29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 3682

Кадетские ли это корпуса?

Закончился Форум руководителей кадетских учреждений, в котором вместе с томичами участвовали гости из Москвы и 24 регионов России. О чем советовались специалисты начального военного образования, в чем проблемы «кадетства»?

К военной профессии надо готовиться смолоду. Но ранняя специализация порождает далеко не бесспорные проблемы разделения образования на элитарное и массовое. В то же время общество всегда ищет пути улучшения условий жизни, обучения и воспитания сирот, детей из неполных семей. Один из них — создание системы закрытых учебных заведений (кадетских корпусов, мариинских гимназий), системы массовой и потому далекой от элитарности. Противоречие? А что было раньше? Что делать нам?

Первое привилегированное военно-учебное заведение «Корпус кадетов шляхетских детей» (французское cadet и переводится как «младший») было создано у нас в 1732 году. Сначала в нем готовили не только военных, но и гражданских чиновников. В XIX веке корпуса стали чисто военными заведениями с подчинением военному министерству.

Корпуса создавались по «высочайшиему», то есть императорскому повелению. К 1917 году их было всего 27, а в Сибири — лишь в Омске, Иркутске, Хабаровске. Программы — гимназические, продолжительность обучения — 7 лет, организация — как в воинской части. Корпуса были сословными, но с 1861 года в них допускались и не дворяне.

Временное правительство переименовало корпуса в военные гимназии, а советское, вместе с отменой сословий, отменило и сами корпуса.

Образовался вакуум, заполненный перед войной средними специальными военными школами. Учились в них три года по обычным программам, плюс военное дело, летние лагеря, полное государственное обеспечение, военная форма и право поступления в военные училища без экзаменов. Но подчинялись спецшколы все же не наркомату обороны, а наркомпросу. Шутники называли нас (я учился в 8-й Ленинградской артиллерийской) «потешными войсками наркомпроса».

Значение спецшкол видно хотя бы из того, что там учились дети многих руководителей страны. Например, приемный сын Сталина Артем Сергеев и родной его сын Василий, сын Фрунзе, будущий Герой Советского Союза Тимур Фрунзе (дети покойного наркомвоенмора воспитывались в семье Клима Ворошилова). Другое свидетельство — массовый героизм «спецов» в годы войны. Достоинства этих школ — прекрасный состав педагогов, отлично поставленный учебный процесс, воспитание из мальчишек настоящих патриотов. И, конечно, жажда знаний. Достаточно сказать, что в 1945-м каждый девятый выпускник нашей спецшколы получил золотую медаль.

В августе 1943 года для сыновей воинов, погибших на фронте, были созданы суворовские и нахимовские училища с семилетним сроком обучения и подчинением уже Министерству обороны.

Времена меняются, и на форуме обсуждались пути современной начальной военной подготовки. В этом деле много нового, и главный результат томского форума — обобщение накопленного опыта, серьёзное продвижение вперед в решении научно-методических вопросов, выработка рекомендаций на будущее.

Но все же меня не оставляет чувство некоторой неудовлетворенности даже не от самого форума, а от тех рамок, в которых его пришлось проводить. Эти рамки — распоряжение (не Указ, не Закон, а всего лишь распоряжение) президента от 9.4.97 «О создании общеобразовательных кадетских корпусов и школ-интернатов». Главная идея не нова — обеспечение высокого уровня знаний, элитарности, патриотизма, культуры. Но начальный этап породил немало сомнений. Не по «высочайшему повелению», а по воле местных властей (Нижегородский корпус создан по постановлению главы районной администрации!). С подчинением местной власти, а не Министерству обороны (то есть с обязательной, а не опереточной формой, командованием, офицерским составом, материальным обеспечением и т.д.) С расположением не в крупных центрах, а там, где нашлись инициаторы (Ачинск, Колпашево и т.д.). Кадетские ли это корпуса?

Впрочем, мы еще только у начала нового (может быть, просто забытого старого?) дела. Будучи неисправимым оптимистом, хочу надеяться, что на «самом верху» не просто изучат решения, принятые в Томске, но обратят внимание на государственную значимость дела, когда-то задуманного Петром Великим и внедренного Анной Иоановной — русских кадетских корпусов.