Омбудсмен уехал, но обещал вернуться (фото)
Наш регион, похоже, находится в зоне пристального внимания детского омбудсмена Павла Астахова. Вчера он завершил уже третий по счету визит в наш город. И это при том, что с момента предыдущего, он состоялся в июле, не прошло и полугода. Кроме того, федеральный уполномоченный по правам ребенка регулярно комментирует различные томские истории посредствам интернет-сервисов. В общем, федеральный детский ревизор томичам уже почти родной.
Первый визит Павла Астахова был обставлен в достаточно жесткой стилистике. Например, по итогам первого приезда — в декабре 2010 года — уполномоченный заявил, что отчетность, которая приходит из Томской области, явно приукрашивает действительность. Вернувшись в Томск три с половиной года спустя, детский обмудсмен констатировал, что ситуация с защитой детства в регионе улучшилась, предварительно отправив в детдома так называемый «детский спецназ» — специальных аудиторов из своего аппарата. Они разобрали работу 20 учреждений региона буквально по косточкам и нашли небольшие недостатки.
— Когда мы общались в июле, то договорились с Сергеем Жвачкиным, что проведем такое мероприятия в ноябре, — прокомментировал омбудсмен. — Мы не случайно выбрали площадкой для профессиональной дискуссии ТГУ. Как раз сейчас такие встречи для очень важны, профессионалам в сфере защиты детства необходимо общаться, спорить, выявлять наиболее оптимальные и эффективные методики. В этом смысле потенциал Томска высок, здесь высок уровень научной мысли, здесь активное профессиональное сообщество. Мне известно, что властям поступает довольно много предложений по различным методикам, которые можно внедрять, бывает, даже сложно выбрать, что более эффективно. Но в любом случае то, что такие инициативы есть — очень хорошо. И мой нынешний визит в значительной степени связан с этим.
— Федеральная стратегия предписывает, чтобы этот показатель к 2018 году вырос до 90 %, — сказал в своем докладе губернатор. —Уверен, мы в Томской области эту задачу решим раньше.
— В вашей области, как и во многих других регионах страны, принят закон о запрете нахождения на улице детей без сопровождения взрослых. Однако какой-либо ответственности за него не предусмотрено, эта составляющая почему-то выпадает, — отметил обмудсмен. — При этом мы видим, что в некоторых регионах после принятия похожих законов доля преступлений, совершенных несовершеннолетними и по отношению к несовершеннолетним, падает. Например, в Архангельской области этот показатель снизился почти в два раза, а в Краснодарском крае — на две трети. А в Томской области наоборот есть даже тенденция к росту.
Еще одну негативную тенденцию обозначила уполномоченный по правам ребенка в Томской области Людмила Эфтимович. — У нас обостряется ситуация с нехваткой специалистов-логопедов, при этом у ребятишек в тех же детдомах растет число речевых нарушений, — отметила она в своем выступлении.
В свою очередь губернатор с ходу перевел эту проблему в задачу. — Когда слышу, что в Томске, в каких-то сферах не хватает кадров, меня колотить начинает! СибГМУ выпускает сотни специалистов в год, ТГПУ еще сколько же. И у нас логопедов не хватает. Ну как так? — не стал скрывать эмоций Сергей Жвачкин. — Будем разбираться в ситуации, предполагаю, ее можно будет улучшить, частично вернувшись к практике распределения после вузов.
Другим моментом, требующем внимания, Павел Астахов назвал количество детей в областном Доме ребенка — Вот у вас Дом ребенка один на всю область, в нем 140 человек, это учреждение хочет пристраивать детей, а нам вот кажется, что, наоборот, в таких учреждениях детей должно быть как можно меньше, тем более, что ребятишки в возрасте от нуля до трех лет наиболее востребованы в плане усыновления, — высказался обмудсмен. — Впрочем, надо посмотреть, откуда берутся эти 140 детей. Насколько мне известно, частично у вас в нем содержатся даже не сироты, а ребятишки, которые, вроде как, находятся там временно, по заявлению мамы. Не надо мариновать их в учреждениях здравоохранения. Что им делать в Доме ребенка? Для них должен быть создан детский садик.
В то же время в целом уровень устройства сирот в семьи, по мнению Астахова, в регионе выстроен неплохо. — У вас в девяти детдомах на начало года находился 381 ребенок, сейчас уже меньше. А если взять два года назад, то в детских домах содержалось около 450 детей-сирот, то есть налицо позитивная динамика, — привел он цифры, общаясь с журналистами. — Сейчас на один детский дом приходится примерно по 30 с небольшим человек, это уже малокомплектный детский дом семейного типа.
— По всем моментам, за которые нас критиковал детский спецназ, есть подвижки, отдельные замечания устранены полностью и хорошо, что эти замечания были, они — из категории конструктивной критики, — подчеркнул в свою очередь Сергей Жвачкин. — Думаю, сегодняшняя конференция не последняя. Будучи регионом с хорошо развитым научно-образовательным комплексом, мы будем и дальше участвовать в профессиональных дискуссиях на тему защиты детства, выходить с инициативами и на федеральный уровень.