22 ноября, пятница
-11°$ 100,68

Переходный период

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

История со сдачей пешеходных переходов, построенных компанией, которой управлял областной депутат Василий Музалев, может закончиться, как угодно. Скорее всего, мэр и владельцы «Сибмоста» просто договорятся о размере компенсации. Но произойдет это в суде, потому что в этой истории уже прокуратура и следственный комитет. Бизнес больше не понимает повадок нового градоначальника.

Наезд администрации на подрядчика строительства развязки на Пушкина ввел в ступор всех, кто работает по крупным муниципальным контрактам. Такого не должно было произойти ни при каком сценарии, потому что «Сибмост» — нормальная компания. Все об этом знают. После того, как выигрывались тендеры на строительство водовода в северной части Томска, после историй с «Северной группой» и «Сибстройнефтью», Музалев должен занимать последнюю строчку в списке людей, к которым могут быть претензии по муниципальным контрактам.

На прошлой неделе сначала прокуратура заявляет о своих претензиях к подрядчику пушкинской развязки. Потом в мэрии Томска вяло начинают реагировать по сумме претензий. Потом — не вяло. Появляется цифра — 300 миллионов рублей. Столько, по словам представителя мэрии, «Сибмост» должен вернуть в бюджет. А в конце недели уже заммэра по капитальному строительству Павел Подгорный, который лучше всех нас вместе взятых знает, как «поворачиваются» строительные госконтракты, официально говорит, что «Сибмосту» будет предъявлена претензия на 300 миллионов, после чего, скорее всего, будет арбитражное разбирательство.

Из коротких разговоров с чиновниками и бизнесменами я понял, что к этой истории никто был не готов. Они год обсуждали статус бесхозных объектов, не переданных городу, долги и прочее. И через год после выборов мэра прокуратура требует возбудить уголовное дело, потому что надземные пешеходные переходы были по-другому «осмечены» в контракте.

Не буду повторяться, вы все читали новости. «Сибмост» должен был построить семь подземных пешеходных переходов, но подземных построил из них всего два. Остальные — надземные.

Ни я, ни мои дети не ходят там через дорогу, поэтому у меня нет никакого мнения о том, какие именно пешеходные переходы нужны в этом месте. Я не знаю. Мне кажется, это вообще глупый спор, не технологический, когда инвалиды по зрению спорят с теми, кто лишен возможности ходить. Так что этот момент я пропущу.

И городу, и компании «Сибмост» было проще и уютнее строить надземные переходы. С любой точки зрения. Даже с точки зрения денег в контракте. Насколько я знаю, мэрия до сих пор должна подрядчику на этом объекте около ста миллионов рублей. Но скорректированный проект в контракт тогда вписали. Ну, или втиснули — называйте это, как хотите.

Но вместе с переходами в проект втиснули и субподрядчиков, которые участвовали в строительстве надземных переходов. Это известные персонажи из окружения бывшего мэра Томска.

Когда я выше говорил о том, что будет придумана какая-то сумма компенсации, имел ввиду вот что. Было бы справедливо, чтобы именно эти люди скинулись и вернули городу деньги. Ребята, вы уже заработали. Заработали, засунув себя в главный инфраструктурный проект города.

И у меня справедливый вопрос к мэру, который в октябре будет отмечать год во главе города. Поздравлю, но позже. Мэр, ты кого хочешь наказать в этой истории? Город, жители которого не пользуются пешеходными переходами? Музалева? Николайчука?

Мне кажется, мэр сейчас вырыл такую яму, через которую не перепрыгнет больше никогда. Он сдал город. У него был год, чтобы договориться с владельцами «Сибмоста» об условиях завершения контракта. Вместо этого мэр обнуляет договоренности и требует контрибуции. Если бы он требовал ее со всех из своего окружения, это было бы понятно.

Год назад, когда Иван Кляйн стал мэром, я писал, что он будет относиться к городу, как к копилке, как к своей собственности, как к своему заводу. Вот эта история с пешеходными переходами как раз об этом. На подряд по ремонту городских дорог садят одно муниципальное «Спецавтохозяйство», потому что никому другому мэр не доверяет. Ему хочется с чистого листа. Поэтому нормальные подрядчики с заводами разбежались.

Кто город будет ремонтировать, мэр? Владелец «Водолея» или владелец «Дорожных технологий»?