НеСАХарная работа (фото)
Казалось бы, для «Спецавтохояйства» затяжные снегопады — экзамен привычный. Но есть нюанс — подготовка в нему в этом году шла не в самых комфортных условиях. Летом и осенью «САХ» основательно трясло: угроза банкротства, публичные протесты рядовых сотрудников, непонятные диверсии, угрозы рейдерского захвата. Чтобы стабилизировать ситуацию, властям даже пришлось внепланово выделить предприятию бюджетный транш — около 300 миллионов рублей.
— Ради вас иду на дефицит бюджета, по сути, нарушаю свое предвыборное обещание, — заявил осенью Иван Кляйн общему собранию коллектива. «Посмотрим, что будет зимой», — хмыкнул тогда один из присутствующих на том совещании коллег-журналистов.
Владимир Хан предлагает несколько улиц на выбор — там, где работает техника. В итоге едем на Белинского. — Вот обратите внимание, какая здесь колея, — комментирует, сидя за рулем Сухушин. — Сутки назад здесь проходил грейдер и все сбивал, а сегодня днем было тепло и шел снег, вечером подморозило. В результате все надо делать заново, причем сегодня же. Если колея простоит до утра — сбить ее будет на порядок сложнее, а это затраты.
— Все как обычно, в приоритете улицы первой и второй категории, из последних важнее те, по которым ходит общественный транспорт, — берет слово Владимир Хан. — Снегопады сейчас идут интенсивные, но пока переводить уборку в чрезвычайный режим все-таки оснований нет. Ажиотаж ведь даром не проходит. Сверхплановые нагрузки, во-первых, вредят технике, во-вторых, ломают экономику предприятия. Каждый лишний метр, который проедет грейдер или грузовик, стоит денег.
Общая стоимость муниципального годового муниципального контракта на уборку городских улиц составляет около 350 миллионов рублей. От прямого ответа на вопрос — выше или ниже реальные затраты в этом году — Борис Сухушин уходит.
— Есть такое показатель кратность, — разъясняет он детали работы предприятия. — В контракте заложено, сколько раз мы должны пройти ту или иную улицу, расчеты проводятся, исходя из среднестатистической погоды. На практике же бывает по-разному, если погодные условия требует большей кратности, то мы на это идем и вполне можем остаться и в минусе.
Пока телекамеры снимают работу грейдеров и погрузчиков на Белинского, Владимир Хан рассказывает о классических проблемах, с которыми сталкивается спецтехника ночью. Главный бич, по его словам, припаркованные машины.
— Есть ряд улиц, которые заставлены круглосуточно, особенно это характерно для дорог второй категории, — говорит он.
— Зато для жителей улиц третьей категории появление любого трактора, наверное, маленький праздник, — поддерживает разговор одна из коллег.
Владимир Хан в ответ разъясняет, что по контракту улицы третьей категории должны чистится раз в неделю. «А на практике?», — уточняю у чиновника.
Уезжаем с Белинского, следующая остановка — снегоотвал. Сейчас их в городе три. Для посещения выбираем ближайший — тот, что в поселке Хромовка. На общий вопрос, как сейчас обстоят дела со снежными полигонами, шеф «Спецавтохозяйства» заверяет, что особых проблем нет, а заммэра поправляет, что снегоотвалов все-таки не хватает.
— Действующие полигоны находятся в северной части города, туда же свозится снег и с Кировского района — это неудобно и опять же дорого, — разъясняет детали он. — У нас подобрано более десятка резервных площадок под такие объекты, но вот в южной части города подобрать место под такой объект не удается. Связано это с тем, что площадка не должна вызывать возражений у экологов, а также находится вдали от населенных пунктов. Иначе люди будут жаловаться на шум ночью. В Кировском районе не получается найти такое место, во всяком случае пока.
Вместе с фотографом идет поближе посмотреть процесс разгрузки. Удается перекинуться несколькими фразами с водителем грузовика. Автомобиль, судя по всему, из новых — тех самых, что купили на выданную осенью субсидию. Водитель в оценках машины сдержан. Впрочем, признает, новую технику осваивать всегда интересно. Интересуюсь обстановкой в коллективе. Мужчина в ответ жмет плечами. — Когда перевели на сдельную оплату труда, кому-то не понравилось, кто-то ушел, кто остались — привыкли к новой системе. Есть плюсы, есть минусы. В общем работаем, вывозим город.
— Сейчас эффективность маршрутов оценить сложно, вот на этой неделе также ночью засекали: сколько одна машина в среднем идет от места загрузки до отвала, ряд других тонкостей оценивали, — рассказывает Хан.
Возвращаюсь к грузовику. «А что, у вас руководство вот так ночами регулярно работает?» — любопытствую у водителя. «Бывает, катаются. И этот зам тоже ездит периодически», — флегматично откликается мужчина. — А тебе зачем?» — «Так… Мелкое любопытство», — отмахиваюсь в ответ.