23 ноября, суббота
-10°$ 102,58
Прочтений: 12128

«Я – за ТВ2»

В который раз горько убеждаюсь: власть держит журналистов за идиотов. Нас даже уничтожить пытаются по-дурацки

Почему говорю «нас», когда речь идет об угрозе закрытия телекомпании ТВ2? Я — газетный журналист, работала в «Томских новостях», сейчас — в «АиФ», от телевизионщиков никак не завишу, разве что изредка выкладываю на их сайт статьи. Строго говоря, могу делать это и в другом месте — Интернет велик.

Просто за годы существования телекомпании стала воспринимать «тэвэдвашек» как родственников. (Я помню, как Аркаша Майофис все это придумал и организовал. Как сегодняшние «зубры» Денис Бевз и Сергей Колотовкин поступали на отделение журналистики ТГУ. Как еще работала в газете юная Оля Дубровская… И много еще чего было на моих глазах). Компания стала частью города, частью журналистского сообщества, частью меня.

Разговоры о том, что ТВ2 — «неудобная», что «они там допрыгаются», что с «властью надо дружить», велись давно. Но до нынешней весны все происходило по принципу: собака лает — караван идет. И это было нормально до рутинности. Должна же в уважающем себя городе в каком-то виде существовать оппозиционная журналистика? И вдруг по весне случилась история с фидером. Невероятная. Нелепая. Дурацкая!

Напомню кратко: с 19 апреля канал прекратил вещание из-за поломки фидера (антенно-фидерное устройство) на ОРТПЦ. И вроде все было цивилизованно: специалисты начали ремонт, перед телезрителями извинились за неудобства, компании ТВ2 пообещали возместить убытки. А 15 мая, в день рождения телекомпании, пришло предписание из Роскомнадзора. Надзирающий орган требовал возобновить вещание к 20 мая, пригрозив отозвать лицензию. Но возобновить было физически невозможно — ОРТПЦ еще чинил фидер.

История тут же приобрела политическую окраску: неугодную компанию пытаются таким образом закрыть!

Ее моментально подхватили СМИ из других регионов. Причин, на мой взгляд, было две. Первая: безусловное сочувствие коллегам — маленькой талантливой телекомпании из университетского города. Вторая: очень уж выразительной оказалась эта «история с фидером». Власть одной рукой затягивала возобновление вещания, а другой пыталась покарать журналистов за то, что вещание не ведется.

Дальнейшее город помнит и без меня.

…Акция протеста на Новособорной. Наклейки «Я — за ТВ2». Злое и радостное возбуждение. Мы готовы к драке. Много народу. Много резких комментариев на камеру.

…Акция под дождем на ступеньках СФТИ. Не такая многочисленная. И настроение — уже не такое приподнятое. На сайте ТВ2 висит «Хроника необъявленной войны». Пишем, что думаем. Тревожно.

Что, на мой взгляд, важно? В эти дни телекомпания стала для горожан символом противостояния власти. (Власти — в широком смысле). Понятным и осязаемым. Близким. И дело тут не в том, сколько у «тэвэдвашек» «ТЭФИ», громких проектов, интересных сюжетов или прощенных народом «косяков». Скорее в том, что нам всем есть что предъявить этой власти. Только мы не очень понимали, как сформировать этот разномастный протест. А тут — красной тряпкой — наезд на телекомпанию, традиционно внимательную к нуждам населения. Да разве ж население спустит?!

И понеслось. Лозунги, плакаты, шуточки про «главный фидер всей страны», песенки… В общем, «ответка» получилась довольно-таки едкой.

Фидер починили даже раньше, чем обещали, телекомпания возобновила вещание в полном объеме. Лицензия была продлена. Мы вздохнули с облегчением и поздравили друг друга с победой в первом бою. Было ясно — война только начинается.

