Антинаркотический фронт — 2
Силовики фиксируют рост числа преступлений, связанных с незаконных оборотом наркотиков: их стало больше примерно на четверть. А медики иллюстрируют картину еще одной цифрой: за десять месяцев нынешнего года от осложнений со здоровьем, вызванных употреблением наркотиков, в регионе скончались 54 человека — это в три раза больше, чем было в прошлом году.
Такие данные, выступая на пресс-конференции в РИА Томск, привела главврач областного наркологического диспансера Елена Редченкова.
— В 52 случаях причиной гибели становилась передозировка героином, в двух других — употребление синтетических наркотиков: в одном это было внутривенное вещество, известное как «скорость», в другом — курительная смесь «спайс», — уточнила специалист.
— Пока причина смертей чаще бывает связана с натуральными наркотиками. В то же время последствия употребления «синтетики» гораздо чаще становятся причиной обращения в скорую помощь, таких случаев в этом году зафиксировано 555, — отметил глава облздрава Александр Холопов.
Чуть больше месяца назад массовые случаи тяжелого отравления курительными смесями были зафиксированы в двух регионах страны — в Кировской области и у наших северных соседей — в Ханты-Мансийском автономном округе. В больницы в общей сложности попали более 500 человек, из них 13 погибли. Елена Редченкова на днях вернулась со всероссийского съезда представителей региональных наркологических служб, на котором специалисты из ХМАО представили аналитический доклад о сложившейся у них ситуации.
— Причиной отравлений была курительная смесь нового типа — обозначается как MDMB. На момент трагических событий она не была внесена в список запрещенных, — поделилась подробностями Редченкова. — Вещество высокотоксичное, действует практически сразу же после употребления. Вызывает сильный бред, галлюцинации, потерю ориентирования в пространстве, слабость, нарушения памяти, дает сильнейшую нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Его особенность заключается в том, что симптомы сначала возникают, потом уходят, а потом возвращаются вновь и начинают проявляться с новой силой. В результате многие пострадавшие впадали в кому, из которой некоторые выйти так и не смогли.
Оба участника пресс-конференции сошлись во мнении, что от повторения подобных случаев не застрахован ни один регион страны. «Опасность химических наркотиков в том, что они постоянно трансформируются. Как очередная версия наркотика скажется на здоровье, предугадать невозможно», — пояснила Редченкова.
Некоторые меры предосторожности в Томской области все же приняты. Химическая формула вещества, ставшего причиной трагедий в ХМАО и Кировской области, внесена в базу данных диагностического оборудования областного наркодиспансера.
— Аппаратура, закупленная для учреждения в прошлом году, позволяет выявлять факты употребления наркотиков даже тогда, когда после этого прошло 7-10 дней. Причем аппарат также умеет распознавать разные виды наркотиков — в нем есть соответствующий перечень, с которым сверяются результаты анализа, — поясняет Александр Холопов. — Мы внесли в эту базу информацию, предоставленную нашими коллегами из Сургута. Теперь в случае, если в поле зрения диагностов попадет кто-то, употребивший спайс, который привел к ЧП, аппарат это распознает, и мы сразу же сообщим о таких случаях. Пока их не было.
Главврач областного наркодиспансера рассказала об еще одной негативной тенденции: их «клиентура» молодеет. В прошлом году с просьбой проверить ребенка на употребление наркотиков в учреждение обратились около 850 семей, в этом году их будет примерно столько же. В основном родители приводят на диагностику школьников в возрасте 15-17 лет. Однако попадаются и ученики средней школы.
— Самому младшему ребенку, у которого подтвердилось употребление веществ, было 11 лет, — уточнила Елена Редченкова. — Родители, обращаясь к нам за консультацией, как правило, ставят жесткое условие об анонимности, такая форма консультаций у нас существует. Увы, в большинстве случаев опасения родителей подтверждаются, это, конечно, приводит к очень тяжелым сценам, иногда взрослые с трудом удерживаются от рукоприкладства. Мы со своей стороны стараемся оказывать еще и психологическую поддержку родителям, они зачастую просто не знают, как реагировать на ситуацию. Только лишь наказаниями проблему не решить. Более того, глубинные причины склонности ребенка к употреблению наркотиков, как правило, лежат в семейных отношениях, выправить их без участия специалиста бывает непросто.
Говорили и о законодательных новшествах — о возобновлении возможности отправлять наркоманов на принудительное лечение. Теперь это можно сделать в судебном порядке, соответствующее изменение в федеральном законодательстве вступило в силу в мае. «Считаю, что возвращаться к советской практике тотального принудительного лечения наркоманов все-таки не стоит. И все же возможность такого воздействия должна быть», — высказал свою точку зрения Александр Холопов.
Еще одно законодательное нововведение, скорее, из категории «пряников». Оно предусматривает возможность получить государственные сертификаты на оплату реабилитации. Такие документы позволяют ежемесячно оплачивать нахождение в центре на сумму 20 тысяч рублей. В Томской области на эти цели в этом году выделено пять миллионов рублей.
— Сначала больной должен будет пройти курс лечения в областном наркологическом диспансере, врачи которого уже и будут решать, целесообразно ли ему оказывать поддержку в оплате услуг по реабилитации, — разъяснил глава облздрава. — Выбрать реабилитационный центр обладатель сертификата может по своему усмотрению, однако обязательным условием будет являться наличие у учреждения государственной аттестации. Все-таки бюджетные деньги должны попадать в организации, в которых и методики, и условия содержания соответствуют определенной планке.
Александр Холопов уточнил, что государственная аттестация — дело добровольное.
— У нас в регионе сейчас действуют порядка 40 частных реабилитационных центров, аттестацию пока получили только три. Еще восемь структур сейчас готовятся пройти эту процедуру, — сказал представитель белого дома.
В свою очередь Елена Редченкова отметила, что качество работы реабилитационных центров, действующих в Томской области, заметно отличается.
— Есть организации, в которых работают серьезные специалисты, где используются общепринятые и доказавшие свою эффективность методики восстановления — такие, как «12 шагов». Но есть и структуры, которые под видом бесплатной реабилитации попросту используют попавших в беду людей как бесплатную рабочую силу и зарабатывают на этом деньги.
Директор одной из реабилитационных клиник, получивших госаккредитацию, Вадим Малютин отметил, что появление синтетических наркотики особым образом сказалось на работе его центра.
— С одной стороны, психологический механизм зависимости всегда один и тот же, — отметил он. — И в то же время могу точно сказать, что за последние два года работать нам стало сложнее. Например, заметно вырос средний срок реабилитации. И это объяснимо: химические наркотики более агрессивно влияют на головной мозг. К сожалению, достаточно серьезные изменения происходят даже при сравнительно небольшой продолжительности их употребления.
На реабилитацию по государственным сертификатам в регионе уже направлено примерно 170 человек. А вот практика судебного понуждения наркоманов к лечению в нашем регионе пока отсутствует.