23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 4962

Когда накапает на капремонт

Фото: Depositphotos/kalinovsky

Региональный фонд капитального ремонта жилья обязуется отремонтировать только в Томске 17 домов. Уже в этом году. Сколько удастся отремонтировать в будущем — зависит от всех томичей, которые в октябре уже начали получать платежки фонда. Сколько фонду накапало за первый месяц — точно еще не подсчитали, но даже при стопроцентной собираемости, что нереально, не больше 63 миллионов рублей. Итого, за год в фонде должно собираться чуть больше 750 миллионов наших с вами рублей. Плюс муниципальные, областные дотации и субсидии федерального бюджета. Загадывать не будем, но больше миллиарда рублей в год фонд, по идее, должен аккумулировать. Деньги немаленькие, но и объемы капремонта по разным подсчетам исчисляются десятками миллиардов рублей. Кто говорит — 30 миллиардов надо, кто — все 80, но понятно одно. Платить за капитальный ремонт своего жилья рано или поздно все равно придется всем.

Председатель одного из ТСЖ, пожелавшая остаться неизвестной, ведет меня на технический этаж стандартной хрущевки. У нее «все ходы записаны», вплоть до десятой части дроби, но я упрощаю.

— С меня за капремонт крыши попросили три миллиона рублей. Крыша течет, надо ремонтировать, слов нет. В месяц по утвержденным фондом минимальным тарифам я могу собрать со всех жителей на капремонт примерно шесть тысяч рублей. В год получается 70 тысяч. Значит, на ремонт своей крыши мы будем копить примерно 40 лет», — говорит она.

— Дом с текущей крышей столько не простоит? — предполагаю я.

— Жильцы столько не проживут! — говорит председательница. — У меня ж большинство соседей пенсионеры, а молодежь 40 лет жить в «хрущевке» не собирается.

— Что делать будете?

— Однозначно буду говорить, чтобы начинали платить по платежкам фонда капитального ремонта, проектно-сметная документация, слава богу, уже есть, будем пытаться попасть в планы капитального ремонта на будущий год, другого выхода нет, — поясняет собеседница.

— А если кто-то откажется платить?

Председательница смотрит на меня недоумевающе.

— Если в доме есть неплательщик, ремонт могут не начать до погашения задолженности. Но уж если начнут, то принимать результаты ремонта тоже мы будем, а не как раньше, кто-то приехал, что-то подписал, жильцов не спросили, живите, как хотите, — отвечает женщина.

Таких председательниц ТСЖ в Томске не так много. Но они потому и шифруются сейчас, что надеются первыми встать в очередь на капитальный ремонт, пока остальные раздумывают.

А между тем, думать надо быстро. Времени до нового года не остается, а с января 2015 года неплательщикам будут начисляться пени. В этом году, пока идет отладка системы, директор областного фонда капитального ремонта Сергей Световец пообещал пеней не начислять.

— Где-то банк не отладил еще систему приему наших платежей, где-то у людей возникли вопросы по размеру собственной жилплощади, — говорит он так быстро, что становится понятно — не первый раз за месяц объясняет. — Но мы идем навстречу, все знают наш адрес на Карла Маркса, 7, туда можно прийти со свидетельством о собственности, свидетельством о приватизации, где указаны ваши квадратные метры, и мы поменяем размер платежа, а деньги обязательно вернем. Мы открыты для всех, готовы ответить на все вопросы.

Вопросов и правда возникает множество. Заммэра по городскому хозяйству Владимир Хан даже собрал специальное совещание руководителей управляющих компаний, потому что только на его имя в мэрию Томска приходят десятки обращений и вопросов по фонду, на которые вполне могли бы ответить работники управляющих компаний. Они к народу ближе.

— А как дом может быстро попасть в планы капитального ремонта?

— Дом должен быть оценен по четырем критериям, — отвечает Световец. – Это год ввода эксплуатацию — чем старше дом, тем вероятнее ремонт, сведения о проведенных или наоборот о не проведенных в доме ремонтах, способ управления домом и готовность дома к ремонту, грубо говоря, наличие проектно-сметной документации. Если ПСД нет, то тогда мы заказываем ее, проводим экспертизу, согласовываем с собственником и только после этого дом может быть поставлен в план капремонтов.

— Вот, спрашивают, что будет, если банк, в котором размещены средства фонда, обанкротится? — спрашивает Хан.

В Томске конкурс на ведение счета фонда выиграл «Газпромбанк». Операторами по сбору платежей выступают также непоколебимые «Сбербанк» и «Почта России». Для многих, несмотря на одиозность, это такие же символы государства, вроде Кремля. Последний раз Кремль лишали лицензии в 1812 году, но все же…

— Средства фонда гарантированы государством, — отвечает Световец, — и даже если представить себе невероятную ситуацию банкротства банка-оператора, то деньги на капитальный ремонт по закону не входят в общую конкурсную массу и не подлежат выдаче кредиторам банка.

— Ясно, — кивает Хан, — то есть бюджет гарантирует, что деньги никуда не пропадут.

— А можно открыть спецсчет и собирать средства на капитальный ремонт в другом банке? — это уже вопрос из зала.

— Можно, — соглашается Световец, — но тогда, если собственники выбирают другой банк, все расходы по печати и рассылке квитанций берут на себя они. На собственников же лягут расходы по ведению счета. Если же квитанции идут через нас и платежи на капитальный ремонт собираются на общем счете оператора, то эти расходы берет на себя областной бюджет.

— Тогда еще вопрос: а что можно отремонтировать на средства фонда? Подъезд можно? — интересуется заммэра.

— Нет, — отвечает Световец, — и это тоже определено законом. На средства фонда можно отремонтировать шесть вещей в многоквартирном доме: подвал, фундамент, фасад, инженерные коммуникации, лифты и крышу.

Я вспоминаю председательницу ТСЖ с ее крышей и анекдот про «заповедей всего десять, но прелюбодеяние вошло».

Крыша вошла.