был маленький, в школе тоже молился перед едой, внутри себя, чтобы лишний раз не обращать на себя внимание.
Никола признается, что после окончания школы он не собирался становиться священником. Вместо этого поступил в лингвистический колледж. Но проучился всего год и отправился в армию.
— Я служил в мотострелковых войсках в Новосибирске. Вообще, у старообрядцев принято служить. Нас так родители воспитывали, что мужчина — это защитник отечества, семьи, веры, а женщина, прежде всего, будущая мать.
По словам священнослужителя, в армии были неприятные моменты, но бог всегда отводил. Однако с бородой там обошлись жестоко.
— Бородобритие для нас — грех, так как человек создан по образу божию. Если мы его нарушаем, значит, не согласны с творцом, который нас создал такими. А в армии приходилось быть как все. Мне даже «губу» объявляли за ненадлежащий вид, так как я позволял себе недельную щетину, — улыбается мужчина.
Что касается внешнего вида нынешних молодых людей, то старообрядец в этом плане весьма консервативен. Он считает, что девушки должны ходить в юбках, а мужчины — в брюках. Кроме того, внешний вид, который иногда позволяют себе юные красавицы, считает неприличным.
— Вот выйдет она в короткой юбке или майке, вся накрашенная, мальчик влюбляется в такую, потом она косметику смывает — и где она? Это все обман. Женской природной красоты не видно в таких девушках. Невозможно всю жизнь любить одну лишь внешность, за ней что-то должно быть.
После армии будущий священник поступил на пиар и рекламу в ТПУ. Окончив университет, он разочаровался в профессии и занялся строительным бизнесом.
— Я не стал работать по специальности, но мне всегда нравилось разговаривать с людьми, обсуждать их беды и проблемы, и постепенно все меня вело к тому, чтобы стать священником, — размышляет Никола.
Бытует еще один миф, что старообрядцам нельзя работать на предприятиях, получать пенсии, и такие люди есть среди беспоповцев, но старообрядческая церковь придерживается других взглядов. Со слов отче Николы, работать обязательно нужно и получать пенсии не запрещено.
— Некоторые беспоповцы считают, что паспорт — это Антихрист, и пенсии туда же относят. Но верно Господь сказал: «Богу — божие, а кесарю — кесарево». У меня, например, есть работа, паспорт, водительские права и электронная почта. Мы должны ждать не пришествия Антихриста, а всегда быть готовым к встрече с Христом. Ведь дьявол не дремлет и использует всевозможные инструменты, чтобы овладеть нашей душой. Посмотрите, сколько сейчас зависимостей: от Интернета, социальных сетей, телевизора...
В семье Николы никогда не было телевизора. Он считает, что просмотр ток-шоу и сериалов не развивают человека, а делают его еще более ограниченным.
— В юности я ездил по городам, помогал строить церкви, читал литературу, не посещал никаких питейных заведений, — вспоминает отче.
Только в 32 года Никола согласился стать священником, хотя первые предложения начали поступать, когда ему только исполнилось 30 лет.
— Я долго отказывался, потому что быть священником непросто. Это лишения, обязанности и ответственность. Но в итоге согласился.
В старообрядческой церкви священник несет ответственность за тех людей, которые приходят к нему исповедоваться. Крещение детей идет по вере родителей, но они должны доказать, что вера их чиста, как мысли и поступки. Венчание не проходит лишь по желанию супружеской пары — желающие пожениться должны соблюдать все традиции и обычаи старообрядческой церкви: поститься, молиться, вести нравственный образ жизни. Именно поэтому священник многих из тех, кто приходит на службу, знает по именам.
— Тут дело не в контроле — главное, чтобы человек сам понимал, что такое хорошо и плохо, и что такое вера.
Из семьи беспоповцев
В селе Первомайское живет Александра Федоровна Малиновская. Все ее предки воспитывались в старообрядческих традициях. Эти староверцы не признавали попов и других священнослужителей даже от старообрядческой церкви. Сейчас Александре уже за 50, вместе с мужем и двумя дочерьми она живет в большом деревянном доме, где тихо потрескивают дрова в камине, а в уголке что-то «бормочет» телевизор.
Детство женщина провела в деревне Айдара Красноярского края. Каждое утро маленькой Александры начиналось с молитвы. Ее мама надевала специальный сшитый для молитвы сарафан и рубашку, повязывала поясок, на пол стелила коврик для земных поклонов, брала в руки лестовку (похожую на четки ленту для отчета земных поклонов) и начинала молиться. Продолжались обращения к богу около часа. Детям не обязательно было молиться, но крестик — старообрядческий, без украшений — носить они были должны.