Но потом настало ленивое лето, за ним — хлопотливая осень. Все вошло в привычную колею, журналисты занялись своими делами. И вдруг новое сообщение — как гром среди ясного неба: «Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) в одностороннем порядке расторгает договор на вещание с томской телекомпании ТВ2. Руководству канала было направлено уведомление о прекращении распространения сигнала ТВ2 с 1 января 2015 года».

Как? Почему? Что на этот раз?

«Согласно заявлению, договор между телекомпанией ТВ2 и томским передающим центром может быть расторгнут «в случае, если одна из сторон выразит такое намерение до истечения срока его действия». «РТРС не сомневается, что руководство ЗАО «Телерадиокомпания ТВ2» прибегнет к судебным искам, одновременно используя тактику давления через публикации в СМИ о «политическом» характере решения о расторжении договора. Именно такие действия ЗАО «Телерадиокомпания ТВ2» в отношении РТРС весной 2014 года послужили толчком к принятию нынешнего решения. Напомним, что в апреле 2014 года в результате аварийной ситуации была прекращена трансляция телеканала ТВ2. Все то время, которое потребовалось РТРС для замены неисправного оборудования и возобновления вещания, руководство ЗАО «Телерадиокомпания ТВ2» вело активную кампанию в СМИ, пытаясь придать технической проблеме характер «политического заказа». После того, как РТРС досрочно возобновил вещание телеканала, ЗАО «Телерадиокомпания ТВ2» потребовало исключительных условий для обеспечения своей деятельности», — говорится в официальном заявлении РТРС.

В сообщении подчеркивается, что ведомство уважает своих партнеров, особенно в регионах, «но в данном случае, и мы в этом уверены, руководство ЗАО «Телерадиокомпания ТВ2» вышло за границы допустимого между деловыми партнерами».

Ага. Шуточки про «главный фидер всей страны» аукнулись. Интересно, почему именно сейчас? Не весной, в разгар событий. Не летом, не осенью. Зимой, за месяц до предполагаемого расторжения договора. Зимой, когда уличный митинг собрать куда труднее, чем в теплое время. Зимой, после сюжетов о том, как губернаторская машина дважды попала в аварию в нечищеном городе, а затем глава региона послал всех на юг. Совпадения?

Кстати, еще о границах допустимого. Совсем незадолго до этого письма РТРС прислало ТВ2 новые тарифы, а директор филиала «РТРС» Томский ОРТПЦ Владимир Юршин — разные дополнения к действующему договору в связи с тем, что они переносили оборудование. То есть партнерская работа шла своим чередом. И вдруг внезапно вспомнилась обида полугодовой давности. Мгновенно сузились «границы допустимого». Ровно через день после продления лицензии до 2025 года.

И никакой реакции.

Молчит губернатор в ответ на открытое письмо основателя компании ТВ2 Аркадия Майофиса,главного редактора Виктора Мучника, директора Светланы Середы. Молчит (из Москвы) уполномоченный по правам предпринимателей Томской области. Молчат слуги народные — депутаты. Молчит правление Союза журналистов. ТВ2 пытаются убить в тишине.

Что будет дальше? Оптимистичный вариант развития событий: здравый смысл и закон возобладают, компания продолжит работать. Пессимистичный вариант: журналисты и остальные сотрудники пойдут на улицу. Кто-то найдет место, кто-то расстанется с профессией. Навсегда.

Через некоторое время томичам предложат новую, подконтрольную обладминистрации телекомпанию. Наберут мальчиков-девочек с факультета журналистики — самых симпатичных, умненьких и талантливых. Таких, которым даже пальчиком грозить не надо — сами все понимают. А «старичков» куда? Они, в одночасье потеряв работу и любимую компанию, не вымрут, как мамонты. Во всяком случае, не сразу. Они разлетятся по Томску и окрестностям злыми, ненавидящими власть осколками. Профессионалами, которым нечего терять. На которых власть еще не раз больно напорется. Не с экрана телевизора — так в Сети.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора