23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 3383

Невидимый фронт

Фото: onf.ru

Проход к месту проведения мероприятия (дело было в новом корпусе библиотеки имени Пушкина) напоминал проход Штирлица по зданию министерства имперской безопасности — по ходу следования на каждом этаже, в противоположных концах коридора стояли серьезные молодые люди, указывая дорогу. Знаменитый фильм вспомнился не случайно. Я шел на расширенное заседание регионального штаба Общероссийского народного фронта.

Пока шел, мысленно перебирал вопросы. Если есть фронт, то почему он за, а не против? Если есть фронт, то значит ли это, что идет война? А если идет война, то кто противник, или правильнее — враг? Если имеется штаб, то почему его возглавляет председатель (даже три сопредседателя!), а не командующий? А если нет ни войны, ни врага, то откуда тогда взялась фронтовая лексика?

Само заседание началось с установочной части в виде фрагмента выступления президента Путина перед представителями ОНФ в Москве. Национальный лидер настраивал на острый разговор по актуальным вопросам жизни страны. Собственно, обсуждение и не могло не быть острым, если по собственному признанию президента его поручения исполняются лишь частично, то есть большая часть практически игнорируется (интересно было бы знать — кем).

Острый разговор состоялся и на заседании регионального штаба в ходе отчета руководителей рабочих групп, в присутствии замгубернатора Анатолия Рожкова.

Алексей Зернов («Общество и власть») говорил о необходимости восстановления и приведения в порядок памятников и мемориальных мест, посвященных павшим в Великой Отечественной войне. Казалось бы, этот вопрос не должен быть предметом особого обсуждения, что и отметил ведущий заседание Аркадий Эскин: «Предстоящий год — год 70-летия Победы, поэтому обсуждать здесь нечего».

Однако оказалось, что обсуждать было чего. И на это указал в своем заключительном слове Анатолий Рожков, заметивший, что, к сожалению, этот праздник нужен не всем. Кто-то воспринимает как обузу необходимость привести в порядок мемориальные места, а потом еще и отвечать за них. Цель любого мероприятия, отметил замгубернатора, лишь тогда будет достигнута, когда в нем будет участвовать все общество. «Должна быть отдача!», — подчеркнул он.

Седьмая статья Конституции гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Ряд выступлений как раз и были посвящены тому, насколько реальная политика соответствует конституционным требованиям.

Елена Петрова («Качество жизни») говорила о доступной среде для инвалидов, которая фактически оказывается недоступной. Татьяна Соломатина («Политика в сфере здравоохранения») отметила несколько важнейших тем. Одна из них — проблема больных орфанными (редкими) заболеваниями. По мнению Соломатиной, оказание помощи таким больным для региона оказывается задачей непосильной, это должно решаться на федеральном уровне.

Антисоциальным по сути является и то, что люди преклонного возраста, к тому же болеющие хроническими заболеваниями, вынуждены ежемесячно тратить на лекарства по 3,5-5 тысяч рублей. А дороговизна лекарств идет от того, что они в основном импортные, программа же импортозамещения в фармакопее должным образом не работает. И это, по сути, дело федеральных органов власти, федеральной политики.

Что касается возможности решения каких-то проблем на региональном уровне, то в рамках предстоящего Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Томске делаются шаги по интеграции НИИ кардиологии в региональную систему здравоохранения. Это наряду с предпринятыми уже шагами должно сыграть важную роль в борьбе с грозным недугом, надеется Соломатина.

Аркадий Эскин («Честная и эффективная экономика») считает, что импортозамещение в сложившихся условиях должно стать законом для госкорпораций и бюджетных организаций. При оформлении соответствующих госзаказов преимущество должно отдаваться местным производителям, как это уже у нас делается с «Газпромом», «Росатомом», «Сибуром». А политика местных властей должна быть направлена на поддержку предприятий, ориентированных на экспорт.

Острым стало и выступление и Надежды Лыжиной («Образование и культура как основа национальной идентичности»). Она говорила о все увеличивающемся дефиците кадров в школе, о необходимости создания условий для обучения одаренных детей, о проблеме детей гастарбайтеров, которые из-за плохого знания русского языка испытывают проблемы с обучением, что в конечном счете заставляет их маргинализироваться — они утратили связь со своей национальной культурой, но и не смогли интегрироваться в новую культурную среду. И это, так или иначе, приводит к межнациональной напряженности.

По словам Лыжиной, с повестки дня не сходит и вопрос оплаты учителей. В соответствии с федеральным законом базовая ставка учителям определяется в 30 %, а 70 % — на усмотрение коллег. Мало того, что он несправедливый, но поскольку объективно ведет к произволу, следствием его является рознь в педагогическом коллективе, а это не может не отразиться и на качестве преподавания.

Трудно себе представить, что депутаты Госдумы РФ не понимали смысла и последствий принимаемого ими закона. Ведь достаточно было представить, что аналогичный закон они принимали бы для себя: 30 % — базовая ставка, а остальные 70 % назначал бы Совет ГД...

Анатолий Долгов («Качество повседневной жизни») остановился на проблеме ветхого жилья. Он отметил не поддающийся рациональному объяснению принцип включения того или иного жилья в реестр ветхих объектов.

Константин Юденко («За честные закупки») рассказал о мерах, предпринимаемых с целью повысить качество таких закупок и исключить коррупционную составляющую. Привел ряд примеров. Аркадий Эскин отметил, что видимые и выявляемые нарушения в этой области не всегда являются проявлением криминальных помыслов руководства. Иногда эти руководители ставятся в такую криминальную ситуацию своими вышестоящими, как правило, московскими хозяевами. Что опять-таки заставляет говорить в первую очередь не о субъективном, а объективном характере проблемы.

С заключительным словом выступил замгубернатора Анатолий Рожков. Вступил он остро, в ряде моментов не снимая ответственности с власти. Говоря о несправедливости в оплате труда учителей, отметил, что такой подход работает не на повышение качества обучения, только усиливает бумажную работу, работу для галочки, работу на то, чтобы казаться, а не быть. Все это является виной власти и ведет к разбалансировке системы образования.

Говоря о проблемах кадров, Рожков отметил: чтобы ее решить, у самих кадров нужна внутренняя мотивация. А это вопрос системного подхода. Замгубернатора также сформулировал одну принципиально значимую вещь: управлять надо процессами, а не людьми.

Заседание штаба прошло организованно, люди говорили то, что нужно для дела, а не для отчета. И представитель власти реагировал адекватно. И всему этому можно было бы только порадоваться. Но…

У нас есть органы государственной власти — федеральные и региональные, как исполнительные, так и представительные. Есть муниципальная власть. Есть масса общественных организаций и движений, таких, как например, общественные палаты, молодежные парламенты и пр. И, кажется, сколько бы ни создавалось новых организаций, им всем нашлась бы работа по выявлению недостатков и предложению по их устранению. Всего этого оказалось мало, и вот создали новую организацию с грозным названием Общероссийский народный фронт.

Казалось бы, она и должна служить той массовой социальной опорой национальному лидеру для решения именно тех задач, которые указаны в седьмой статье Конституции РФ. Но, к сожалению, реального движения с целью движения навстречу друг другу не видно. Верховного командующего общенародным фронтом не видно. Может именно потому, что он руководит людьми, а не процессами?