— Мои деды и бабушки не признавали традиционную церковь и крестились всегда двумя перстами. Традиционный крест называли «щипотка». Предки в свое время, когда был церковный раскол, убежали в леса, прятались от гонений, — рассказывает женщина.
Александра вспоминает, что ее детство было простым и спокойным. Все традиции дети не соблюдали — только молилась. Когда ей исполнилось семь лет, она пошла в школу-трехлетку.
— В нашей деревне было всего три класса, — рассказывает Александра, — в четвертый мы уже пошли в интернат. Туда нас доставляли на вертолете, и домой мы приезжали только на каникулы. И там ни молиться, ни даже крестик нельзя было носить. Коммунизм же был, все втихушку делали. Когда нас в пионеры брали, мать с дедом аж плевались.
Сейчас Александра делает то же, что и ее мама. Каждое утро она в специальной одежде становится перед иконами, берет в руки книгу со старообрядческими молитвами и читает. Молитвы там отличаются от тех, которые можно увидеть в Библии, написаны они на языке 19 века, соответственно также произносятся.
По словам женщины, эти написания правильные: когда произошел раскол, написание и произношение некоторых слов было заменено, но истинное написание староверы в своих книгах сохранили. Одну их них женщина показала. Плотные желтые страницы, на которых большими черными и красными буквами написаны слова молитвы — видно, что книга очень старая и не раз «ремонтировалась», но всегда лежит в чистом и белом полотенце.
— Нам мама говорила: перед тем, как взять книгу, нужно вымыть руки и помолиться, — рассказывает женщина. — Верить она нас не заставляла, но говорила, чтобы мы не отрицали существование бога.
Своих детей Александра не заставляет молиться и носить только юбки и платье, а на голову вязать платок. Говорит, что вера — это самостоятельный выбор каждого.
«Брат на брата войной пойдет»
В семье Александры «главным» верующим был дед. К нему приходили всей деревней, к его словам и советам прислушивались. Когда дед приезжал в гости к своей дочери, маме Александры, девочку тут же переодевали в сарафан, а на голову вязали платок. «Как дань уважения деду, — с нежностью в голосе вспоминает женщина. — На самом деле он знал, что мы не молимся и платки не носим, и спокойно к этому относился».
Женщина рассказала, что в своих старых книгах дед вычитал интересные предсказания.
— Когда я была маленькая, он говорил, что придет время, когда в магазине все будет, а купить не сможешь, что брат на брата войной пойдет, что исчезнет стыд и совесть. Видимо, в чем-то он был прав. Сейчас этих книг не осталось уже.
Когда дед умер, похоронили его по всем старообрядческим обычаям.
— Согласно нашей вере, после смерти старообрядца его близкие должны читать за него молитвы, один или два человека — те, кто веруют, — рассказывает Александра. —Кроме того, в день смерти никто не сидит у гроба, не гладит покойника — только молитвы читают. На кладбище покойника нельзя везти на машине — только на большой телеге под чтение молитв.
Отличаются у старообрядцев и поминки — на них нет спиртного.
Молитва собором
У староверцев-беспоповцев нет церкви или храма. Каждый из них молится ежедневно дома, а по воскресеньям устраивают совместные встречи.
— Обычно все собираются в одном доме, который родственники умершего старообрядца оставили жителям деревни для молитв. Этот дом условно поделен на две половины — женскую и мужскую. Службу там не ведет священник, молитвы читают сами прихожане, старики, которые их хорошо знают и чтят традиции.
Читать молитвы и делать поклоны на общем соборе (так называется такое собрание) могут далеко не все, а лишь «истинные» верующие, которые не едят из чужой посуды, не работают на предприятиях, не получают пенсии, а зарабатывают на жизнь собственным трудом.
— У них есть земельные участки, где они выращивают овощи, а в лесу собирают ягоды, грибы. В магазин они, конечно, ходят, — продолжает Александра, — но купить там могут только самое необходимое: масло, сахар, муку, крупу. Перед тем, как продукты пойдут в пищу, их нужно освятить. Даже таблетки освящают. В моем доме посуда общая, а у мамы была отдельная тарелка. Если кто-то из нее нечаянно поест, тут же бежал мыть ее на реку да молитвы читать.
Александра говорит, что традиции не соблюдает — их почти не осталось, но молитвы читает всегда. Старообрядчество, по ее мнению, — истинная культура, но своим детям она предоставляет право выбора.
— Каждый сам выбирает, во что ему верить, — подытожила она.