Знай город: где живут трамваи (фото)
Этим видом транспорта томичи пользуются уже 66 лет, но немногие знают об истории его появления в нашем городе и тем более — о работе трамвайного депо. Мы решили исправить это недоразумение с помощью нашей рубрики, в которой рассказываем о жизни города изнутри.
Первый трамвай встал на томские рельсы в ноябре 1948 года. Этот вагон был передан из Новосибирска и успел сделать всего несколько рейсов. Открыть регулярное движение к годовщине Октябрьской революции не получилось — помешало большое число недоработок. На их устранение потратили полгода, и 1 мая 1949 года томский трамвай начал регулярную перевозку пассажиров.
Для нашего города это событие стало настоящей транспортной революцией, ведь на тот период в Томске не было стабильно работающего общественного транспорта. С тех пор многое изменилось: вагоны стали больше и быстрее, пассажиры стали ценить комфорт, а сам город значительно увеличился. Однако тяжелый климат и высокие нагрузки выводят транспорт из строя. Чтобы он работал стабильно, вагоны должны проходить регулярный ремонт — этот процесс осуществляется в депо.
Дом, в котором живут томские трамваи, расположен на перекрестке улицы Енисейской и Комсомольского проспекта, депо находится здесь с момента пуска первой линии.
Трамвай как вид городского транспорта работает уже больше сотни лет, за это время в нашей стране выработался четкий механизм их ремонта, каждый состав проходит несколько видов обслуживания.
Ежедневно, после завершения рабочей смены, все вагоны выстраиваются на осмотр, он проходит ночью и занимает около 40 минут. За это время рабочие устраняют мелкие неисправности, проверяют работу всех систем, а также убирают салон. Более сложный ремонт проводят в дневное время. Для этого в графике делается полуторачасовой перерыв, в среднем каждый состав должен попадать на такой осмотр раз в неделю.
Многим пассажирам знакома ситуация, когда трамвай во время движения гремит «как консервная банка», чаще всего это происходит в конце зимы. Причина подобной неисправности так называемые лыски — сколы на колесе, они образуются при торможении юзом, когда колеса застопорены, а вагон продолжает движение по инерции. Такие дефекты исправляют в цехе планово-предупредительного ремонта. Рабочие выкатывают тележки из-под кузова и протачивают колеса на токарном станке, восстанавливая их форму, после такого ремонта грохот исчезает.
В каждом трамвае несколько километров проводов, они обеспечивают работу всех систем — от двигателей до освещения. Электрическое и электронное оборудование проверяют раз в два месяца во время ревизионного ремонта, в этом же цехе рабочие ремонтируют кузов и заменяют отслужившие свой срок детали салона.
Первое, что видит человек, приехав в другой город и выйдя за пределы вокзала, — это общественный транспорт. Именно поэтому появилось выражение «транспорт — лицо города». Со временем краска выгорает на солнце и становится блеклой, в таком случае вагоны отправляют в малярный цех.
Помимо рабочих, в депо находится диспетчер, в его задачу входит отслеживание составов, прибывающих на территорию и выезжающих на линию, а также контроль за работой маршрутов. В этом помогает система спутникового мониторинга транспорта. Каждый трамвай и троллейбус оборудован навигатором, который сообщает диспетчеру, где находится то или иное транспортное средство, кроме того, навигатор может самостоятельно, без помощи водителя, объявлять остановки.
Как правило, вагон трамвая служит не меньше 20 лет. Такой срок службы обеспечивается благодаря четкому и своевременному ремонту, который выполняют в депо, ведь если транспорт работает хорошо, то пассажиры его не замечают.